Троллейбусный парк № 1: наш путь – развитие
Есть такая шутка, что самый быстрый транспорт – троллейбус, поэтому его привязывают! Однако на могилевских улицах появляется все больше «сорвавшихся с привязи» троллейбусов – с автономным ходом. По какому маршруту движется сегодня Троллейбусный парк № 1, в канун Дня автомобилиста и дорожника рассказали те, кто ежедневно заботится о том, чтобы пассажиры с комфортом двигались по намеченному маршруту.
Правильно формулируйте мечты
Год назад директор могилевского Троллейбусного парка № 1 Сергей Монастыренко озвучил давнюю мечту – чтобы троллейбусы доезжали до Казимировки. В начале 2023-го эта мечта сбылась – маршрут № 16 напрямую соединил густонаселенный район с железнодорожным вокзалом. Троллейбусы с автономным ходом производства МАЗ позволили сказку сделать былью. Значит, можно загадывать новое желание!
– Теперь будем мечтать, чтобы таких троллейбусов стало больше, – мыслит масштабно директор. – По программе наш парк в ближайшем будущем должен пополниться 10-ю машинами. Хочется развиваться и осваивать новые маршруты!
В связи с открывающимися возможностями Троллейбусный парк № 1 составил расчеты, по которым можно организовать троллейбусный маршрут по улице Габровской – проспекту Шмидта в сторону ОАО «Могилевхимволокно».
– В связи с появлением новых предприятий, работающих на территории СЭЗ «Могилев», химического гиганта, – это востребованное направление, – отмечает он. – Эксплуатация там троллейбусов экономически невыгодна, а вот троллейбусы с автономным ходом, имеющие возможность подзарядки по маршруту следования, или электробусы были бы очень актуальны.
Сегодня могилевский троллейбусный парк – это 570 работников, 104 троллейбуса (из них 6 – с автономным ходом) и 3 электробуса.
– Надеюсь, парк будет пополняться, – говорит Сергей Монастыренко. – А главное желание, которое я загадываю каждый праздник, – чтобы коллектив сохранил свою численность, профессиональный уровень, добрые традиции. Мы живем активной общественной жизнью. Уже по велению души, а не по просьбе директора экипажи украшают троллейбусы в знаковые даты. И это приятно, что люди не просто выполняют свои обязанности, а вкладывают душу! Я благодарен каждому сотруднику за слаженную работу и желаю всем здоровья, благополучия, удачи и исполнения желаний!
Ученик должен превзойти инструктора
Водитель-бригадир Сергей Алейник мог бы стать сотрудником милиции, однако все решили случай и родственник, который подсказал, что в троллейбусном парке набирается группа для обучения по специальности «водитель троллейбуса». Мужчина прошел полугодичные курсы и теперь не просто работает водителем, а уже сам обучает молодое поколение.
– Простой водитель ездит по маршрурту, а водитель-бригадир помогает в трудные минуты, отвечает за выпуск на линию, подсказывает молодым, заменяет заболевших водителей, – перечисляет Сергей, стаж работы которого в троллейбусном парке – почти 27 лет.
Первые 10 из них Сергей Алейник ездил по маршруту № 9 «Зеленый луг – железнодорожный переезд». Когда этот маршрут закрыли, перешел на № 2 «Зеленый луг – Трансмаш».
– В канун Дня автомобилиста желаю всем водителям ни гвоздя ни жезла, побольше довольных пассажиров и каждому – новый троллейбус или электробус! – поздравил он коллег.
– Слышал от пассажиров просьбы пустить транспорт по новой трассе-дублеру, захватив улицу Бялыницкого-Бирули, в сторону Заднепровья. Уже сегодня троллейбусы с автономным ходом смогли бы следовать таким маршрутом, – убежден он.
Многие молодые водители троллейбусов в Могилеве и Бобруйске – ученики Сергея Алейника.
– Я всегда говорю ребятам, что каждый ученик должен превзойти инструктора, – отмечает наставник.
