Стихийная торговля: убрать нельзя оставить
Несанкционированные рынки существовали всегда: в социалистическом прошлом и в лихие девяностые, когда прилавки были пусты и СССР захлестнула стихийная уличная торговля. И даже сегодня, когда «все есть», нелегальная торговля не почила в бозе, а благополучно существует наряду с торговлей организованной. Так где же поставить запятую в ситуации «убрать нельзя оставить»?
Организованная торговля
Большинство торгующих сконцентрировано на Центральном рынке Могилева. По словам заместителя его директора Александра Роговского, заполняемость рынка составляет 87%.
– Здесь созданы все условия, – отмечает замдиректора торгового объекта. – Ряды оснащены навесами от дождя, соблюдена социальная дистанция, у всех продавцов есть средства индивидуальной защиты. Что касается экономической составляющей, то судите сами: аренда одного торгового места в день для реализации овощей и фруктов составляет 2.27 руб., рассады цветов и овощей – 1.88 руб., продукции ремесленников – 1.39, при реализации с приставных столов в сезон торгующим надо заплатить 73 копейки. Чтобы торговать на официальном рынке, сельхозпроизводителям необходимо собрать минимальный пакет документов. Это справка о наличии приусадебного участка, флюорография и документ о качестве товара, который бесплатно выдается по итогам отбора проб продукции в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка.
Светлана Михайловна, которая вместе с супругом торгует домашними разносолами на официальном рынке, объясняет, почему под крышей, а не с «земли».
– А вы бы купили с земли? Здесь все условия. А там что? Пыль, выхлопные газы от машин. Здоровье дороже, – говорит женщина.
Кроме того, в соответствии с соглашением Могилевского горисполкома и администрации рынка пенсионерам и инвалидам были предоставлены бесплатные дополнительные места для торговли на улице Тимирязевской и на Привокзальном рынке. И поначалу люди туда пошли. Правда, хватило их ненадолго. Сейчас торговые ряды пустуют.
Другая арифметика
Почему же так получается, что при кажущемся явном спросе на такие места по существу оказывается, что там и вовсе никто ничего не продает? Почему с завидной регулярностью разворачиваются «земельные» торговые ряды на подходах к Центральному рынку? Вот что ответили продавцы, реализующие продукцию «с рук».
– Так покупатели туда не доходят – сворачивают на Центральный рынок. Да и лотков поставили мало: если на Тимирязевской их 10, и все они с крышами, то на Привокзальном рынке – только 2 и без крыш, – отметил пожилой мужчина, не пожелавший назвать свое имя.
Женщина, которая торгует медом, представившаяся Ниной Анатольевной, привела свои аргументы.
– У меня сезонная продукция. И на год мне выкупать место на рынке нет смысла, – сказала она. – А бабушки, которые рядом, яблочки продают за копеечки, а иногда и обратно уносят, ничего не реализовав. Вот такая финансовая арифметика получается. А яйца надо куда-то везти – на сальмонеллу экспертизу за деньги делать.
– Так ведь на Центральном рынке ее бесплатно делают, – привожу контраргумент.
Нина Анатольевна приглашает покупателя попробовать мед, давая понять, что разговор закончен.
Уж сотни раз твердили миру…
– Мы не устаем повторять покупателям, чем чревато приобретение продуктов в сети вольных торговцев, – говорит главный врач Могилевского зонального центра гигиены и эпидемиологии Вячеслав Гурский. – Во многих случаях люди не знают, где выращены овощи и фрукты, как они хранились, чем обрабатывались.
По словам главного санитарного врача города, приобретая продукцию неизвестного происхождения, человек подвергает себя смертельной опасности. Употребив ее в пищу, он рискует заболеть ботулизмом. Это тяжелое заболевание, вплоть до летального исхода.
– Если горожане считают, что экономят на покупке с рук, то они ошибаются. В случае болезни восстановление здоровья обойдется куда дороже.
Вячеслав Гурский констатирует, что его служба не наделена полномочиями применять к стихийщикам меры административного воздействия.
– Мы информируем о нарушениях местные органы власти и правоохранительные структуры, в чей компетенции – реагирование на эту ситуацию.
Торговая цепочка
Есть еще одна сторона медали, т.е. стихийной торговли. Реальность такова, что нынешнее ее «лицо» – далеко не бабушка с пучком укропа, а предприниматель-нелегал, приспособивший городские улицы под системный бизнес. Есть четко выстроенная цепочка нелегальной деятельности по закупке, доставке и реализации товаров.
В различных точках города продают рыбу, майонез, сыры с российской маркировкой. Организаторы приобретают эту продукцию в стране-соседке и реализовывают без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования.
– Сотрудники налоговой инспекции проводят мероприятия по выявлению фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, в том числе в местах несанкционированной торговли, – рассказал заместитель начальника инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области Антон Щураков. – С начала года на территории Могилева и Бобруйска установлено 11 таких случаев. Изъято продукции на сумму более 4 тыс. рублей. Нарушителям предъявлено к уплате свыше 2 тыс. рублей единого налога.
Штраф за нелегальную торговлю составляет до 100 базовых величин. За повторное нарушение его сумма может увеличиться в разы. Кроме того, нарушителям грозит конфискация дохода, полученного в результате такой деятельности.
Но и столь внушительные санкции не пугают нелегальных продавцов. Антон Щураков говорит, что среди них есть такие, которые систематически попадают в поле зрения налоговой, но соответствующих выводов не делают. Свою деятельность такие «продавцы» часто объясняют тем, что им нужны средства на жизнь, поскольку на работу устроиться по каким-то причинам они не могут.
Например, на одного жителя областного центра материалы проверки составляли 5 раз. Почти в 100 % случаев штрафы он не платил, поэтому материалы направлены в органы принудительного взыскания.
P.S. В свое время использовались различные методы борьбы со стихийной торговлей. Создавались мобильные группы, проводились рейды, составлялись административные протоколы. Но «стихийщики» исчезали в одном месте и появлялись в другом.
Пока люди по привычке поощряют продавцов, создавая своим спросом предложение, никакая власть не сможет помочь. При этом покупатель наказывает сам себя, оплачивая товар сомнительного качества. В итоге имеем экономию на копейку, ущерба – на рубль. Так что пунктуация экономическая, социальная, правоохранительная не определяет место постановки запятой в ситуации со стихийной торговлей – «убрать нельзя оставить».
Сергей КАРПЕКОВ
Фото автора
Самые важные новости в нашем Telegram! Подписывайтесь!