Темы

Техника для высоких достижений

Техника для высоких достижений

В 1994 году перед Президентом Беларуси Александром Лукашенко стоял выбор: следовать политике, заложенной законом о приватизации, оставить белорусские заводы воле судьбы – пусть выживет сильнейший, или до последнего бороться за предприятия, перешедшие в наследство Беларуси после распада СССР.

В 2020 году Президент поделился личным: «Я часто вспоминаю свою маму, которая меня с детства учила. Я уже Президентом стал, а она меня все учила. Она мне всегда говорила: не тронь чужого. Это закон моей жизни: все должно быть справедливо и чужого трогать нельзя».

Заложенные принципы легли в основу внутренней политики и прежде всего, в отношении белорусских предприятий: «Здесь вложен труд тех, кого уже с нами нет. Как мы можем взять это и продать? Во имя чего, зачем? Давайте попробуем сами поработать, чтобы тот товар, который вы производите, был нужен людям».

С места в карьер

30 лет – небольшой период в истории государства. Но каждый год отмечен определенной вехой. Первоначально Александр Лукашенко остановил необдуманную приватизацию заводов. По инициативе Президента белорусскому автопрому стала оказываться финансовая и административная поддержка, а развитие отрасли было возведено в сферу стратегического значения.

Глава государства и сейчас уделяет внимание техническому перевооружению и обновлению производственных мощностей. Президент участвует в переговорах с зарубежными компаниями о сотрудничестве в автомобильной сфере, использует личный авторитет для продвижения белорусской автотехники в другие страны мира. Результат налицо: поддержка автопрома позволила сохранить рабочие места и обеспечить социальную стабильность в регионах, где расположены производства отрасли, а белорусские предприятия стали брендом, узнаваемым во всем мире.

Один из крупнейших производителей карьерных самосвалов мира – по национальности белорус! Мы говорим о БЕЛАЗе!

Основанный в послевоенной Беларуси, в далеком 1946 году, завод торфяного машиностроения специализировался на производстве кусторезов, прицепных дорожных катков, снегоочистителей, поливомоечных машин. В 1958 году предприятие получило новое имя – «Белорусский автомобильный завод». Из его ворот вышел первый 25-тонный самосвал МАЗ-525 – предприятие перенимало опыт Минского автомобильного завода. Осенью 1961 года свет увидел и первый БЕЛАЗ: 27, 40, 80, 120 тонн – грузоподъемность желтых гигантов только росла. Белорусская техника стала незаменимым помощником при добыче твердых полезных ископаемых в условиях сурового климата и бездорожья.

В 90-е кризисные годы с развалом СССР у наших основных конкурентов из Америки и Японии появился шанс выкупить предприятие. Но что бы это значило для нас? Закрытие или, в лучшем случае, скатывание предприятия до уровня сборочного цеха, доходы которого шли бы за границу.

Но Президент сказал «нет», не сдавались и заводчане. Именно за спасение автомобильного гиганта, за самоотверженный труд и исключительные заслуги в развитии отечественного автомобилестроения генеральный директор Белорусского автомобильного завода Павел Мариев одним из первых в республике был удостоен звания «Герой Беларуси». В 2006 году во время посещения жодинского предприятия Президенту Александру Лукашенко продемонстрировали новую разработку – карьерный самосвал грузоподъемностью в 320 тонн.

Сегодня БЕЛАЗ – это 8 крупных предприятий, объединенных в один холдинг. Это 550 модификаций карьерной техники для работы в разных климатических условиях. Это поставки в 80 стран мира. Это один из самых крупных автомобильных «монстров» мира с грузоподъемностью в 450 тонн – БЕЛАЗ-75710. Это – бренд Беларуси!

Не отстает от головного предприятия и вошедший в 2004 году в состав БЕЛАЗа Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова. Еще недавно державшийся на плаву за счет поставок на БЕЛАЗ отдельных узлов, завод получил средства на модернизацию производства. Открывшиеся в результате санкций возможности напомнили, что заводчане умеют производить хорошую спецтехнику. Сегодня могилевчане производят новейший санкционно устойчивый, собранный из российских и белорусских комплектующих, полноприводный автомобиль МОАЗ-7505, самосвал-вездеход МОАЗ-7506, самосвалы, обеспечивающие работу в подземных условиях. Кроме того, МоАЗ активно работает над созданием электротехники, что весьма актуально для работы под землей. Думаю, разработки конструкторов БЕЛАЗа и МоАЗа нас еще удивят.

Легковой автомобиль – не роскошь

В строительстве легковых автомобилей мир ушел далеко вперед. Когда Президент озвучил свою мечту – построить легковой автомобиль в Беларуси, многие к ней отнеслись скептически.

Проектировать производство с нуля – сложная задача, рассчитанная на десятилетия. Именно поэтому нужно было найти союзника, обладающего опытом и технологиями. В 2011 году на помощь Беларуси пришла Китайская Народная Республика.

