Воспоминания старожила: “Подниколье памяти моей”
Сегодняшнее преображенное Подниколье – это не просто красивейшее и любимое место отдыха могилевчан и гостей города – это часть моего детства, юности и взрослой жизни.
Недавно спустилась с новой лестницы с цементными крутыми ступеньками, отчего-то разволновалась.
Раньше не было лестницы, только естественные земляные выступы, протоптанные людьми, потом деревянные, чаще с поломанными ступеньками и отломавшимися перилами, которые никогда не доходили до самого конца горки. Сейчас цементированные, добротные, с крутыми зигзагами, или мне так показалось, потому что ноги ползут, а не бегут.
Волнение усилилось, когда не увидела знакомых, беспорядочно разбросанных зарослей кустарников, борщевика, крапивы, лебеды и низкорослых густых деревьев. Сюда я вместе с одноклассниками спускалась на пришкольный участок. Мы с учительницей садили лук, свеклу, тыкву, чеснок и даже капусту, пололи грядки, а осенью собирали урожай. Из борщевика вырезали трубочки, набирали бузины и стреляли друг в друга. Это когда я уже работала в продленке СШ №3 и делала вместе с детьми поделки из трубочек борщевика, а работы отправляла на городскую выставку для школьников, кто-то сказал, что борщевик – ядовитое растение. К счастью, мои одноклассники и мои воспитанники не пострадали.
Студенты пединститута, единственное здание которого находилось на улице Ленинской, часто проводили физкультурные занятия в Подниколье. На одном из зимних занятий мы с однокурсниками шли по лыжне, и у меня неожиданно сломалась лыжа. Все ушли вперед, а я, одной ногой утопая в глубоком снегу, а второй на лыже шла довольно долго и замучилась, потому что оставшуюся лыжу самостоятельно снять не получилось. «Помог» мне тогда советский поэт Михаил Светлов, стихотворение которого «Гренада» и песня на эти стихи звучала из каждого радиоприемника.
Одну строчку вспоминаю до сих пор: «Отряд не заметил потери бойца и «Яблочко»-песню допел до конца». Когда я с большим трудом поднялась на подникольскую гору, обе лыжи мне удалось развязать и снять. В физкультурном зале меня никто не ждал. Преподаватели уже давно ушли домой. Я тихонечко поставила лыжи и ушла. И на следующий день никто не обмолвился о лыжах, а я-то боялась, что мне попадет за сломанную… Когда я работала в продленке, проводили мы время в основном в Подниколье. Недалеко от неработающей и заброшенной церкви была то ли огромная глубокая лужа, то ли это был сам собою образовавшийся пруд.
Там водились головастики и какая-то непонятная мне тогда живность. Гена Капельчик, мой тогдашний воспитанник, был необыкновенной любознательности мальчонка. Он приносил из дома пол-литровую баночку и набирал головастиков, жучков и пиявок. Я с воспитанниками играла на Подниколье в жмурки, выбивалы и разные игры. Благо, место там было очень удобное для всяких занятий. Но глубокой осенью грязь там была непролазная. Зимой мы катались с середины горы на санках.
А Саша Николаев, который жил недалеко, виртуозно, словно горнолыжник, съезжал с самой высоты горы. Мы все с завистью смотрели на Сашу – дух захватывало!
Наши школьники ходили туда на соревнования. Однажды и я участвовала в соревнованиях, посвященных дню рождения комсомола. Туда должны были прийти представители всех 25-ти школ города, но пришли только трое. Мы соревновались в беге и толкании ядра. Из трех участников я была третьей, но меня хвалили на педсовете и даже вручили грамоту, как призеру соревнований.
На Крещение, когда постепенно стали возрождаться церкви, мы с учителями ходили туда за крещенской водой. Спуститься вниз с горы и подняться было не так легко. Одна поломанная деревянная лестница, внизу какая-то труба, которую нужно было обойти. По дороге в церковь замерзшие не до конца лужи, в которые проваливались ноги.
А сейчас Подниколье, т.е. церковь у Николы, (слышала или читала про происхождение Подниколья) сказочно преобразилось. Не могу смотреть без волнения и восхищения на новое Подниколье. Мне кажется, что оно стало самым красивым местом в городе. Местом, где собираются целыми семьями; местом, куда с гордостью за город можно привести гостей; местом, к которому будут ежегодно стекаться потоки людей. И этот поток никогда не иссякнет, потому что Подниколье объединило и будет объединять людей разных возрастов и поколений.
Живи, Подниколье, и радуй всех, кто придет на тебя посмотреть и провести здесь свободное время с пользой для здоровья – телесного и душевного!
Раиса Смолякова,
могилевчанка