Мы создаем могилевские лифты

Вот уже более 50 лет ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения» — неизменный бренд нашего города, сумевший завоевать доверие потребителей не только в Беларуси, но и за ее пределами. Ежедневно тысячи людей по всему миру убеждаются в качестве могилевского вертикального транспорта. И в этом, несомненно, заслуга многотысячного коллектива ОАО «Могилевлифтмаш», современного и высокотехнологичного предприятия, где работают увлеченные и преданные делу люди, с любовью создающие вертикальное скоростное чудо технического прогресса.
История могилевского лифтового машиностроения началась 52 года назад. Три первых лифта сошли с конвейера в 1970 году и были установлены в главном здании Могилева — Доме Советов. За полвека на «Могилевлифтмаше» изготовлено более 300 тыс. лифтов. Современные могилевские лифты отличаются широким разнообразием моделей и дизайна и оснащены по последнему слову технического прогресса. Внешний глянец неизменно дополняет высокое качество.
Пешком за лифтом
Что стоит за таинственной кабиной, «переносящей» нас с этажа на этаж, как «рождаются» лифты и как выглядит изнутри самая высокая башня в Могилеве?
В предвкушении неизведанного, мы отправляемся в самое сердце завода — производство, которое практически все сконцентрировано в одном огромном здании. Ощущение — будто попали в другой мир: огромные цеха с четким производственным ритмом, повсюду кипит слаженная работа, работают роботы, движутся конвейеры, а глаза … разбегаются.
В создании лифта важна роль каждого рабочего, как винтика, дающего ход целостному механизму. В производстве задействованы более 13-ти основных цехов. Все начинается с закромов — склада, куда поступает металл из других предприятий.
Тонкий металл в рулонах (вес каждой катушки — около 7,5 тонны) необходим для производства купе-кабины и дверей шахты. Из толстых листов изготавливают каркас и другие элементы лифта. Со склада металл поступает в цех, где и происходит его дальнейшая обработка (резка заготовок, гибка, сварка и т.д.).
Особый интерес вызывает цех порошковых покрытий, где детали и узлы лифтов приобретают нужный тон и цвет. Большинство элементов лифта покрывается порошковой краской на автоматических линиях. Длина трех таких линий окраски — более 1000 метров.
В это же время в другом цеху идет сборка механизма привода лифта. Собранные редукторы и лебедки проходят обязательную проверку. В специальном помещении замеряется уровень шума работающей лебедки. На других участках собирают элементы безопасности — ограничители скорости и ловители. Эти механизмы работают совместно. При превышении номинальной скорости ограничитель срабатывает, приводя в действие ловители, и их тормозные колодки плотно прижимаются к направляющим, вдоль которых движется кабина. Делается все это для безопасности людей. Лифт замрет на месте даже в случае обрыва всех тросов кабины или противовеса.
Цех сборки кабин
Заключительный штрих в производстве лифтов — цех сборки кабин. Еще в 1978 году этот цех создали для изготовления оригинальных, нестандартных изделий, опытных образцов и продукции специального назначения.

Работники этого подразделения собирают кабины пассажирских лифтов г/п от 225 кг до 1275 кг, грузовых лифтов г/п от 100 кг до 6300 кг, лифтов для больничных учреждений, для домов коттеджного типа, а также ремонтные комплекты, запасные части для морально и физически устаревших лифтов. Наряду с кабинами стандартного дизайна в цехе выпускаются кабины лифтов класса «Люкс» и «Престиж», а также нового дизайн-проекта CLASSIC LINE, MODERN LINE, ELITE LINE.
Здесь трудятся около 300 профессионалов во главе со знающим свое дело начальником цеха Алексеем Абрамовым.

Свою жизнь с предприятием Алексей Абрамов связал 15 лет назад, тогда он пришел на завод слесарем. Затем трудился мастером, заместителем начальника цеха и вот уже 2 года возглавляет цех сборки кабин. С гордостью он провел нас по участкам цеха.

