Темы

Техника для высоких достижений

Техника для высоких достижений

В 1994 году перед Президентом Беларуси Александром Лукашенко стоял выбор: следовать политике, заложенной законом о приватизации, оставить белорусские заводы воле судьбы – пусть выживет сильнейший, или до последнего бороться за предприятия, перешедшие в наследство Беларуси после распада СССР.

В 2020 году Президент поделился личным: «Я часто вспоминаю свою маму, которая меня с детства учила. Я уже Президентом стал, а она меня все учила. Она мне всегда говорила: не тронь чужого. Это закон моей жизни: все должно быть справедливо и чужого трогать нельзя».

Заложенные принципы легли в основу внутренней политики и прежде всего, в отношении белорусских предприятий: «Здесь вложен труд тех, кого уже с нами нет. Как мы можем взять это и продать? Во имя чего, зачем? Давайте попробуем сами поработать, чтобы тот товар, который вы производите, был нужен людям».

С места в карьер

30 лет – небольшой период в истории государства. Но каждый год отмечен определенной вехой. Первоначально Александр Лукашенко остановил необдуманную приватизацию заводов. По инициативе Президента белорусскому автопрому стала оказываться финансовая и административная поддержка, а развитие отрасли было возведено в сферу стратегического значения.

Глава государства и сейчас уделяет внимание техническому перевооружению и обновлению производственных мощностей. Президент участвует в переговорах с зарубежными компаниями о сотрудничестве в автомобильной сфере, использует личный авторитет для продвижения белорусской автотехники в другие страны мира. Результат налицо: поддержка автопрома позволила сохранить рабочие места и обеспечить социальную стабильность в регионах, где расположены производства отрасли, а белорусские предприятия стали брендом, узнаваемым во всем мире.

Один из крупнейших производителей карьерных самосвалов мира – по национальности белорус! Мы говорим о БЕЛАЗе!

Основанный в послевоенной Беларуси, в далеком 1946 году, завод торфяного машиностроения специализировался на производстве кусторезов, прицепных дорожных катков, снегоочистителей, поливомоечных машин. В 1958 году предприятие получило новое имя – «Белорусский автомобильный завод». Из его ворот вышел первый 25-тонный самосвал МАЗ-525 – предприятие перенимало опыт Минского автомобильного завода. Осенью 1961 года свет увидел и первый БЕЛАЗ: 27, 40, 80, 120 тонн – грузоподъемность желтых гигантов только росла. Белорусская техника стала незаменимым помощником при добыче твердых полезных ископаемых в условиях сурового климата и бездорожья.

В 90-е кризисные годы с развалом СССР у наших основных конкурентов из Америки и Японии появился шанс выкупить предприятие. Но что бы это значило для нас? Закрытие или, в лучшем случае, скатывание предприятия до уровня сборочного цеха, доходы которого шли бы за границу.

Но Президент сказал «нет», не сдавались и заводчане. Именно за спасение автомобильного гиганта, за самоотверженный труд и исключительные заслуги в развитии отечественного автомобилестроения генеральный директор Белорусского автомобильного завода Павел Мариев одним из первых в республике был удостоен звания «Герой Беларуси». В 2006 году во время посещения жодинского предприятия Президенту Александру Лукашенко продемонстрировали новую разработку – карьерный самосвал грузоподъемностью в 320 тонн.

Сегодня БЕЛАЗ – это 8 крупных предприятий, объединенных в один холдинг. Это 550 модификаций карьерной техники для работы в разных климатических условиях. Это поставки в 80 стран мира. Это один из самых крупных автомобильных «монстров» мира с грузоподъемностью в 450 тонн – БЕЛАЗ-75710. Это – бренд Беларуси!

Не отстает от головного предприятия и вошедший в 2004 году в состав БЕЛАЗа Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова. Еще недавно державшийся на плаву за счет поставок на БЕЛАЗ отдельных узлов, завод получил средства на модернизацию производства. Открывшиеся в результате санкций возможности напомнили, что заводчане умеют производить хорошую спецтехнику. Сегодня могилевчане производят новейший санкционно устойчивый, собранный из российских и белорусских комплектующих, полноприводный автомобиль МОАЗ-7505, самосвал-вездеход МОАЗ-7506, самосвалы, обеспечивающие работу в подземных условиях. Кроме того, МоАЗ активно работает над созданием электротехники, что весьма актуально для работы под землей. Думаю, разработки конструкторов БЕЛАЗа и МоАЗа нас еще удивят.

Легковой автомобиль – не роскошь

В строительстве легковых автомобилей мир ушел далеко вперед. Когда Президент озвучил свою мечту – построить легковой автомобиль в Беларуси, многие к ней отнеслись скептически.

Проектировать производство с нуля – сложная задача, рассчитанная на десятилетия. Именно поэтому нужно было найти союзника, обладающего опытом и технологиями. В 2011 году на помощь Беларуси пришла Китайская Народная Республика.

