Интернет-торговля: быстро, дешево, не без сюрпризов
В наши дни Интернет занимает чуть ли не первое место в жизни каждого человека: через него мы черпаем информацию, общаемся с друзьями, а также приобретаем новые вещи. Однако интернет-площадка – это и раздолье для аферистов. И если права потребителей защищаются в обычном мире, то существует ли защита этих же прав в цифровом?
Независимо от того, совершаете вы покупку в Интернете либо в обычном магазине, ваши права как потребителя не должны нарушаться, – утверждает председатель Могилевской городской организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Василий Черный.
– Василий Ефимович, почему тема интернет-торговли так остра?
– Эта тема очень злободневна. На сегодняшний день мы имеем 80% всех обращений по интернет-торговле. Интернет-торговля более продвинута – так принято считать в обществе. Но это неверно. По закону она относится к обычной торговле. Если вы приходите в магазин, там есть уголок потребителя. В Интернете, если вы совершаете покупку, вам обязаны предъявить как можно больше информации о товаре, о продавце, об организации, однако у нас не всегда так бывает. Зачастую потребители не пытаются разрешить спор, особенно при небольшой сумме сделки. А это приводит к снижению доверия к электронной торговле и другим онлайн-услугам.
– Вы говорите о 80% обращений, можете привести пример подобных случаев?
– Возьмем последний случай. К нам приходил мужчина, который приобрел душевую кабину. Он оформил заказ, получил товар, а после установки кабина начала протекать. Он написал претензию и теперь ожидает решения. Зачастую продавцы просят прислать фотографию поломки, хотя они должны сами прибыть на место и проверить недостаток товара.
– Каковы основные нарушения прав потребителей при приобретении товаров (услуг) дистанционным способом в сети Интернет?
– Как и в любом виде торговли, здесь неизбежны проблемы, и их много. Одна из них – реализация опасных товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям к ним. Особенно это касается электротехнических потребительских товаров. То есть присылают не то, что человек заказал.
– Как в таком случае быть?
– По закону, если товар вам доставил курьер, и товар этот не подошел по каким-либо причинам, вы можете вернуть его обратно. Но вы должны помнить, что перед тем как отдать деньги курьеру и подписать нужные документы, нужно проверить товар на глазах у курьера и только после этого, если вас все устроит, произвести оплату. У нас часто люди на радостях забывают проверить посылку и сразу отдают за нее деньги, а уже потом могут обнаружить совсем не то, что они заказывали. В таком случае потребитель должен обратиться к продавцу с претензией о возврате товара и возмещении средств.
Согласно ст. 28 Закона РБ «О защите прав потребителей» потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар ненадлежащего качества или обменять его на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
– Выделите основные проблемы, с которыми потребитель может столкнуться при совершении интернет-сделки.
– Это непоставка товара по оплаченному договору, нарушение сроков поставки товара (оказания услуги), реализация некачественного товара (услуги) или товара (услуги), не соответствующего описанию, целенаправленное введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров, сокрытие или неполное раскрытие информации о продавце (изготовителе, исполнителе), уклонение от рассмотрения требований потребителя, невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств, отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек).
– Существует ли перечень товаров, которые возврату не подлежат?
– Вы должны помнить, что продовольственные товары надлежащего качества возврату не подлежат (хлеб, консервы, молоко и т.д.). А некачественные и качественные непродовольственные товары возврату подлежат. Чтобы знать, качественный товар или нет, нужно провести проверку его качества. Для этого существуют сервисные центры, лаборатории. Товары ненадлежащего качества можно вернуть, но не все. Существует на этот случай даже специальный перечень, утвержденный постановлением Советов Министров РБ, в котором 33 наименования. Нельзя вернуть чулочно-носочные изделия, автомобиль, технически сложные товары бытового назначения (электрические нагревательные приборы, электроинструменты, телерадиотовары, фотоаппараты и т.д.). Но некоторые виды товаров отмечены звездочкой, то есть их можно вернуть, если упаковка не нарушена.
– Какой главный совет можете дать могилевчанам?
– Самый главный совет: если приобретаете товар, проверяйте его качество. Заключаете договор на какие-то услуги – нужно, чтобы в этом документе были сроки оплаты и сроки проведения работ.
И помните: одна из причин неиспользования своих прав – низкая осведомленность потребителя. Поэтому необходимо повышать нашу правовую грамотность, чтобы потребитель мог отстаивать свои права и не попадался в ловушку мошенников.
Беседовала
Кристина Башаримова