Для сокращения диспаритета цен с соседями и насыщения внутреннего рынка: производители поднимают цены на сахар в среднем на 60 копеек

Белорусские покупатели привыкли, что цены на сахар в торговле примерно одинаковы, изменяются редко. Как правило, одномоментно и всегда обоснованно. Обоснованно подрастут и сейчас. Но изменение будет больше, чем обычно. И на то есть ряд причин. Подробности выясняла корреспондент «Р».
— На фоне роста цен на нефть мировые производители сахара (Бразилия, Таиланд, Индия) направляют ресурсы сахара-тростника в производство биоэтанола. И предложение мирового рынка сахара сужается — это давит на цену повсеместно. В марте мы уже имели котировки на Лондонской бирже под 580—600 долларов за тонну сахара-сырца. Такая ситуация не может не оказывать влияния на рынок, в том числе страны ЕАЭС, Беларусь и Россию, с которой у нас нет границ. Рынок отреагировал — и в марте мы уже имели двукратную разницу в цене на кило сахара с Россией. Предприимчивые граждане воспользовались этим и продавали наш сахар на территории страны-соседки. Поэтому мы вынуждены принять меры для сохранения своего ресурса: поднять цены производителей в среднем на 60 копеек за килограмм. Кто-то увеличивает на 58 копеек, кто-то на 61 копейку. У нас четыре завода, и каждый формирует свою ценовую политику, — обратил внимание специалист.
При этом диспаритет цен на сахар с Россией остается. Но в «Белгоспищепроме» отмечают, что Беларусь приблизилась к тому, чтобы сгладить разницу, хотя и не снивелировала ее полностью.
— Решение, которое были вынуждены принять производители, по нашей оценке, должно снять предпосылки к продолжению повышенного спроса и возможного вывоза за границу сахара, — поделился мнением зампредседателя концерна.
По оценке экспертов, уменьшившаяся разбежка делает теперь перепродажу в Россию гораздо менее выгодной, чем ранее. При этом остатки сахара на белорусских заводах сегодня составляют 200 тысяч тонн. Этого хватит (даже с запасом) для обеспечения потребностей не только населения, но и производителей продукции из сладкого товара до начала нового сезона переработки в сентябре 2022-го.
Оперативно отреагировали на ситуацию и в Правительстве, в краткие сроки выстроив многоуровневую и довольно сложную систему формирования стоимости на сахар, которая, к слову, уже работает.
— С учетом открытой границы, диспаритета цен с соседними странами, необходимости насыщения внутреннего рынка решение по пересмотру цен на сахар, на наш взгляд, тяжелое, но обоснованное, — отметил первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец.
Так, согласно постановлению Совмина № 214, убрано регулирование цен для производителей. Им предоставлена возможность реагировать на изменение внешней конъюнктуры и устанавливать свою стоимость самостоятельно. МАРТ также принял постановление № 32, которым предоставил возможность дооценки имеющегося сахара в торговле. Кроме того, Комиссия по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине согласовала возможность превышения торговой надбавки, указанной в постановлении № 214, но четко в привязке к ценам производителей. От них зависит конечная стоимость сахара на полке. При этом МАРТ вместе с «Белгоспищепромом» будем взаимодействовать, чтобы отслеживать, насколько то или иное повышение у производителей обоснованно.