Зеленый свет – легальным «шашечкам»
С первого ноября в Беларуси заработал Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Теперь работать смогут только те водители и транспортные средства, информация о которых внесена в Реестр. Узнали, как нововведения отразятся на пассажирах и что о них думают перевозчики.
Для прозрачности и безопасности
Реестр – это государственный информационный ресурс, созданный по Указу Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 года № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» в целях обеспечения безопасности автомобильных перевозок, создания условий для добросовестной конкуренции, повышения качества оказываемых услуг и дальнейшего совершенствования правоотношений в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Владельцем и оператором информационного ресурса определена Транспортная инспекция.
– В Реестр включаются сведения об автомобильных перевозчиках, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси, о транспортных средствах (автобусы, легковые автомобили, автомобили-такси), о водителях транспортных средств, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и о диспетчерах такси, – рассказал начальник филиала Транспортной инспекции по Могилевской области Сергей Жигарев.
По его словам, пассажир может проверить, находится ли транспортное средство в Реестре, а также получить информацию об автомобильном перевозчике. Для этого в поисковое поле нужно ввести регистрационный номер транспортного средства, ФИО водителя, дату и время выполнения заказа. При внесении в Реестр сведений о выполненных заказах информация в автоматическом режиме будет сопоставляться с базами данных, благодаря чему будут выявляться нарушители, которых впоследствии привлекут к установленной законодательством ответственности. Кроме того, и диспетчеры автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, и диспетчеры такси будут нести ответственность за то, что передают заказы транспортным средствам и водителям, не включенным в Реестр.
– К сожалению, «в погоне за рублем» не все перевозчики соблюдают правила автомобильных перевозок пассажиров и нормы закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», зачастую осуществляя свою деятельность с систематическими нарушениями транспортного законодательства», – пояснил Сергей Жигарев. – Указом установлено, что транспортная деятельность и деятельность водителей в сфере автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без включения в Реестр соответствующих сведений, а также в период приостановления нахождения в Реестре сведений незаконна и запрещена. Что влечет за собой нарушение закона? У судов появятся все основания конфисковывать в доход государства транспортные средства, которые стали орудием совершения административных правонарушений.
Работать по-честному и прозрачно
Для включения в Реестр сведений автомобильные перевозчики должны выполнить ряд условий.
*Прежде всего, надо привести в соответствие с требованиями законодательства внешнее и внутреннее оформление транспортных средств, оснастить их видеорегистраторами.
*Автомобиль-такси должен быть оборудован программной кассой, предназначенной для использования при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром.
*Необходимо иметь действующие разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и автомобильного перевозчика перед пассажирами.
*К выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси допускаются водители не моложе 20 лет, имеющие право управления транспортными средствами категории «B» и общий стаж управления автомобилем не меньше двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не меньше одного года.
*Также водители должны знать требования нормативных правовых актов, регламентирующих выполняемые ими автомобильные перевозки пассажиров, и не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.
*Кроме того, водители, выполняющие автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, должны пройти обучение в рамках образовательной программы обучающих курсов в соответствии с программой, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций.
Позаботились заранее
Некоторые заранее привели все в соответствие и были добавлены в Реестр. Как, например, два Дмитрия – совладельцы компании такси.
– У нас проблем нет – мы уже в Реестре, – говорят ребята. – Со вступлением в него мы потратились только на оснащение автомобилей системами видеофиксации. По условиям, видео должно храниться 15 суток. Обычные видеорегистраторы не позволяют этого сделать, поэтому покупали серьезное оборудование. Спецнаклейки, плафоны, страховка у нас уже были, таксометры установлены.
Водители наши прошли курсы повышения квалификации, работают по трудовым договорам. Человек приходит и говорит: «Я хочу подработать». Его оформляют, допустим, на 0,5 или на 0,3 ставки. А так, когда ему просто дали машину, он зарегистрировался, скачал приложение и возит, будучи никем в этой отрасли, не бывает нигде. Единственное, потребуются время для того чтобы переобучиться. Мы платим налоги, а нелегалы не платят. Теперь, думаем, рынок будет прозрачным. Мы хотим, чтобы люди зарабатывали честно.
Видео- и аудиофиксация
– О том, что в салоне такси ведется видео- и аудиозапись, предупреждает информационная табличка, размещенная в салоне транспортного средства. Если кто-то не хочет, чтобы его снимали, может заказать другое такси. Мы вправе отказать ему в перевозке.
Также в салоне транспортного средства на видном месте находится информация о водителе, диспетчере и перевозчике. Видео необходимо еще и для безопасности, ведь приходилось сталкиваться с тем, что разбивали стекла, повреждали автомобиль, бывали и буйные пассажиры подшофе, – поясняют собеседники. – Будем работать с учетом новых правил, тем более Транспортная инспекция принимает все меры для наведения порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
Совмин урегулировал некоторые вопросы подачи заявления в реестр автомобильных перевозок такси
Принято постановление правительства № 809, которое регулирует нюансы подачи заявления о включении данных о водителе в «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Об этом сообщили в Министерстве транспорта и коммуникаций. Там уточнили, что в соответствии с документом, при подаче заявления о включении данных о водителе в государственный информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» сведения о трудовом договоре могут не указываться. Постановление вступило в силу с 3 ноября 2024 года.
Сергей Карпеков
Фото автора