Своего учителя как раз и превзошел водитель электробуса МАЗ 303Е10 Александр Короткевич. Благодаря грамотным наставникам он быстро освоил азы профессии, за 5 лет став одним из лучших водителей в парке, и получил категорию «Д». В 2021 году ему доверили водить новенький троллейбус с автономным ходом.
– Эти машины намного маневреннее, комфортнее троллейбусов – как для пассажиров, так и для водителей, – доволен он. – В кабине все необходимое – под рукой, даже зеркала регулируются автоматически.
Перед выходом на смену все водители проходят предрейсовый медосмотр, отмечаются в диспетчерской, получают необходимые документы.
– Осматриваем перед выездом и машину, – продолжает он. – Если технически исправна, то выходим на линию. Вы не поверите, но несмотря на одинаковый маршрут, каждый круг отличается: разные пассажиры, водители, ситуации на дороге.
Неудивительно, что после городской суеты Александра тянет на природу: в лес с палатками или за грибами, посидеть на берегу реки с удочкой. Тем более что график работы дает такую возможность.
Кстати, раньше всех – в полпятого утра – в город выезжает троллейбус № 2. Первая смена заканчивается в 13-15 часов (в зависимости от выезда). Последняя же машина заезжает в троллейбусный парк в 1.30.
Дело мастера боится
Вернувшись «на ночевку», машины попадают в руки слесарей, ведь технику нужно подготовить к утреннему выезду. Старший мастер по ремонту транспорта Анатолий Кондратенко об этом знает не понаслышке. Его участок заявочного ремонта как раз и занимается ремонтом троллейбусов.
Перед получением троллейбусов с автономным ходом Анатолий обучался в троллейбусном парке в Минске, где подобных машин на тот момент уже было более 70.
– Будущее пассажирских перевозок – за электробусами, а личных – за электромобилями! – уверен мастер. – Я рад работать в троллейбусном парке, ведь мы сейчас находимся на смене транспортных эпох.
Кроме того, благодаря предприятию он познакомился со своей супругой Юлией – она работала маляром. Теперь в семье подрастает 8-летняя Валерия, которая с радостью присоединяется к коллективу троллейбусного парка на всех мероприятиях.
– Важно любить свою работу – тогда будет стимул идти вперед и приносить еще больше пользы своему предприятию и городу!
Глубоко погружаться в работу (причем буквально) привык и электромонтер по испытаниям и измерениям Владислав Денисов.
– Я испытываю перчатки диэлектрические, указатели – все, что нужно для того, чтобы обезопасить работу электромонтеров, – вводит он в курс дела.
Еще одно рабочее место Владислава – своеобразная электролаборатория на колесах. Это специально оборудованный автомобиль, где есть все необходимое для проведения диагностики кабельных линий.
– Мы ищем повреждения кабелей, испытываем их, – продолжает он делиться тонкостями своей работы. – Если кабель вышел из строя, диспетчер сообщает нам примерное место, и мы ищем поломку, устраняем ее. При определенных условиях поврежденный участок издает стук, и я, надев наушники, хожу со специальным прибором и «прослушиваю» участок. Когда нахожу его, копаем, восстанавливаем кабель и снова испытываем. Если все успешно – включаем в работу.
Сложнее всего работать зимой, в снег, морозы – земля промерзает и добраться до поврежденного участка кабеля непросто. Но чем задача сложнее – там интереснее ее решать, считают профессионалы троллейбусного парка. Но в канун Дня автомобилиста желают друг другу безаварийной работы.
Праздничное настроение
Свой профессиональный праздник Могилевский филиал Троллейбусного парка № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс» отметит ярко. Будут награды, поздравления от коллег, чествование ветеранов и лучших работников, большой праздничный концерт. Однако даже праздник многие встретят на рабочем месте, ведь главное для них – комфорт пассажиров!
Екатерина ЛЬДОВА. Фото автора
УНП 701484045