Василий НОВИЧОНОК: “Я – баловень судьбы…”
Открытый, улыбчивый и обходительный, он заражает энергией, человечностью и добротой. Знакомьтесь: Василий Новичонок – главный редактор газеты «Вестник Могилева». За его плечами – более шести десятков лет жизни, из которых 30 лет работы в СМИ. Лауреат специальной премии Могилевского горисполкома «Достижение». Под его руководством «Вестник» стал победителем IX Национального конкурса печатных СМИ «Золотая литера», многочисленных областных и республиканских конкурсов. Коллектив редакции отмечен Почетными грамотами Национального собрания РБ, Министерства информации, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, посольства Российской Федерации в Республике Беларусь…
– За плечами у вас целая жизнь, но все-таки, что вспоминается из детства?
– Жили мы голодно, мать, рано овдовев, растила нас троих одна. Волей-неволей к зарабатыванию денег мы приобщились рано. За те же заготовки из осины для изготовления шляп (по аналогу соломенных) купцы с юга платили по 15-20 копеек. В месяц можно было заработать 20-30 рублей. Хорошие деньги и посильная для детворы работа. Из развлечений же из детства помню кулачные бои. Их устраивали после кирмашей и застолий в честь православных праздников. Близлежащие деревни отмечали эти праздники по очереди. Ходили в гости целыми селами. А после боя месяц еще смаковали подробности. Признаюсь, я не был завсегдатаем побоищ. Был довольно замкнутым, даже романтичным ребенком, сказывалось женское воспитание. Не было у меня и тяги к гулянкам, больше любил сидеть с книжкой. Перечитал все в нашей библиотеке. Особенно нравилась «Большая детская энциклопедия». Когда моя дочь подросла, собрал ей современный вариант энциклопедии из 50 томов.
– Мечтали ли когданибудь стать журналистом?
– Наверное, нет. Учился я не на «отлично», но на уверенное «хорошо». Только по биологии однажды была «тройка». Тепло вспоминаю учителя белорусского языка и литературы Анатолия Станкевича. Он делал уроки настолько интересными, что их не пропускал никто. Был справедливым и требовательным.
– Когда впервые задумались, кем хотите стать?
Я очень любил петь. Причем меня это так затягивало, что порой и от матери попадало. Бывало, сидя один зимними вечерами, брал зажженную лучину, грел ею окно, смотрел, как тает лед, и пел. За этим занятием однажды меня застала соседка. Конечно, матери сказала, ну и попало мне по первое число за то, что чуть дом не сжег. Долго после этого сидел под кроватью, прятался от родительского гнева.
Меня всегда тянуло к творческим профессиям. После школы хотел поступать в консерваторию, но побоялся, что сельского хлопца не возьмут. Решил пойти в Могилевское училище культуры на хоровое отделение. Самородком не был, и только в 18 лет меня начали учить азам музыки, сольфеджио. Давалось мне это довольно легко, но очень скоро я понял: больше всего мне нравятся подготовка сценариев, проведение мероприятий. Главную роль в этом сыграл мой преподаватель клубного дела Виктор Масюкевич. Сейчас я осознаю, что основы данной науки схема любой успешной статьи, теле или радиопередачи. Ведь любое действо, чтобы стать запоминающимся, должно быть построено по всем законам жанра (пролог, начало, основная часть, эпилог).
– Как начинался ваш профессиональный путь?
– Мне очень повезло с самого начала. После окончания училища по распределению начал работу в Могилевской специальной школе транспортной милиции МВД СССР в должности начальника клуба. Там был хор, танцевальный коллектив и устраивалось много мероприятий. На праздники к нам стремились попасть чуть ли не все девушки города, мечтая выйти замуж за курсанта. Спустя год решил поступать в институт культуры. Провалился. На следующий год прошел по конкурсу на заочное и в институт, и в БГУ на журфак. Выбрал журналистику. Начал сотрудничать с газетой «На страже». Некоторые материалы даже побеждали в конкурсах и удостаивались премий. Хотя о работе в СМИ задумывался еще в училище. Как-то работали в стройотряде в Смоленской области. Как раз в это время газета «Знамя юности» организовала конкурс «Не только строители, но и поэты». И мы с Леонидом Досовым (начальник Могилевской таможни - авт.) разделили 1-2 место.
– То есть первая публикация совпала с «пробой пера»?
– Не совсем. Когда учился в старших классах, мой очерк «О матери» напечатали в Глусской районной газете. Но я никогда не думал, что буду работать в печатном издании. Газетчики для меня были какими-то сверхлюдьми, обладающими абсолютной грамотностью, профессионализмом. Однако в детстве я собирал вырезки из газет, вклеивал в специальную тетрадку, будто подсознательно готовил себя быть редактором. И, кажется, спустя много лет это дало свои плоды. Коллеги говорят, что у меня очень хорошо получаются заголовки. Я по-прежнему очень положительно отношусь к практике «Папка журналиста». Если впечатлила статья, ее хранишь, перечитываешь, учишься. Например, я зачитывался статьями Павла Якубовича. Он мог интересно подать и серьезный аналитический материал, и юмористическую колонку.
– Вы работали во всех сферах журналистики: радио, телевидение, газета. Что ближе?
