Лукашенко: Конституция стала нашим ориентиром, поистине народным государствообразующим документом
Конституция Беларуси стала поистине народным государствообразующим документом. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 15 марта на встрече, приуроченной к 30-летию Конституции Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
На масштабное мероприятие во Дворец Независимости приглашены судьи Конституционного Суда, лица, внесшие вклад в становление суверенной Беларуси, представители политических партий и общественных организаций, парламентарии, ученые. Встреча приурочена к значимой дате – в этот день 30 лет назад начался отсчет нового этапа истории современной Беларуси, суверенной и политически независимой, когда были заложены фундаментальные правовые основы развития государства и общества.
“Вдумайтесь: 30 лет назад. В истории мира, человечества – это всего лишь миг, вспышка. А для нас – тех, кто все эти годы строил нашу страну, – целая жизнь. Сложная, противоречивая, порой на грани возможностей, но, безусловно, интересная и главное – без остатка отданная любимой стране жизнь. И на этом пути Конституция Беларуси стала нашим ориентиром, поистине народным государствообразующим документом, что особенно проявилось в ходе референдумов, – заявил на встрече Александр Лукашенко. – Нам есть что вспомнить, есть что сказать тем, кто все это время рос, взрослел, а сегодня уже стоит рядом с нами, разделяя ответственность за будущее Беларуси”.
Среди участников встречи – представители разных поколений и разных сфер деятельности. Каждый из них в разные годы прямо или косвенно участвовал в разработке и совершенствовании первой и единственной Конституции суверенной Беларуси, внедрении ее положений во все области государственной и общественной жизни. “За нами тысячи и тысячи людей, таких же активных участников процесса”, – сказал Александр Лукашенко.
Белорусы – зрелая нация, и этот статус неоспорим
Президент заметил, что вместе с Основным законом в историю становления национальной государственности вошло и поколение современных белорусов. Но в то же время этот важнейший документ родился не на бесплодной пустой почве.
“Я бережно отношусь к преемственности и всегда говорил, что без традиций нет нации, нет государства. Это вопрос непрерывности истории народа и сохранения культурного кода, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Это вопрос нашей сакральной связи с предыдущими поколениями и теми, кто придет после нас”.
Лукашенко: пусть Беларусь и молодое государство, но белорусы – абсолютно зрелая нация
“Пусть Беларусь и молодое государство, но белорусы – абсолютно зрелая нация. Оспорить этот статус невозможно. Как и то, что наша Конституция воплощает в себе достижения многих эпох”, – констатировал Президент.
С одной стороны, этот документ – практически ровесник суверенной Беларуси. С другой – результат многовекового опыта развития правовых традиций, государственного строительства на белорусской земле. Поэтому 30-летие Основного закона дает повод проанализировать весь пройденный путь, особенно сейчас, когда человечество стоит на пороге глобальной смены эпох, как и треть века назад, отметил глава государства.
Об исторических фактах, которые формируют национальное самосознание белорусов
Александр Лукашенко убежден, что на современном этапе крайне важно не только знать, понимать, но и четко озвучивать исторические факты, которые являются частью национального самосознания белорусов: “Постоянно повторять как для себя, так и для тех, кто идет за нами”. Таких фактов, по его словам, много, все они важны. В своем выступлении на встрече Президент обратился к некоторым из них.
В частности, была упомянута традиция Полоцкого вече, частичка которого, безусловно, есть в Основном законе Беларуси. С позиции сегодняшнего дня эта традиция, возможно, кажется не самой демократичной. “Участие в народном сходе принимали исключительно мужчины, но это были представители глубинного народа. И в острые моменты истории они решали, кому править, кому торговать, а с кем воевать. Выражаясь современным языком, именно на вече принимались важнейшие решения стратегического развития – не волей одного человека, князя, а с согласия жителей”, – напомнил Александр Лукашенко.
В Беларуси создан механизм, который не позволит власти оторваться от народа. О чем речь?
Глава государства отметил, что можно провести исторические параллели между древним вече и Всебелорусским народным собранием. Полномочия, аналогичные тем, что были тогда, сейчас конституционно закреплены за делегатами ВНС. “Сделали это также с согласия людей – абсолютным большинством голосов. Фактически тем самым создали механизм, который в будущем не позволит власти оторваться от народа”, – обратил внимание белорусский лидер.
