«Зеленая карточка» и страховая защита
У каждого работающего человека есть свидетельство социального страхования, так называемая «зеленая карточка». Для того чтобы узнать, кому, как и зачем она выдается, мы обратились в областное управление Фонда социальной защиты населения.
– Для чего необходимо страховое свидетельство?
– Наличие страхового свидетельства является подтверждением регистрации в системе государственного социального страхования и открытия индивидуального лицевого счета. В нем накапливаются информация о стаже, заработке, начисленных и уплаченных страховых взносах и другие сведения, необходимые для назначения пенсии. Страховое свидетельство предъявляется при устройстве на работу для того, чтобы работодатель заполнял и представлял в Фонд сведения, которые в дальнейшем заносятся на лицевой счет работника. Но даже если его нет, в трудоустройстве вам не откажут. Если страховое свидетельство утеряно, наниматель может принять работника и без его предъявления, однако необходимо подать запрос в орган Фонда для восстановления страхового свидетельства. «Зеленая карточка» также требуется при обращении в Фонд за получением информации об индивидуальном лицевом счете.
– Как получить страховое свидетельство?
– Если гражданин нигде не работал и у него нет страхового свидетельства, то работодатель обязан в течение пяти рабочих дней со дня приема на работу подать необходимые сведения в орган Фонда, чтобы зарегистрировать работника в качестве застрахованного лица. Регистрация проводится один раз. Однако при изменении анкетных данных работник в течение месяца обязан представить работодателю копию документа, удостоверяющего личность, подтверждающего факт изменения анкетных данных. Работодатель представляет сведения в территориальный орган Фонда для внесения изменений в лицевой счет и, при необходимости, замены страхового свидетельства. Страховое свидетельство хранится у работника и действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Если работодатель не выдал вам свидетельство, необходимо обратиться к нему за разъяснениями. Возможно, он пытается уйти от уплаты обязательных платежей в Фонд, лишая вас части будущей пенсии. По законодательству в стаж работы засчитывается только тот период деятельности, за который уплачены обязательные страховые взносы.
– Что делать и куда обращаться в случае утраты «зеленой карточки»?
– В случае утери страхового свидетельства, его непригодности и в других аналогичных случаях необходимо обратиться с заявлением о его восстановлении: работающим гражданам – в кадровую службу по месту работы; физическим лицам, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, – в орган Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщика страховых взносов; застрахованным лицам, зарегистрированным в системе персонифицированного учета, временно не работающим, – в орган Фонда по месту жительства. Для получения консультаций и разъяснений можно обращаться в любой территориальный орган Фонда, а также на сайт ФСЗН: www.ssf.gov.by.
Ольга БУХОЛОВЦЕВА
Самые важные новости Могилева в нашем Telegram! Подписывайтесь!