Искать и напрягаться. Какой отдачи Лукашенко ждет от отечественных недр и за что критиковал чиновников
В Беларуси необходимо интенсивно и эффективно осваивать месторождения, добывать и перерабатывать полезные ископаемые. Такую задачу поставил глава государства Александр Лукашенко 12 марта на совещании о состоянии и развитии минерально-сырьевой базы республики, наращивании геологоразведочных работ, в том числе по углеводородному сырью, передает БЕЛТА.
В целом в Беларуси выявлено порядка пяти десятков различных видов полезных ископаемых, и по обеспеченности отдельными из них страна входит в десятку среди европейских государств. Однако Александр Лукашенко требует не допускать самоуспокоенности. Потому и собрал совещание – чтобы проревизировать, какие есть проблемы и по каким направлениям надо усилить работу.
“Пришло время сверить часы. И найти решения для самых проблемных и недостаточно проработанных вопросов. Таких немало. Хотя, разумеется, у нас есть весьма успешные отрасли”, – заявил глава государства.
Состояние минерально-сырьевой базы и ее дальнейшее развитие уже обсуждалось на подобном совещании восемь лет назад, поручения были даны и при назначении Андрея Худыка министром природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2017 году. “Тогда мы с вами говорили, что в Беларуси неплохо изучены природные богатства, которые находятся на поверхности. А вот про то, что под землей, знаем далеко не все. Поэтому надо наращивать геологоразведочные работы”, – сказал глава государства.
Президент подчеркнул особое значение собственных минерально-сырьевых ресурсов, поскольку они являются залогом суверенитета и стабильного развития экономики. Тем более актуально сейчас на фоне санкционного давления.
Впрочем, говорили не только о природных ресурсах. Пользуясь присутствием всех руководителей регионов, обсудили начало весенних работ на селе – состояние озимых, обработка почвы, посевная, осмотр и ревизия техники. По этим вопросам подробно доложил вице-премьер Леонид Заяц.
Еще одна тема в АПК, которая постоянно на контроле у Президента, – животноводство, и в частности – сохранность молодняка, недопущение падежа. Также обсудили продажи сельхозпродукции, наличие возможных проблем с реализацией, работу сферы торговли. Акцент здесь на обслуживании малых населенных пунктов и сельского населения – те вопросы, о которых Александр Лукашенко недавно говорил с представителями Белкоопсоюза.
И, наконец, традиционные задачи в начале весны – дороги и благоустройство. Александр Лукашенко повторил свое поручение о том, чтобы к 9 мая привести в порядок и отремонтировать дороги по всей стране. А контроль за работами по благоустройству в том числе за местными советами, депутаты которых были недавно избраны.
“Не верю”. Сколько нефти Беларусь добывает сейчас и почему Лукашенко не устраивают эти цифры
Первое, на что обратил внимание Президент в начале мероприятия, это уровень добычи нефти в Беларуси. В советские времена он составлял около 8 млн т в год, а по некоторым данным достигал 9 млн т. Присутствовавшие на совещании специалисты подтвердили эту информацию. Тогда глава государства задал резонный вопрос: почему к настоящему времени уровень добычи значительно снизился и какие есть возможности, чтобы его нарастить?
“Наши природные, геологические условия в Беларуси все знают. Девять миллионов тонн (пусть, восемь) мы добывали нефти, сегодня добываем 2 млн т примерно (попутно газ и прочее). В чем дело? Мне объясняют: выкачали все. Я в это не верю”, – сказал Александр Лукашенко.
Было отмечено, что в нефтяной сфере у “Белоруснефти” в стране монополия. Компания действительно неплохо работает, обладает продвинутыми компетенциями. Однако нужна была и альтернативная оценка состояния дел в этой области, особенно что касается разведки новых промышленных запасов “черного золота”.