— Правильная организация работы — 99 % успеха, и, конечно, очень важно любить то, что ты делаешь. От своей работы я получаю настоящее удовольствие, у нас хорошая и сильная команда единомышленников и профессионалов. Практически ежедневно коллектив работает над реализацией инновационных проектов, — рассказывает начальник цеха. — Среди последних новинок — лифты без машинного помещения.
Кстати, третий раз подряд цех сборки кабин побеждает в соц. соревновании среди цехов предприятия. Достижениям способствует масштабная работа по обновлению производства, финальной точкой которого стала установка современного оборудования с программным управлением. Высокоточное прогрессивное оборудование заменило 60% устаревших станков.
Но все же, как отмечает Алексей Абрамов, даже самое современное оборудование бессильно без умелых рук и гибкого ума. Сплоченная команда цеха объединяет жизненный опыт и молодежный энтузиазм. И это для каждого работника завода, как уверен начальник цеха, не просто профессиональный интерес, а вся жизнь.
Мы — профессионалы
Старожил на предприятии уважаемый среди коллег человек — слесарь механосборочных работ Анатолий Книга на протяжении 31 года идет по жизни с «Могилевлифтмашем», на его глазах завод развивался и изменялся. Его руки собирали каждую из моделей лифтов.
— Сам я родом из Бобруйска, — рассказывает Анатолий. — Переехал в Могилев, женился и пришел слесарем на завод, тогда еще в экспериментальный цех.
Сейчас Анатолий Книга трудится на участке сборки специальных кабин. Здесь собираются единичные и уникальные модели лифтов.

— Заказывают лифты со встроенным видеонаблюдением или, например, с напольным покрытием из декоративного камня, с отделкой из нержавеющей стали. Ведь потребитель, по-прежнему, с первого взгляда оценивает продукцию «по одежке»: популярны матовое стекло, широкие зеркала, хромированные поручни, трехсекционный модульный потолок. Самый памятный лифт, который приходилось собирать, — тот, что сейчас функционирует в Большом театре в Москве.
Для оперативного выполнения поставленных задач в июле 2015 года в состав цеха включили участок сборки панелей управления. Его специалисты изготавливают панели управления для кабин лифтов, электромонтажные устройства, детали и узлы распределительных систем управления лифтами и многое другое.
Знакомимся с Еленой Бареховой, слесарем-электромонтажником. Трудно поверить, что хрупкая и обаятельная женщина вот уже 20 лет трудится на предприятии.

— Работа, безусловно, ответственная, — делится Елена, — раньше собирала станции управления лифтами, а последние три года собираю панели управления лифтами. За смену — около 3-х таких панелей.
За пять десятилетий работы в подразделении сформировалась и трудовая преемственность. Елена Барехова пошла по стопам своей мамы Татьяны Поляковой, которая более 20 лет трудилась здесь же, на сборке станций управления лифтами, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Работает на участке и муж Елены, Дмитрий, а брат Александр Поляков трудится мастером в механическом цехе.
Сегодня продолжают начинания родителей-основателей династий новые поколения Лапцевичей, Мельниковых, Исаевых, Рупяновых, Абрамовых, Ершовых, Ильюшиных.
Когда все элементы собраны и упакованы, они отправляются в транспортный цех. На территории завода ожидают погрузки с десяток фур. Большинство из них повезут могилевские лифты в Россию, Украину и Казахстан.
Чудо-башня
Уверены, что никого из горожан не оставляет равнодушным высотная башня «Могилевлифтмаша» — испытательный центр завода, построенный в 1972 году. Именно здесь проходит главный экзамен на безопасность и прочность вся продукция предприятия. В производственной высотке находятся четыре ячейки для монтажа лифтов, разделенных на несколько отдельных шахт, в которых одновременно может быть смонтировано до 16 лифтов различной конструкции. В 84-метровой башне восемь сквозных шахт. Одна предназначена для тестирования скоростных лифтов.
В испытательном центре работают пять инженеров (ИТР), два монтажника электрических подъемников, четыре электромеханика по лифтам, слесарь КИПиА, регулировщик электроаппаратуры и приборов.
Забраться на крышу башни можно с помощью лифта, который поднимается до 21 этажа, последние три пролета нужно подниматься по лестнице. Сверху открывается невероятный вид на город, в деталях можно рассмотреть и огромную территорию лифтового гиганта. Здесь и понимаешь масштаб олимпийской высоты, на которую могилевские лифты, поднявшись однажды, продолжают восхождение. И все потому, что созданы они с любовью и мастерством могилевских лифтостроителей.
Фото Владислава Жигадло
Европейское качество могилевских лифтов
За более чем полвека плодотворной работы ОАО «Могилевлифтмаш» приобрело репутацию высококлассного изготовителя надежных и качественных лифтов, предприятие и сегодня — одно из ведущих производителей лифтового оборудования в странах СНГ, настоящий бренд нашего города.

