Автобусный век: всегда в движении!
Важную дату отмечает сегодня могилевский автопарк. Ровно 100 лет назад
на улицах Могилева начали курсировать автобусы
Урчание двигателей автобусов давно стало частью городской симфонии. Ровно 100 лет назад, 11 декабря 1924 года, по улицам Могилева поехал первый автобус! Этот день стал началом новой эры городского транспорта. За эти годы автобус стал настоящим символом Могилева. Мы привыкли к тому, что в любой момент можем сесть в автобус и доехать до необходимой остановки.
Первый пошел
В Могилеве старт автобусным перевозкам был дан 11 декабря 1924 года, когда два автобуса начали выполнять регулярные рейсы по маршруту «Вокзал – Площадь» протяженностью 4 км. К концу 1925-го на маршрутах «Вокзал – Площадь» и «Площадь – Луполово» (длиной 2,5 км) уже работали три автобуса. Расписание их движения было согласовано с графиком поездов на железнодорожном вокзале.
Первыми автобусами, появившимися на улицах Могилева, стали два 14-местных автобуса марки «Уайт-АМО», которые выпускались на Автомобильном московском заводе на основе американского шасси White. Кроме того, в эксплуатации находились три автобуса марки Ford, каждый из которых вмещал 12 пассажиров.
В течение 1925 года предприятие обслужило около 190,5 тысячи пассажиров, а общая сумма выручки превысила 42 тысячи рублей. К слову, стоимость проезда зависела от маршрута: например, поездка от вокзала до Советской площади обходилась в 25 копеек, часть пути до улицы Миронова – в 15 копеек, в то время как участки «Миронова – Шкловский базар», «Шкловский базар – Пожарный переулок», «Пожарный переулок – Советская площадь» требовали по 5 копеек за каждый. Сразу были установлены и правила пользования общественным транспортом, а штраф за нарушение составлял 1 рубль.
Руководство Белавтопромторга, которое отвечало за пассажирские перевозки по всей БССР, отмечало, что могилевский гараж – «примерный во всей Беларуси».
В конце 1930-х годов парк состоял из 34 единиц техники. Почти сразу после освобождения города летом 1944 года начались работы по восстановлению городской транспортной системы. До марта 1945 года за это отвечала Могилевская автоэксплуатационная база, которая затем была переименована в Могилевскую автотранспортную контору № 1.
Постепенно парк пополнялся автобусами отечественного производства, что позволило к 1950 году увеличить количество автобусных маршрутов до 9. С 7 сентября 1954 года, когда был создан Могилевский межобластной автотранспортный трест, начинается новая страница в истории современного ОАО «Могилевоблавтотранс». В 1961 году было завершено строительство автобусного парка, рассчитанного на 100 машин.
С прицелом на будущее
Сегодня Могилевский филиал «Автобусный парк № 1» ОАО «Могилевоблавтотранс» – крупнейшее автотранспортное предприятие в регионе. Он занимается пассажирскими перевозками не только внутри города и области, но и за их пределами, включая международные маршруты, – презентует свое предприятие директор Виктор Лазаренко.
За 2023 год перевезли более 50 миллионов пассажиров. У нас на балансе 400 единиц техники. Но самое главное наше достижение – большой профессиональный коллектив, в котором работает более 970 высококлассных специалистов.
Участок грузового транспорта состоит из двух колонн. На вооружении колонны № 1 – 37 грузовиков МАЗ и КамАЗ, подвижной состав колонны № 2 – 41 машина МАЗ и Volvo. Кроме того, в наличии 49 прицепов и полуприцепов. К слову, встретить могилевские большегрузы можно не только в Беларуси и России (даже на Кольском полуострове), и в среднеазиатских республиках!
Карта городских маршрутов автопарка охватывает весь Могилев, позволяя пассажирам комфортно добираться до любого уголка областного центра. Ежемесячно городские автобусы работают на 44 маршрутах. Кроме того, создано 59 пригородных, 5 междугородных, 2 международных маршрута – в Москву и Смоленск.
В основном производственная база включает отечественные МАЗы.
В юбилейный год парк автобусов здесь заметно обновился. Приобретено более двух десятков новых автобусов для городских и международных маршрутов. В планах на 2025 год – закупка автобусов особо большой вместимости для городских линий, ведь город разрастается!
Повышенный комфорт, экологичность и ремонтопригодность – транспортники отмечают плюсы автобусов белорусского производства нового поколения. А чтобы их техническое обслуживание и ремонт проводились без задержек и переплат, в могилевском автопарке делают ставку на свое – в этом году автопарк запустил новый цех, и теперь ремонт гибких сочленений в имеющихся автобусах-гармошках обходится предприятию в разы дешевле.
Недавно в автопарке создали сервисный центр с новыми рабочими местами для обслуживания не только автобусов, но и других машин производства МАЗ. Сотрудники Центра постоянно повышают квалификацию, проходят обучение, в том числе в Индустриальном высокотехнологичном парке «Великий камень». Предприятию нужны молодые мотивированные кадры.
Главный двигатель
Начальник гаража Егор Абрамович, окончив в 2016 году машиностроительный колледж, пришел в Автобусный парк № 1 газоэлектросварщиком. Говорит, что сюда его привело не только распределение.
В свое время мой отец работал здесь водителем, – рассказывает Егор, – и мне показалось символичным продолжить его дело.
Молодой специалист не только держит марку в работе, но и заочно получил высшее образование. После отработки его повысили до старшего мастера, а затем предложили должность начальника гаража.
Для этого снова пришлось идти учиться – уже в Бобруйский механико-технологический колледж, – говорит он. – Сегодня у меня в подчинении 50 человек. Мне помогает то, что начинал с рабочей специальности, поэтому знаю все нюансы, а коллектив хорошо знает меня. У нас всегда много работы, и это здорово, ведь Автобусный парк № 1 растет, развивается, идет в ногу со временем. Поэтому желаю всем нам только зеленого света!
Семейная династия Храмцовых тоже хорошо известна в автопарке. С 1997 года через умелые руки слесаря Владимира Храмцова прошло немало машин. С 2002 года по стопам отца пошел старший сын Виталий. Сегодня он слесарь 6 разряда и бригадир, постоянно повышает свой профессиональный уровень. За добросовестный труд он не раз был отмечен почетными грамотами, в том числе от Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. А в 2019 году на предприятие пришла супруга Виталия – Татьяна, которая сегодня трудится оператором АЗС.
Семейную династию продолжил и младший сын Владимира Храмцова – Вячеслав. На предприятии он с 2011 года. Сейчас профессиональный рихтовщик руководит бригадой № 4.
У нас отличный коллектив, администрация, которая всегда рядом с работниками, – раскрывают секрет успеха Храмцовы. – Желаем нашему предприятию процветания, работникам – роста заработной платы, парку – увеличения подвижного состава, а пассажирам – комфортных поездок!
В день 100-летия пуска первого в Могилеве автобуса у проходной Автобусного парка № 1 торжественно открыли памятный знак в честь этой знаковой даты.
Екатерина ЛЬДОВА, фото автора
УНП 700847120