Решение о создании крупного автомобильного завода «БЕЛДЖИ» оказалось своевременным. Сегодня отечественный автопроизводитель не только удовлетворяет потребности белорусских автомобилистов, но и вносит весомый вклад в экономику страны, создает сотни новых рабочих мест как внутри производства, так и в смежных с ним сферах. Списочная численность предприятия составляет более 1350 человек.

Производственные мощности «БЕЛДЖИ» позволяют собирать до 80 тысяч автомобилей в год. А ведь предприятие рассчитано на 60 тысяч. Модернизация и оптимизация процессов уже позволили повысить скорость производства. Спрос на внутреннем и внешних рынках (в 2023 году предприятие реализовало в Российскую Федерацию примерно 80% продукции) позволило компании «БЕЛДЖИ» запланировать строительство второго цеха, что позволит значительно расширить линейку выпускаемых автомобилей, увеличить производительность до 100-120 тысяч автомобилей в год.

В 2023 году по итогам продаж в Беларуси автомобили СЗАО «БЕЛДЖИ» заняли первое место. Но и это не предел. К 2025 году Президент поставил новую задачу – выйти на серийное производство отечественных электромобилей.

Решению задачи способствуют ресурсы Белорусской атомной электростанции, развитие в Беларуси инфраструктуры электрозаправочных станций, растущие доходы населения, высокие темпы автокредитования и финансового лизинга. Глава государства обратил внимание и на вклад нашей страны в улучшение мировой экологии.

Стальная птица

Если «БЕЛДЖИ» – китайский опыт, модернизированный белорусским производителем, то российско-белорусский «Освей» – проект, разработанный с нуля.

В сентябре 2024 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь было ратифицировано межправительственное соглашение Беларуси и России о разработке и организации серийного производства легкого многоцелевого самолета.

По плану, над созданием 19-местного самолета работают специалисты как белорусских, так и российских конструкторских бюро. Производство комплектующих и самолетных систем также рассчитано на мощность двух стран, что придаст новый импульс работе Союзного государства. А вот окончательная сборка и в дальнейшем серийное производство будут организованы на дополнительных производственных площадях 558-го авиационного ремонтного завода в Барановичах.

Мы с вами – свидетели зарождения белорусской авиационной промышленности! Создание новой отрасли повлечет за собой освоение новых технологий, организацию новых рабочих мест. Новые перспективы появятся и у молодежи. Белорусская академия авиации уже анонсировала открытие новой специальности по подготовке авиаконструкторов. В будущем мы рассчитываем на самостоятельное конструирование авиационной техники. Беларуси необходимы специалисты в этой области.

Строить самолеты может себе позволить не каждая страна – это очень дорого. Но в этом и престиж: в мире не так много стран, имеющих собственное авиапроизводство.

Появление российско-белорусского самолета укрепит национальную безопасность Беларуси. Это наш ответ на западные санкции, наш шанс на независимость в небе. «Освей» позволит осуществлять пассажирские перевозки и грузовые доставки в соседние страны, что решит многие вопросы внутреннего рынка. Возможность посадки на водную поверхность, на неподготовленные полосы, на грунт в сложных метеорологических условиях делает его интересным и для внешнего покупателя. Десантирование парашютистов, спасательные операции МЧС, санитарных служб – это все «Освей».

По традиции, новым легким пассажирским самолетам дают имена крупных озер: в небе России летают «Ладога» и «Байкал». Союзный проект «Освей» получил имя в честь Освейского озера – второго по площади озера Беларуси.

Первые образцы самолета должны появиться к 2027 году. Однако спрос настолько высок, что большая часть бортов уже распределена между заказчиками еще до начала серийного выпуска. А это значит, что впереди у нас еще много новых проектов.

За последние годы сделано немало. Мы не только сохранили наши крупнейшие предприятия, но и практически с нуля создали важнейшие производства нашей страны. То, что когда-то казалось мечтой, сегодня – реальность.

Галина БЕЛЯЕВА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам​

Последние новости

Общество

Волшебный клубочек добра, или Поучаствовать может каждый!

20 января 2025
Читать новость
Безопасность

Что делать, если нашли на улице чужую банковскую карту?

20 января 2025
Читать новость
Важные

Зимнее предложение: МТС дарит новым абонентам скидку на абонплату и сервисы

20 января 2025
Читать новость
Лучшее - наше!

Могилевчане успешно выступили  на Чемпионате Республики Беларусь по стрельбе из лука

20 января 2025
Читать новость
Официально

То, что мы имеем, мы должны защитить и сохранить!

20 января 2025
Читать новость
Официально

Приоритетной задачей на 2025 год является увеличение объемов производства и экспорта продукции

20 января 2025
Читать новость

Рекомендуем