“Мы поставили конституционный заслон против так называемой элитарности, отвергаемой белорусами на генетическом уровне с той самой поры, когда наши предки оказались под властью литовских и польских элит, потеряв традиции народного управления”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Период в ВКЛ, Речи Посполитой и Российской империи – какой след остался в правовой традиции Беларуси
“Много шума было вокруг статутов ВКЛ уже в наше время. Да, для того периода они были прогрессивны (данные статуты) и существенно повлияли на развитие законодательства всех европейских государств, – отметил Президент. – Но в истории эти документы так и остались как законы, отражающие интересы исключительно богатых и знатных людей, еще больше усугубившие социальное неравенство. Конечно, не по форме, а по факту”.
“Про Конституцию Речи Посполитой, где гарантиям прав нашего народа в принципе не нашлось места, я вообще молчу, – продолжил глава государства. – Да и период пребывания наших земель в составе Российской империи не оставил сколь серьезного следа в белорусской правовой традиции”.
Принцип социальной справедливости – из Конституции Социалистической Советской Республики Белоруссии
Президент считает важным помнить, что идейно и концептуально Конституция суверенной Беларуси является преемником Конституции Социалистической Советской Республики Белоруссии – революционного, прогрессивного и, главное, справедливого документа.
“Тогда, в 1919 году, впервые в мировой истории природные богатства родной земли были признаны достоянием всего народа. Именно советская Конституция, тоже впервые в истории, объявила вне закона эксплуатацию человека человеком и тем самым поставила под защиту жизнь и достоинство людей независимо от этнического происхождения, социального статуса и вероисповедания. Это и есть принцип социальной справедливости, который был поддержан всеми советскими конституциями, который и мы сохранили как основополагающий в своей жизни”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Как в Беларуси с нуля выстроили вертикаль управления? Не сразу, не без эмоций и не без попыток вмешательства извне
Речь шла, конечно, и о Конституции 1994 года, принятой Верховным Советом, и в этой связи невозможно было не упомянуть о заимствовании опыта передовых стран. “Помните, тогда мы вообще бежали за передовыми странами мира, копируя их, – сказал Президент. – Спустя несколько десятков лет мы поняли, что бежать-то и не надо было за ними, мы увидели истинное лицо этих стран, их истинную “демократию”. Только слепой этого не видит”.
Важнейшие атрибуты демократического строя, такие как разделение властей, законность в деятельности государственных органов, дополнительные гарантии реализации прав и свобод человека, – все это было отражено в тексте тогдашней Конституции Беларуси. Для контроля за конституционностью нормативных актов был создан Конституционный Суд. Защита конституционного порядка стала важнейшим элементом политической системы.
“Следуя Основному закону, практически с нуля выстроили сбалансированную и эффективную вертикаль управления. Не сразу. Не без эмоций. И не без попыток зарубежных “помощников” взять процесс под свой контроль, – добавил глава государства. – Сегодня, если говорить о Конституции, мы видим отражающий наши национальные интересы документ. Но это сегодня”.
Многие присутствующие в зале наверняка должны помнить, что происходило, когда писались и обсуждались новеллы Конституции 1994 года, что происходило на улицах, в коридорах власти, где шла в том числе и борьба за портфели. “Вдумайтесь: парламентская республика, страны еще нет. То есть нет идеологии национального развития, не поставлены цели этого развития. Нет системы управления. Не разработаны механизмы взаимодействия различных структур. И в таких реалиях по факту страной управляют 360 депутатов, в том числе и я. Абсолютно размытая ответственность, это я видел изнутри”, – напомнил Александр Лукашенко. Мало кого из тех народных избранников по-настоящему волновало то, что люди на производствах месяцами не получали зарплату, а в магазинах пустовали полки.
“В то же время при тотальной бедности населения мы имели природные ресурсы, внушительный производственный потенциал. И были созданы удобные условия для приватизации этого богатства не нашим – западным капиталом: в стране бардак, а белорусы еще не успели задуматься о национальных интересах, о сути суверенитета. Такими категориями в народе почти никто и не рассуждал: одни думали, как детей накормить, другие – как сохранить рабочие места, должности”, – обратил внимание глава государства.
“Какие у нас были шансы сохранить свою культурную, экономическую, политическую субъектность? Вопрос риторический”, – сказал он. Впрочем, в этот праздничный день Президент не стал продолжать разговор про особенности того непростого исторического периода: “Не буду дальше погружаться в подробности. Многие из вас все это видели, как в народе говорят, проходили, знаете”.