– Честно признаюсь, в душе я телевизионщик. Но во всем - свои прелести. На радио испытывал огромный кайф от общения с людьми в момент интервью. Несмотря на то, что приходилось по многу часов таскать на плече 5-килограммовый диктофон. Радийщиком был три года, а потом Геннадий Судник, руководитель Могилевского телевидения, пригласил на ТВ. Поначалу почему-то очень сопротивлялся. Однако не последнюю роль сыграло то, что Геннадий Витольдович обнадежил возможностью получения квартиры. А тогда мы с семьей ютились в общежитии. Команда Судника начинала телевидение с нуля. Могилев был последним из областных центров, где оно появилось в 1989 году. Мы не вполне представляли, что такое телевидение, как его делать. Профессионалов было мало. Учился у мэтра прямых эфиров Ивана Тарасюка. Помню, однажды к нему в студию не пришел гость, и он сам на протяжении получаса вел передачу на запланированную тему. Мне кажется, никто и не заметил, что гостя в студии нет.
– Свой первый репортаж помните?
– Как вчера (смеется). Мы поехали в Чериковский район и сняли сюжет о браконьере, убившем лося. На телевидении было работать чрезвычайно интересно. Мне всегда хотелось быть как можно ближе к зрителю. Чего только не снимали мы с талантливейшим оператором Вадимом Аршинским, которого уже, к сожалению, нет. Колесили по области по нескольку суток, выискивая интересных людей и любопытные факты. В профессиональном плане хотелось походить на Андрея Караулова, я даже подражал ему. Стремился к жесткому разговору, старался не оговаривать заранее вопросы. Мне всегда был интересен момент «дуэли» между собеседниками.
– А как часто попадались гости, готовые к такому разговору?
– В конце 80-х, работая на радио, поехал в Городец. Поводом был небывалый урожай. Познакомился с директором совхоза. Звали его Александр Лукашенко. Он водил меня по хозяйству, показывал взлетную полосу, усыпанную зерном, не вмещающимся в амбары. Александр Григорьевич уже тогда мог мгновенно захватить внимание собеседника. Потом было много встреч с будущим Президентом. Помню, вел один из телеэфиров, куда был приглашен Лукашенко. Передача длилась полтора часа. Телефон не умолкал ни на минуту, вопросы от зрителей сыпались потоком. И вот приходит в редакцию вопрос: «Александр Григорьевич, а не хотите ли вы стать президентом?» Но я не рискнул его озвучить, за что и был отчитан. Он сказал, что нужно отвечать на все вопросы, даже на те, которые кто-то считает неудобными.
И мне всегда импонировало в Александре Лукашенко, что многих, с кем он когда-то пересекался, помнил поименно. И всегда находил момент пообщаться. Например, в 2008 году, на открытии «Олимпийца», он нашел время, подошел ко мне и не просто поздоровался, а поинтересовался делами, попросил передать привет коллегам. Не скрою, поступали от Президента и предложения перебраться в Минск, но я всегда считал, что нужно служить там, где велит душа, где получаешь удовольствие. А я знаю, что из меня получился бы плохой чиновник по причине творческой натуры.
– А бывали острые моменты, что называется, «на свой страх и риск»?
– Делали как-то передачу об итогах года в области. Председателем облисполкома тогда был Михаил Дражин. Это был критический репортаж, так как показатели были низкие. На следующий день сюжет передали в Минск, Президенту. С комментарием «Что это Новичонок себе позволяет?» Александр Григорьевич в тот день должен был лететь за рубеж. Но вылет был задержан, Александр Григорьевич посмотрел сюжет и чуть позже, приехав в Могилев, наказал… не журналистов, сделавших репортаж, а чиновников, которые плохо сработали. Лукашенко тогда сказал, что любым чиновником объективная критика должна восприниматься адекватно.
– С кем из чиновников вам было интересно и легко общаться?
– С Евгением Миколуцким (бывший председатель КГК Могилева - авт.) Умнейший и грамотнейший человек, настоящий профессионал и прекрасный собеседник. С ним можно было долго разговаривать, причем не только на профессиональные темы. В его обществе было комфортно, он никогда не ставил себя выше собеседника.
А вообще меня всегда тянуло к беседе с простыми сельскими жителями. Делая программу «Человек на земле», в репортажах всегда старались показать человеческую душу, судьбу, жизненный опыт. Эти беседы я ценю и став газетчиком. К сожалению, развитие информационных технологий, Интернета все больше обесценивает для городского жителя печатную прессу. А на селе люди все любят посидеть, как говорится, на завалинке, неспешно почитать газету, обсудить новости с соседями.
– Был момент, когда вы жалели о выбранной профессии?
– Никогда! В этом я считаю себя баловнем судьбы. Я всегда занимался тем, к чему лежала душа, где было спокойно совести. Многие в период становления думали о деньгах, хозяйстве, быте. Мне повезло: обо всем этом беспокоилась супруга Зинаида Григорьевна. Я же, как маленький мальчик, «игрался» то в теле, то в радиожурналистику. Моя супруга никогда не подрезала мои творческие крылья, за что я ей бесконечно благодарен.
Еще до недавнего времени думал, что жизнь бесконечна, что буду вечно молодым и все успею. Но как-то слишком быстро и незаметно пришла зрелость. И если честно, считаю, что в профессиональном плане сделать что-то главное и серьезное так и не успел. Но «Вестник Могилева» на целых 15 лет стал моим творческим домом, и я благодарен коллегам за плодотворный совместный труд, за который ни им, ни мне не стыдно. Жизнь и время ставят перед прессой новые задачи, но их придется уже решать молодым.
Юлиана Шуплецова,
(из книги «Профессия журналист». Могилев, 2016 год)