Специалисты отмечают, что резервы и потенциал имеются, и подтверждение тому – ежегодный прирост разведанных запасов. Да, не все из них легко и экономически целесообразно добывать, учитывая геологические условия залегания нефти. Речь и не идет о том, чтобы добывать в ущерб себе, но главная задача – работать лучше и качественнее. Не бездумно, но искать новые месторождения, где только это возможно, выделять необходимые ресурсы. Тем более есть примеры в соседних странах, в частности в России, когда в схожих условиях месторождения все-таки осваиваются и производится добыча нефти. Важно, чтобы в этой совместной работе всех ответственных должностных лиц чувствовалось напряжение, и каждый делал максимум, что от него зависит.
“Тем, что мы имеем, надо грамотно и по-хозяйски распоряжаться. А то, чего мы не имеем, но рассчитываем иметь, надо искать, – подчеркнул Президент. – Если бы мы сегодня имели 5 млн т нефти, а не около 2-х, богатым бы были государством. Вот откуда причина рассмотрения этого вопроса”. Тем более актуальным Александр Лукашенко считает тему использования собственной сырьевой базы сейчас, когда в отношении Беларуси с каждым годом усиливается санкционное давление.
“Меня информируют, что на сегодняшний день промышленные запасы белорусской нефти составляют около 45 млн т. За 2016-2023 годы они приросли на 14 млн т, в том числе только в 2023 году – на 2,5 млн т, что является рекордом за последние 40 лет. Значит, что-то есть, – сказал глава государства. – Применение новых технологий, наращивание объемов сейсморазведки и бурения позволили начиная с 2017 года обеспечить рост добычи нефти в среднем на 20 тыс. т в год”.
Однако Александр Лукашенко считает такие темпы недостаточными и ориентирует на комплексный подход в данном направлении. “Какие перспективы по разработке скважин и что будем делать с трудноизвлекаемыми запасами? На сколько лет вперед прописаны планы по геологоразведке? Хватает ли собственных специалистов и оборудования?” – поставил ряд вопросов Президент.
“Еще раз повторяю: идите и ищите то, что нужно стране”, – ориентировал Александр Лукашенко.
Разработка месторождений есть, а контроля за этим – нет. Где курирующая роль Минприроды?
Говоря о развитии минерально-сырьевой базы страны, глава государства отметил как положительные примеры, так и обратил внимание на ряд выявленных недочетов, требующих реакции со стороны ответственных должностных лиц.
Позитивной оценки, по словам Президента, заслуживает работа “Беларуськалия”, ставшего мировым брендом. Здесь есть собственная отлично отлаженная система – от разведки новых месторождений до производства удобрений.
А вот разработку месторождений в стране Александр Лукашенко подверг критике за отсутствие единого контроля.
Как отметил Президент, правительство утверждает, что государственная программа “Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов” на 2016-2020 годы успешно выполнена. Сейчас в работе следующая.
“При этом до сих пор нет единого контроля за разработкой месторождений. Сегодня многие ведомства наделены правом использовать недра. И, разумеется, каждое блюдет исключительно свои интересы”, – сказал глава государства, потребовав принять меры для изменения ситуации.Например, дорожникам нужен песок – только его из карьера и добывают, а строителей интересует щебень, энергетиков – торф. Но если следующим слоем там лежат сопутствующие полезные ископаемые, например, базальт под торфом, то кто оценивает ситуацию и решает, добывать или нет, спросил Президент. “Где курирующая роль Минприроды? Знаю, такая задача вам ставилась больше года назад. Что изменилось за это время?” – задал вопросы ответственным лицам Александр Лукашенко.
Добыча полезных ископаемых ведется по всей территории Беларуси. “Контролирующие органы докладывают, что зачастую эксплуатация и рекультивация карьеров идут с нарушениями, – обратил внимание глава государства. – Причины они видят в недостаточном взаимодействии недропользователей и местной власти. Погрязли в бюрократии, бесконечных согласованиях, экспертизах где надо и где не надо. А страдает дело. Я специально поручил пригласить сюда всех губернаторов, чтобы ни у кого больше не осталось вопросов, как работать дальше”.
