На передовой – и продавцы. Плюсы и минусы работы в сфере обслуживания
Сегодня напряженно работают не только медики, но и продавцы. Ежедневно они обслуживают сотни покупателей. Нелегко привыкать к тому, что целый день нужно быть в защитной маске и перчатках, и вежливо разговаривать в нервозной обстановке, которую порой создают покупатели. Пообщавшись с заведующей и продавцом магазина «У дома» (микрорайон Юбилейный) с новым брендом «Нарасхват», смогла увидеть все плюсы и минусы работы в сфере обслуживания.
Заведующая магазином Виталина Горбачева в торговле не первый год. В магазине «У дома» работает два года. Говорит, что руководство предприятия создает хорошие условия для работников. Сейчас всем выдаются средства защиты, в помещении постоянно производится дезинфекция, обрабатываются корзины для продуктов, ящики для хранения вещей, дверные ручки. Покупатели активно пользуются антисептиком, который находится в открытом доступе.
Виталина Горбачева никогда не видела такого ажиотажного спроса на некоторые продукты питания, который был месяц назад. Выстраивались очереди. Люди брали гречку в больших количествах. Тушенку скупали целыми коробками. Месячный запас товара уходил буквально за один день. Для торговой сети повышение покупательского спроса на товар – только плюс.
По словам заведущей магазином, сама она купила несколько килограммов крупы, которые лежат до сих пор. Зачем брать ее десятками килограммов? Сколько гречки нужно той же одинокой бабульке? А как хранить скоропортящийся продукт? Вскоре покупатели тоже это поняли. Сейчас в спальном районе, где расположен магазин, жизнь снова стала спокойной и размеренной, ажиотаж прошел. Лишь в час пик, когда жители района заходят после работы за продуктами, в магазине становится многолюдно. Но у кассы есть разметки, чтобы очередь соблюдала дистанцию 1,5-2 метра. А продавцы обслуживают покупателей в защитных масках и перчатках.
У продавца мясного отдела Ларисы Царанковой поинтересовалась, сложно ли ей целый день работать в маске и перчатках, не создают ли дискомфорт эти защитные средства. Да, ответила, поначалу в маске было тяжело дышать, но она уже привыкла. А перчатки надевала и до пандемии. При работе с колбасной продукцией такие меры профилактики всегда были актуальны. За продуктами приходят постоянные клиенты. Лариса многих знает в лицо и изучила их предпочтения. Если месяц назад люди стремлись запастись мясной продукцией впрок, то сейчас покупают, как и раньше, – столько, сколько нужно на ближайшие дни.
Наталья Вострецова, фото автора
Владимир Казусев, начальник управления торговли и услуг Могилевского горисполкома:
– В настоящее время потребительский рынок достаточно стабилен. В торговых сетях города запас социально значимых товаров имеется в достаточном количестве. Если месяц назад могилевчане активно закупали некоторые продукты, в основном с длительным сроком хранения, впрок и в большом количестве, вызвав тем самым их дефицит, то сейчас ситуация стабилизировалась и спрос нормализовался.
Вместе с тем мы можем наблюдать и трудности, с которыми столкнулись торговые объекты. Это снижение потребительского спроса на некоторые непродовольственные группы товаров, а также тенденция к уменьшению количества покупателей. Люди стали меньше посещать общественные места, в том числе магазины и рынки. В нынешней ситуации это правильно. Большинство непродовольственных товаров приобретаются через интернет-магазины, хорошим подспорьем для многих стали онлайн-доставки. В частности, сейчас весьма востребована услуга бесконтактной доставки, которую предлагают две торговых сети нашего города – «Евроопт» и «Перекресток». Тяжело приходится малому бизнесу, который не может себе позволить оказание таких услуг, но это не касается магазинов шаговой доступности, которые также остаются востребованными покупателями.
В связи с неблагоприятной ситуацией, которая складывается на мировых рынках, в апреле наблюдалось повышение цен на некоторые группы товаров. Однако Министерство антимонопольного регулирования торговли быстро отреагировало на эту ситуацию и, в соответствии с постановлением от 15 апреля текущего года, ввело государственное регулирование цен на отдельные социально значимые товары. В перечень товаров вошли такие позиции, как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, крупы, хлеб, рыба…
Также некоторые магазины, в первую очередь, с экономической точки зрения, сократили режим работы, а отдельные приняли решение о временном закрытии.
Проверки показывают, что все объекты торговли выполняют предписания органов санитарного надзора по профилактике и недопущению распространения острых респираторных инфекций, в том числе коронавирусной инфекции COVID-19.