Бизнес на горе людей
В Могилевское общество защиты потребителей все чаще поступают жалобы на похоронные фирмы. Желая проводить родных и близких в последний путь достойно, люди не скупятся на дорогие памятники, надгробия. Но, как выясняется, зачастую высокая цена вовсе не гарантирует качество.
То памятник вместо дорогого гранита из гранитной крошки сделают, то через неделю после установки он пятнами пойдет. Бывает и хуже – мастера фамилию усопшего перепутают или «забудут» установить оплаченную мраморную цветочницу… Заказчики нервничают, требуют деньги вернуть или ошибки исправить, но частники-ритуальщики ни того ни другого делать не торопятся.
Могилевчанка Елена Бондаркова памятник заказала втайне от детей. Для себя. 83-летняя пенсионерка со слезами объясняет:
– Мужа я давно похоронила. На его могилке есть памятник. Но старенький, несколько раз уже подправляли. Вот я и решила: раз самой скоро уходить, закажу большой совместный монумент для двоих – меня и мужа. В конце 2013-го пошла к частному предпринимателю. Стоил «двойной» памятник недешево – 4 миллиона 700 тысяч рублей. Пришлось даже в долги влезть, ведь мне сказали, что у фирмы предоплата – 100 процентов. Изготовить обещали за 30 дней. А сделали лишь к весне 2014 года! Увидела памятник – ноги подкосились. Во-первых, не из гранита, как было заказано, а из крошки. Серый, убогий. Лица на нем – и мое, и супруга – какие-то кривые.
Ритуальщики долго не хотели делать работу над ошибками. Но Елена Михайловна твердо решила: такую «карикатуру» на могиле любимого мужа не поставит. Женщина обратилась в общество защиты потребителей, написала претензию в адрес фирмы. Ей подсказали, что с изготовителей можно потребовать неустойку за серьезную задержку по срокам – около полутора миллионов рублей.
«Переделанный памятник мне показали только в этом году. Но переделанный так, что я его забирать отказалась наотрез. А потом еще месяца два ходила в эту контору, чтобы вернуть собственные деньги», – сказала Елена Михайловна. По ее словам, вернула она лишь 4 млн рублей. Говорит, директор фирмы остальные 700 тысяч обещала перечислить позднее. Перечисляет до сих пор.
Обижена на ипэшника-«похоронщика» и могилевчанка Валентина Алейникова. В этом году она заказала в фирме памятник супругу. И на словах, и в договоре подчеркнула: это должен быть католический крест, так как муж был католиком. За дорогой материал – карельский гранит – заплатила 8 млн рублей. А когда пришла забирать готовое изделие, ужаснулась: мастера вместо католического креста изобразили православный. А ведь у православного и католического крестов и форма разная, и распятый на нем Христос отличается.
Валентина Павловна попросила переделать заказ, но когда через пару дней увидела, как работают мастера, осознала: будет только хуже:
– Они так грубо обтесали крест, что я решила – лучше заберу такой, какой есть. Знала – можно обратиться в суд, но не хотелось тратить время и нервы. Вместо этого пошла в православный храм. Батюшка дал добро на то, чтобы на могиле католика я установила православный крест.
Обжегся на ритуальной услуге и могилевчанин Вадим Аврамов, тоже заплативший за памятник около 8 млн рублей. Его жена Вера вспоминает:
– Мы когда памятник увидели, даже не поняли, что это наш. Сходство с женщиной на нем и мамой мужа угадывалось только в прическе. Супруг, конечно, расстроился, потребовал переделать. И потом не сосчитать, сколько раз ездил на эту фирму оценивать то, что они исправили. А они и не думали извиняться, напротив, нападали. Дескать, мы сами виноваты, снимки не те привезли. То их качество фото не устраивало, то что они цветные, а не черно-белые. Мы разорвали договор, вернули деньги. И уже после нашли достойную фирму, которая сделала то, что мы хотели.
С той поры Аврамовы советуют всем, кто попал в подобную историю, не глотать обиду молча, а обращаться в общество защиты потребителей. Там подскажут – бесплатно – как поступать в конкретной ситуации, как грамотно составить претензию, ведь этот документ является весомым аргументом в суде.
По словам старшего помощника прокурора Могилевской области, советника юстиции Аллы Кузнецовой, одного предпринимателя, занимавшегося оказанием ритуальных услуг, недавно арестовали. С сентября 2013-го по август 2014 года этот директор частного предприятия брал у земляков заказы на изготовление памятников, оград, прочих ритуальных изделий. Заключал договоры, а деньги тратил на собственные нужды. Всего обманул более 80 человек, прикарманив около 260 млн рублей. В отношении его возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере».
Председатель Могилевской городской организации общественного объединения «Белорусское общество защиты прав потребителей» Василий Черный констатирует, что в последнее время подобных обращений немало.
«Одна могилевчанка заказала у частника памятник. А когда пришла через несколько дней на могилку, за сердце схватилась. Памятник упал и разбился. Не потому, что на кладбище – как поначалу настаивала фирма – побывали вандалы. А потому, что их мастера установили памятник кое-как, – говорит Василий Ефимович. – Частники-ритуальщики вообще нередко халтурят. То вазу гранитную прикрутят на один болтик, то вовсе о ней забудут, не сделают. «Забывают» дорисовать на граните заказанные и, между прочим, оплаченные ленточки, цветочки. Бывают и вовсе вопиющие случаи. Один наш земляк пришел в частную контору, чтобы заказать памятник умершему брату. В договоре написал фамилию заказчика, отдельно – ту, которая должна быть на монументе. А когда пришел, выяснилось, что «похоронили» его самого. Перепутали братьев. Было дело, люди на гранитной плите обнаруживали фото не своего усопшего родственника, а абсолютно незнакомого человека. Случалось, коверкали изготовители имена покойных, перепутывали даты жизни и смерти».
Ольга Кисляк «СБ»