Взять то, что лежит под ногами, вместо того чтобы безропотно платить за импорт
В качестве еще одной проблемы, требующей оперативного решения, Президент назвал низкий уровень использования производственных мощностей по добыче отечественного сырья. По данным правительства за 2018-2023 годы, этот уровень следующий: пески стекольные и формовочные – 39%, глины тугоплавкие – 47%, мел, мергель, глина и трепел для цемента – 53%, доломит – 38%, облицовочный камень – 44%.
“Практически по каждой позиции должно быть 100%, если мы мощности создали. Работаем наполовину! – критично заметил Президент. – При этом, несмотря на наличие достаточной сырьевой базы в стране, за прошедший год импортировали гальки, гравия, щебня почти 300 тыс. т, – того, что у нас есть. Потрачено более $18 млн. Песков природных закуплено 50 тыс. т почти на $5 млн. Огромные цифры”.
“Цены на полезные ископаемые год от года растут. А мы вместо того, чтобы шевелиться и взять то, что буквально лежит под ногами, безропотно платим”, – обратил внимание Александр Лукашенко.
Президент привел конкретный пример, касающийся закупок глины. Беларусь импортирует это сырье, хотя есть возможности освоения собственных месторождений.
Стекольная промышленность не полностью обеспечена кварцевым песком, продолжил глава государства. В то же время объем разведанных только на сегодняшний день запасов мог бы решить эту проблему сразу на два года. Масса примеров с недостаточно продуманной логистикой.
“И в результате что мы имеем? Неполная загрузка производств и снижение объемов выпускаемой продукции, что заведомо тащит вниз другие показатели”, – констатировал Президент и проиллюстрировал это свежими данными по некоторым позициям экспорта. Так, в 2023 году предприятия Минстройархитектуры на четверть снизили экспорт щебня. Минэнерго почти в два раза меньше поставило за рубеж торфяной продукции.
“Разумеется, потеряли и выручку. Все говорят: “Санкции”. Для вас санкций нет. Ищите другие рынки”, – поставил задачу глава государства.
Президент также указал на недостатки в работе Научно-производственного центра по геологии, который занимается разведкой для всех направлений. “Комитет государственного контроля информирует, что технологические производственные фонды там изношены на 90%”, – сказал Александр Лукашенко. К слову, анализируя данные по работе целых отраслей и предприятий, Президент не упускает из виду и, казалось бы, мелкие детали. В данном случае он критически высказался об оценке степени изношенности оборудования со стороны КГК – каким образом они высчитывают такие проценты и почему их оказалось 90%, а не 88%.
“В 2022 году мной принято решение об укреплении данной материально-технической базы. За два года закуплена 21 единица современнейшей техники и оборудования. Результат?” – продолжил глава государства.
Конкретный вопрос по тематике совершенствования геологоразведки Александр Лукашенко адресовал и Академии наук: “Есть ли у ученых новые методики, программы и прорывные технологии?”
Три кита: эффективность, импортозамещение и экспорт
“Наша общая цель – не только производить продукцию с максимальным использованием отечественного сырья. Есть три кита, три драйвера роста, которые позволят нам развиваться дальше. Это эффективность, импортозамещение и экспорт”, – сказал Президент.
Отдельное внимание глава государства обратил на недопустимость необоснованного посредничества и ввоза в страну той продукции, которая уже производится в Беларуси.
Особый акцент Александр Лукашенко сделал на усилении качества работы: “Давайте договоримся, что в Год качества должны быть пересмотрены все подходы именно к качеству работы. Если есть системные проблемы, требующие вмешательства моего, – говорите. Решения будут приняты незамедлительно”.
“В экономике нет и не может быть второстепенных тем, потому что от ее устойчивости зависит суверенитет нашей страны и благополучие нашего народа. Это самое важное”, – резюмировал Президент.