Новации Избирательного кодекса: коротко о главном
На Правовом форуме Беларуси 2 ноября завершилось общественное обсуждение проекта закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь», организованное Национальным центром законодательства и правовых исследований. Поступившие предложения, включая весьма развернутые от юристов и представителей гражданского общества, обещают сделать этот кодекс максимально эффективным инструментом одной из важнейших демократических процедур. Итак, что же предлагается?
Основные изменения в Избирательный кодекс
♦ Для кандидатов в Президенты увеличен до 40 лет возрастной ценз и до 20 лет — ценз оседлости
♦ Установлено не более двух сроков, на которые может быть избрано Президентом одно и то же лицо
♦ Предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании
♦ Вводится раздел, который определяет порядок избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества
♦ Регламентированы процедуры признания выборов Президента, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики неконституционными или нелегитимными
♦ Скорректированы сроки избирательных процедур. Сокращен срок на аккредитацию национальных наблюдателей до дня досрочного голосования
♦ С учетом мнения регионов также оптимизированы сроки выборов в Совет Республики, которые будут организованы после единого дня голосования депутатами местных Советов депутатов нового, 29‑го созыва
♦ Участки для голосования за рубежом образовываться не будут
♦ Предложено не образовывать окружные и районные в Минске комиссии по выборам депутатов областных и Минского городского Советов депутатов, а их функции передать 110 окружным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей
♦ Уменьшено количество членов районных, городских (городов областного подчинения) комиссий, городских (городов районного подчинения), поселковых, сельских комиссий. Количество членов участковых комиссий остается прежним (5 — 19 человек)
♦ Предложено отменить порог явки на выборах депутатов Палаты представителей по аналогии с выборами в местные Советы депутатов с целью обеспечения единообразных подходов к процедурным вопросам при организации выборов в единый день голосования
♦ Изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: 1 процент от избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей
Правовое просвещение
В Избирательном кодексе планируется закрепить и новые полномочия ЦИК по осуществлению информационно‑просветительской деятельности во взаимодействии с другими государственными органами и организациями. 28 октября руководители Министерства образования и Центральной комиссии утвердили План мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2023 год.
— В современном мире посредством развитых информационных технологий нам пытаются навязать чужое видение выборов, которое не отражает особенности наших традиций, опыта и правоприменения, — пояснила секретарь ЦИК Елена Балдовская.
Таким попыткам отныне — мощный заслон, говорит Игорь Карпенко:
— ЦИК будет участвовать в повышении правовой культуры молодежи для того, чтобы наша молодежь сформировала устойчивую избирательную культуру, активно участвовала в выборах и включалась во все вопросы управления государством.
Чтобы это были не какие‑то сиюминутные всплески «уличной демократии» под воздействием телеграм‑каналов, а полноценное участие в выборах.
В соответствии с Конституцией
Белорусская республиканская коллегия адвокатов поддерживает возможность для граждан, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Председатель БРКА Алексей Шваков пояснил:
— Мы считаем, что это правильное решение. Гражданин Беларуси, который находится под стражей и который приговором суда еще не признан виновным, на наш взгляд, должен иметь право голосовать. У лиц, которые решением суда не признаны виновными и не являются в соответствии с законом преступниками, право голосовать должно быть.
В соответствии с Конституцией граждане, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, обладают избирательным правом. Аналогичная соответствующая корректировка будет внесена и в Избирательный кодекс. Осужденные же, то есть признанные судом виновными и отбывающие наказание в виде лишения свободы, права голосовать не имеют, добавил Алексей Шваков.
Единый день голосования — в 2024 году
В октябре прошлого года Конституционный Суд признал введение единого дня голосования для выборов депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов конституционно целесообразным, поскольку это способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней.
Кроме того, одновременное проведение выборов депутатов позволяет общественно‑политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу. Председатель ЦИК Игорь Карпенко уточняет:
— Ранее у нас были отдельные выборы в местные Советы депутатов, парламентские выборы, потом президентские. Мы постоянно были в состоянии избирательного процесса. Теперь у нас будет больше возможностей для стабильного развития, реализации намеченных социально‑экономических планов и программ, которые принимаются на пять лет. Поэтому мера оправданна и сыграет свою позитивную роль.
А КАК У НИХ?
Газета Washington Post на днях сообщила, что в США в преддверии запланированных на 8 ноября промежуточных выборов в палату представителей США наблюдается стремительный рост фальшивых СМИ. Они выдают себя за привычные региональные издания и ставят целью склонить избирателей на сторону одной из двух противоборствующих американских партий. Расследование выявило как минимум 51 фальшивый ресурс (и это лишь в нескольких штатах), при этом тираж одной из таких газет — 3,5 млн экземпляров.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Карпенко, Председатель ЦИК:
— Законопроект об изменении Избирательного кодекса соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках стран СНГ, которая существует уже 20 лет. Стоит отметить, что страны — члены ОБСЕ до сих пор не выработали подобного концептуального документа. Отсюда порождение двойных стандартов к оценке выборов в разных странах. Я же, как Председатель ЦИК, буду руководствоваться исключительно Конституцией и тем Избирательным кодексом, который будет принят. И мы готовы в рамках обсуждения законопроекта учитывать замечания и предложения граждан.