Жизнь и судьба Федора Кривоногова

Все глуше раскаты грома Второй мировой и Великой Отечественной, все тише шаги тех, кто был сопричастен, воевал, совершал подвиги, стремился к Победе… Среди тех, кто выжил и здравствует поныне, – человек удивительной судьбы, стрелок-радист Федор Иванович Кривоногов. Об отважном воине написаны статьи и книги, а его судьба легла в основу документального фильма, снятого студентами МГУ имени Кулешова. Недавно ветерану, который совершил несчетное количество ночных боевых вылетов, а в мирное время восстанавливал лежавшую в руинах страну и поднимал целину в Казахстане, исполнилось 97. Но у человека, чья юность была опалена войной, по закону сохранения энергии – нестареющая душа.
Детства чистые глазенки
В западно-сибирской деревне Выдриха, которая затем вошла в состав Казахстана, даже радио не было. Зато создавали атмосферу невероятной красоты реки и тайга. В большой деревне, протянувшейся на 7 километров, было много улиц, переулков и… детей, а сами сельчане жили в согласии, друг другу помогая.
В 1941-м Федор Кривоногов окончил восемь классов. Но долгожданных каникул так и не случилось, потому что началась война.
Прискакавший на коне из центра всадник ворвался в село с криками «Война! Война!». И с этого момента время потекло по-другому. Одним из первых ушел воевать отец. Чтобы облегчить жизнь родительской многодетной семье, оставшейся без кормильца, подросток Федя устроился в колхоз трактористом. А летом 1944‑го на отца пришла похоронка…

Небесный тихоход
Через два года, в 1943-м собрали призывников 1926 года рождения в военкомате и предложили им на выбор – морфлот или авиацию. Федор оказался среди тех, кто предпочел морю небо, и отправился во 2-ю Ивановскую Высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации дальнего действия, которая в то время дислоцировалась в туркменском городке Мари.
На учебу новобранцев собирала вся деревня. Поэтому в дальний поход ребята отправлялись с полными сумками продуктов и теплых вещей. Там, в непростых даже для сибиряка условиях, проучились около полугода, а потом, когда немцы начали отступать, возвратились на самолетах на прежнее место дислокации. С утра до позднего вечера изучали авиационное оружие, радиодело и типы летательных машин. Условия в Иванове были лучше, чем в Средней Азии. Жили в казармах, а не в землянках, как в Мари.
Боевое крещение
…С фото на нас смотрит красивый молодой парень в шлеме. Стрелку-радисту Федору Кривоногову здесь всего 18 лет. Федор Кривоногов летал бомбить вражеские объекты на тяжелом бомбардировщике дальнего действия Ил-4. Двухмоторный, спроектированный АКБ-240 под управлением Сергея Ильюшина, он участвовал во всех важнейших операциях на советско-германском фронте. Самолет был оснащен мощными двигателями, которые позволяли ему развивать скорость до 430 километров в час. Летчики на Ил-4 вели ночную охоту на немецкие военные эшелоны, уничтожали боевую технику, бомбили немецкие аэродромы. Враги очень боялись наших асов, которые уничтожали до несколько десятков немецких самолетов.
Отопления в кабине не было, а летать приходилось на высоте 6-6,5 тысячи метров. Командир Дмитрий Меженин, штурман Павел Данильченко и два стрелка-радиста – Александр Сапожников и Федор Кривоногов, задачей которых было в том числе держать связь с землей. Интернациональный экипаж: уроженцы Казахстана, Украины, России. Все молодые. И каждый защищал свое, родное: семьи, дома, Родину…
Смоленск, Лида, Щучин, Лунинец, Бяла-Подляска, Будапешт, Берлин… Таким был их боевой путь. На задания отправлялись исключительно по ночам и эскадрильей: взлетали один за другим через две минуты. Уничтожали в основном крупные порты с мощными прожекторами, зенитками, истребителями. А у них самих на борту бомб почти две тонны, поэтому опасность улавливали интуитивно.
Федор Кривоногов был ранен дважды. Впервые их подбили под Гданьском. Второй раз – в небе над Берлином. К счастью, в обоих случаях «Ил» смог дотянуть до своего аэродрома. Сегодня об осколках напоминают лишь шрамы.
9 мая 1945‑го их экипаж собирался лететь в Латвию, где еще оставались враги. Уже сели в самолет, как в небо взлетела красная ракета – «Победа!». Война для 19‑летнего Федора Кривоногова закончилась, но с небом он не распрощался – еще десять лет служил в 170‑м Смоленском гвардейском авиаполку в Быхове, после чего отправился покорять иные высоты.
Целинные земли
В Быхове судьба свела его с будущей женой. Пошли дети – два сына и дочь. И однажды Федор Иванович привез свою семью на малую родину, в Казахстан, куда в двадцатые годы прошлого века вошла его деревня.
Дома его ждали. Вызвали в обком партии и направили на целину. А он спорить не стал – поехал. Надо – значит, надо. Причем без выходных, праздников и отпусков. Уходил на заре, возвращался ночью. Такой он человек: если за что брался – делал на совесть.
Выкладывался по полной и когда поднимал в Казахстане целину, был комсомольским и партийным лидером, встречался с Никитой Хрущевым и Леонидом Брежневым, и позже, когда в Быховском районе руководил сельсоветом, совхозом, райсельхозпродом…

Всегда оставаться человеком…
С конца 60-х Федор Иванович Кривоногов живет в Беларуси, к которой уже давно и навсегда прирос сердцем. Его экипаж уже давно ушел на небо… А он – здесь, хранит о своих боевых друзьях добрую, благодарную память. И в День Победы всегда позволяет себе 100 граммов «клюковки» – натуральной настойки, которую привозят из Карелии сыновья. А чтобы укрепить здоровье, каждое утро начинает с зарядки и контрастного душа.
Нашел наш герой и отца. Сколько жил, пытался узнать, где именно он сложил голову. Очень хотел побывать на его могиле. И лишь недавно выяснилось – рядовой 456‑го стрелкового полка 109‑й стрелковой дивизии Иван Давыдович Кривоногов похоронен на братском кладбище в Выборгском районе.
Чтобы поклониться праху отца-героя, Федор Иванович преодолел на машине почти тысячу километров. Поехал с сыновьями – Сашей и Володей. Благодаря найденным им военным документам на обелиск добавили имя их деда…
Дружит Федор Иванович и с ноутбуком. Внуки научили – их у него 9 и 13 правнуков. И всем им не устает напоминать: «Дорожите тем, что имеете».
Рядом с ним – душевные люди, он под присмотром и окружен вниманием… И бесконечно благодарен за это.
А еще он никогда и ничего не просил для себя. Куда посылали, туда и шел, не искал выгоды. И всегда, в любой ситуации самым важным для него было оставаться человеком.
В отдельной папке ветерана – стопка почетных грамот и благодарностей. А о его боевых и трудовых подвигах написано в двух книгах – «Крылатая гвардия» и «Великая Отечественная война: семейные истории».
Военные подвиги Федора Кривоногова отмечены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги». А также орденом Отечественной Войны II степени. Есть и мирные награды: два ордена «Знак Почета» и медали «За освоение целинных земель» и «За трудовую доблесть».
Подготовила Александра ПРОНЬКИНА