В этом году оно вышло на рекордную мощность — 14000 лифтов в год. И в этом, несомненно, заслуга грамотного руководителя, сумевшего подобрать профессиональную команду. Генеральный директор ОАО «Могилевлифтмаш» Борис Ковалевский удостоен звания Лауреата Республиканского конкурса «Человек своего дела-2018» в номинации «За повышение престижа марки «Сделано в Беларуси» в сфере промышленности. А профессиональный праздник — День машиностроителя — хороший повод, чтобы рассказать о сегодняшнем дне гиганта лифтового машиностроения Беларуси, о заслугах, достижениях и перспективах на будущее.
— Борис Викторович, «Могилевлифтмаш» сегодня — престижный бренд областного центра и Беларуси. На чем базируются успехи предприятия?
— В первую очередь, на качестве продукции и широкой гамме выпускаемой продукции. Лифты с маркой «Могилевлифтмаш» сегодня насчитывают 181 базовую модель: пассажирские, грузовые, больничные, представительские, индивидуальные — что практически полностью обеспечивает требования и ожидания потребителей. Модельный ряд включает изделия от 100 кг до 6300 кг, со скоростью движения до 2,0 м в секунду. Имеются модели как с верхним, так и с нижним расположением машинного помещения, а также вовсе без него.
Предприятие постоянно следит за передовыми тенденциями лифтовой отрасли и потребностями рынка. Мы беспрерывно работаем над повышением качества продукции. В 2018 году система менеджмента качества ОАО «Могилевлифтмаш» сертифицирована органом по сертификации систем качества в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2015 и в Немецкой системе аккредитации DAkkS на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:2015.
Только за 2017 год в копилке «Могилевлифтмаша» множество высоких наград: предприятие стало Лауреатом премии Правительства Республики Беларусь в области качества и отмечено специальной наградой конкурса в номинации «Совершенство менеджмента». Также «Могилевлифтмаш» — Лауреат премии Министерства промышленности Республики Беларусь 2017 года за достижение в области качества за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции. За высокие производственные показатели в промышленности награждено Почетной грамотой Могилевского горисполкома и занесено на Доску почета Ленинского района Могилева по итогам работы в 2017 году.
— В этом году «Могилевлифтмаш» вышел на рекордную мощность производства и уверенно держит курс на инновации. Чем привлекаете потенциальных потребителей?
— Могилевские лифтостроители используют последние достижения науки, техники и технологий. Ежедневно в мире появляется что-то новое, поэтому один неверный шаг для такого титана, как «Могилевлифтмаш», может дорого обойтись. Важно и нужно успеть предложить что-то лучшее первыми.
На предприятии проведена большая работа по техническому перевооружению, которая постоянно продолжается. Это, в свою очередь, позволяет осваивать производство более сложной и востребованной рынком продукции — нового модельного ряда лифтов эконом- и бизнес-класса, для высотного строительства, а также лифтов серии «К», выпуск которых начался в прошлом году. Это позволило довести долю инновационной продукции в общем объеме выпуска до 32%.
Для создания безбарьерной среды на производстве освоили выпуск подъемников открытого и закрытого типов для людей с ограниченными возможностями. С 2017 года предприятие также начало выпускать новый для белорусского рынка вид продукции — эскалаторы и траволаторы под торговой маркой «Movel». Так 9 могилевских траволаторов длиной от 25 до 50 метров будут установлены на третьей линии метрополитена в Минске.
Кроме того, наше предприятие единственное на постсоветском пространстве имеет полный производственный цикл.
— На рынках СНГ могилевские лифты знают и покупают, а как осваиваются новые рынки?
— Сегодня могилевские лифты отправляются в 15 стран мира, включая такие отдаленные регионы, как Венесуэла, Монголия, Афганистан. Перспективным видится африканский рынок — в Нигерии уже открыто официальное представительство. Удельный вес экспорта в общей реализации продукции составляет более 85%.
Российская Федерация, на которую приходится около 70% общего объема поставок, была и остается основным рынком для «Могилевлифтмаша».
