Как помирить пешехода и велосипедиста?
Простые вещи от Юрия Романова
«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир… Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов…»
Эрудированный читатель узнал начало знаменитого романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок».
С момента, когда были написаны эти строки, утекло много всего, не только воды. И если слова про любовь к пешеходам можно по-прежнему не подвергать сомнению, то сентенция о большей и лучшей части в современном мире совсем не выглядит очевидной. По сути, автомобилисты его и создали – современный мир.
С течением времени пешеходы и автомобилисты установили меж собой мир – заключили своеобразный пакт о ненападении, по возможности строго разграничили сферы интересов и влияния – и поделили мир. Казалось бы, живи и радуйся, двигайся к гармонии. Но тут в дело вмешались велосипедисты…
Собственно, велосипед тоже был изобретен пешеходами – раньше, чем автомобиль. Но с появлением четырехколесного железного коня двухколесный конек-горбунок был на долгие-долгие годы отодвинут на периферию – географии и сознания. Но и тут с течением воды и времени произошли серьезные изменения.
Однажды человечество принюхалось: воздух-то наполнен не ароматами цветов и молодой листвы, свежей выпечки и кофе, а бензином и соляркой. Не озонируют его машины. Пробки повылетали из бутылок и превратились в традиционный атрибут дорожного движения, стали повседневностью больших городов. Удивилось человечество и – «позеленело», сначала робко, а потом все решительнее.
А вскоре и «порозовело щеками» – когда призадумалось о продлении жизни путем оздоровления ее образа и о собственной физической форме, пытаясь отказаться от алкоголя и табака, гамбургеров и кока-колы. Получается не вдруг и не всегда. Но на пути к благой цели ищут подсобные адекватные средства.
Так и получилось, что разные векторы сошлись в одной точке, имя которой «велосипед». Велосипедисты с радостью запрыгнули в седло, став полноправными участниками дорожного движения, без которых современную жизнь представить невозможно. Казалось бы, живи и радуйся, двигайся к гармонии. Но тут в дело вмешались пешеходы и автомобилисты…
Когда велосипедисты перестали относиться к меньшинствам, а кое-где и вовсе сделались подавляющим (пешеходов и автомобилистов) большинством, выяснилось: велосипед – не только панацея, но и новая серьезная проблема. Мир-то поделен между пешеходами и автомобилистами. И в нем расплодившимся и размножившимся велосипедистам места либо не хватает, либо вовсе нет. И пошло-поехало.
Велосипеды стали вносить сумятицу на дорогах. Автомобили в отместку стали их сбивать и сами нет-нет да и бились. Велосипеды попытались перебраться на тротуары. Тут возник другой конфликт интересов, с пешеходами. Проблема усугубляется тем, что нередко как у пешеходов, так и у велосипедистов в ушах – «затычки» наушников… Проблема возопила о решении. Если проблемой не заниматься, она имеет обыкновение обостряться до предела, а то и беспредела. И ее стали решать – создавая велосипедистам пространство для существования. Проще говоря, велосипедные дорожки.
С недавних пор «велосипедный вопрос» стал актуален и для Могилева. Как раньше наш город не был приспособлен к нашествию авто, так сейчас оказался не готов к пришествию вело. Расхожее выражение «лучше поздно, чем никогда» в данном случае нужно интерпретировать в «лучше рано, чем никогда». Тем более, в отличие от проблемы парковок, проблему с велосипедистами во многих местах земного шарика худо-бедно решить удалось.
Не будем изобретать велосипед. Каламбур. И не будем тянуть велосипед за цепь. Предлагаю воспользоваться решением, уже доказавшим свою адекватность и реализуемость на практике. Прелесть его еще и в том, что оно не требует изрядных финансовых вливаний.
В Могилеве – достаточно широкие тротуары. Проще всего нанести на них соответствующую разметку, разделив на две – равные или неравные, по желанию – части: пешеходную и велосипедную. Точно так же разметить и переходы-«зебры» через проезжую часть. При укладке новой тротуарной плитки можно дополнить разметку разными ее цветами: серым – для пешеходов, красным – для велосипедистов (или наоборот). Помня при этом, что одно из главных условий нормальной «работы» велодорожек – их непрерывность (ну, более-менее).
Конечно, при решении проблемы возникнет другая: горожанам – пешим и вело – придется привыкать к новому статус кво. Притирка не обойдется без взаимных придирок и займет какое-то время. Но, извините за очевидность, чем скорее начнем, тем скорее закончим.
Короче, нужно побыстрее решаться и решать. Поскольку ждать, что рассосется само собой, не приходится. Автомобилей становится все больше. Воздух в местах их скопления – все грязнее. Пробки случаются все чаще. Перемещаться по городу все проще, удобнее и здоровее – на велосипеде. Тем более, добавляются и добавляются другие – одно-, двух-, трехколесные средства передвижения, которым тоже нужно жизненное пространство. И они будут за него бороться, уж будьте уверены. Вольно или невольно «обижая» при этом пешеходов. А пешеходов, как вы помните и, думаю, согласитесь, надо любить.