Решение о создании крупного автомобильного завода «БЕЛДЖИ» оказалось своевременным. Сегодня отечественный автопроизводитель не только удовлетворяет потребности белорусских автомобилистов, но и вносит весомый вклад в экономику страны, создает сотни новых рабочих мест как внутри производства, так и в смежных с ним сферах. Списочная численность предприятия составляет более 1350 человек.

Производственные мощности «БЕЛДЖИ» позволяют собирать до 80 тысяч автомобилей в год. А ведь предприятие рассчитано на 60 тысяч. Модернизация и оптимизация процессов уже позволили повысить скорость производства. Спрос на внутреннем и внешних рынках (в 2023 году предприятие реализовало в Российскую Федерацию примерно 80% продукции) позволило компании «БЕЛДЖИ» запланировать строительство второго цеха, что позволит значительно расширить линейку выпускаемых автомобилей, увеличить производительность до 100-120 тысяч автомобилей в год.

В 2023 году по итогам продаж в Беларуси автомобили СЗАО «БЕЛДЖИ» заняли первое место. Но и это не предел. К 2025 году Президент поставил новую задачу – выйти на серийное производство отечественных электромобилей.

Решению задачи способствуют ресурсы Белорусской атомной электростанции, развитие в Беларуси инфраструктуры электрозаправочных станций, растущие доходы населения, высокие темпы автокредитования и финансового лизинга. Глава государства обратил внимание и на вклад нашей страны в улучшение мировой экологии.

Стальная птица

Если «БЕЛДЖИ» – китайский опыт, модернизированный белорусским производителем, то российско-белорусский «Освей» – проект, разработанный с нуля.

В сентябре 2024 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь было ратифицировано межправительственное соглашение Беларуси и России о разработке и организации серийного производства легкого многоцелевого самолета.

По плану, над созданием 19-местного самолета работают специалисты как белорусских, так и российских конструкторских бюро. Производство комплектующих и самолетных систем также рассчитано на мощность двух стран, что придаст новый импульс работе Союзного государства. А вот окончательная сборка и в дальнейшем серийное производство будут организованы на дополнительных производственных площадях 558-го авиационного ремонтного завода в Барановичах.

Мы с вами – свидетели зарождения белорусской авиационной промышленности! Создание новой отрасли повлечет за собой освоение новых технологий, организацию новых рабочих мест. Новые перспективы появятся и у молодежи. Белорусская академия авиации уже анонсировала открытие новой специальности по подготовке авиаконструкторов. В будущем мы рассчитываем на самостоятельное конструирование авиационной техники. Беларуси необходимы специалисты в этой области.

Строить самолеты может себе позволить не каждая страна – это очень дорого. Но в этом и престиж: в мире не так много стран, имеющих собственное авиапроизводство.

Появление российско-белорусского самолета укрепит национальную безопасность Беларуси. Это наш ответ на западные санкции, наш шанс на независимость в небе. «Освей» позволит осуществлять пассажирские перевозки и грузовые доставки в соседние страны, что решит многие вопросы внутреннего рынка. Возможность посадки на водную поверхность, на неподготовленные полосы, на грунт в сложных метеорологических условиях делает его интересным и для внешнего покупателя. Десантирование парашютистов, спасательные операции МЧС, санитарных служб – это все «Освей».

По традиции, новым легким пассажирским самолетам дают имена крупных озер: в небе России летают «Ладога» и «Байкал». Союзный проект «Освей» получил имя в честь Освейского озера – второго по площади озера Беларуси.

Первые образцы самолета должны появиться к 2027 году. Однако спрос настолько высок, что большая часть бортов уже распределена между заказчиками еще до начала серийного выпуска. А это значит, что впереди у нас еще много новых проектов.

За последние годы сделано немало. Мы не только сохранили наши крупнейшие предприятия, но и практически с нуля создали важнейшие производства нашей страны. То, что когда-то казалось мечтой, сегодня – реальность.

Галина БЕЛЯЕВА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам​

Последние новости

Важные

Скидка на 18 месяцев! МТС запустил праздничное предложение для новых абонентов домашнего интернета

18 декабря 2024
Читать новость
Спорт

Тернистый путь к спортивному Олимпу

18 декабря 2024
Читать новость
Общество

Как выбрать безопасный сладкий новогодний подарок напомнили специалисты областной санэпидслужбы

18 декабря 2024
Читать новость
Важные

Лукашенко из Омана направился с рабочим визитом в ОАЭ

18 декабря 2024
Читать новость
Общество

Поздравления, подарки и матпомощь. Могилевская область присоединилась к акции “Профсоюзы – детям”

18 декабря 2024
Читать новость
Общество

С доставкой на смартфон: получайте извещение на оплату услуг ЖКХ в “цифре”

18 декабря 2024
Читать новость