Продукция завода уже экспортируется в некоторые страны Евросоюза. В текущем году будут первые поставки в Польшу, где также было открыто представительство и получены все необходимые сертификаты. А на европейском рынке наши лифты будут продаваться под маркой «Movel».
Этот рынок очень тяжелый, ведь на нем работает много производителей, и ЕС, конечно, лоббирует интересы своих компаний. Но мы готовы бороться с ними и по цене, и по качеству. Высокий научно-технический потенциал позволяет нам выпускать конкурентоспособную, востребованную потребителями продукцию.
— Вы активно заявляете о себе на международных выставках, откуда возвращаетесь с наградами. Недавно продукция холдинга «Могилевлифтмаш» была представлена на выставке белорусских производителей в Ташкенте…
— Активная презентация проводится для повышения имиджа и продвижения продукции на внешние рынки. В этом году это 25 специализированных выставок не только в Беларуси, но и Польше, Румынии, Германии, Сербии, Болгарии, Казахстане, России и других странах. В сентябре этого года в Ташкенте проходила выставка белорусских производителей «Made in Belarus», в которой принимало участие более 150 предприятий-флагманов нашей страны.
В прошлом году по результатам участия в престижной Международной выставке лифтов и подъемного оборудования «Russian Elevator Week-2017» предприятие одержало победу в номинации «Инновации в области подъемно-транспортного оборудования» и стало лауреатом в номинации «Лучший лифт REW-2017». Там мы представили панорамный пассажирский лифт без машинного помещения ПБА1010КТ. Он оказался востребованным и популярным среди участников выставки.
В 2018-м представители предприятия приняли участие в профессиональных встречах и конференциях по обмену опытом в Беларуси и за границей — в России, Украине, Казахстане, Румынии, Молдове, Кыргызстане, Грузии, Иране, Армении, Польше.
В ближайшие дни «Могилевлифтмаш» станет одной из деловых площадок во время проведения в Могилеве V Форума регионов Беларуси и России. На специальной секции «Цифровая экономика: сотрудничество регионов, состояние и перспективы» мы обсудим наши совместные действия с регионами России.
— Сегодня работать на «Могилевлифтмаше» престижно. Как удается поддерживать высокий статус?
— Особого секрета в многолетнем успехе «Могилевлифтмаша» нет, просто у нас работают увлеченные и преданные своему делу люди — более 4500 человек. Именно они разрабатывают новаторские идеи, создают проекты, вносят рациональные предложения, собственноручно собирают конструкции подъемников и лифтов.
Молодых работников до 30 лет на заводе почти четверть коллектива. От молодежи в немалой степени зависит будущее предприятия.
Благодаря многовекторной социальной политике нам удается создавать комфортные условия для работы, оказывать материальную помощь ветеранам, молодым семьям, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, держать на балансе общежитие, помогать в решении жилищных вопросов.
На защите прав трудящихся стоит профсоюз предприятия, членами которого являются 99,8% работников. Приоритетное направление работы профсоюзного комитета — вопросы охраны труда. Ежегодно проводится смотр-конкурс на лучшую организацию общественного контроля по охране труда среди цеховых профсоюзных организаций завода. Организована культурно-массовая работа, досуг, созданы условия для развития физкультуры и спорта. Молодежь завода приветствует здоровый образ жизни. А заводская команда по мини-футболу не раз доказывала свое мастерство на аренах не только города, но и республики. В этом году ребята одержали победу во Всероссийском турнире по мини-футболу «Кубок Авиа и Космоса России-2018» в Москве.
Ежегодно накануне профессионального праздника — Дня машиностроителя — обновляется Доска почета предприятия. В этом году гордостью коллектива «Могилевлифтмаша» стали 24 специалиста.
От автора. Погружаясь в жизнь лифтового гиганта, понимаешь, что сегодня в техническом и технологическом плане для специалистов предприятия нет слова «невозможно». Высокое качество продукции подтверждает каждое из произведений инженерно-технического искусства с брендом «Могилевлифтмаш». А грамотная административная вертикаль — фундамент, на котором держится все предприятие.
Мы, в свою очередь, от всех горожан желаем коллективу гиганта лифтового машиностроения быть всегда на высоте!
Анастасия Комкова