Защити свои права – будь сам себе экспертом
Более восьми тысяч человек обратились в Могилевскую городскую организацию ОО «Белорусское общество прав потребителей» только за прошедший год, а более тысячи побывали на личном приеме и получили реальную помощь в защите своих прав в досудебном и судебном разбирательствах. Что делать, если договориться с недобросовестным продавцом самостоятельно не удается, для чего нужна Книга замечаний и предложений и почему надо внимательно изучить любой договор, прежде чем его подписывать – на эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя организации Василия Черного.
– Василий Ефимович, давайте составим для читателей алгоритм действий на случай, если они столкнулись с недобросовестным продавцом.
– Первым делом покупатель должен потребовать Книгу замечаний и предложений и сделать там соответствующую запись, причем важно указать только одно требование, к примеру, вернуть деньги за некачественный товар или заменить его, или отремонтировать. Причем не лишним будет сфотографировать некачественный товар и страничку Книги с записью, собрать показания свидетелей. Ответ вам должны дать в течение 15 дней, он станет важным документом в ходе дальнейших разбирательств.
Часто покупатель изъявляет желание провести независимую экспертизу товара, в чем мы ему тоже можем помочь. Заключение экспертизы становится в большинстве случаев веским основанием для продавца, чтобы разрешить конфликт в досудебном порядке в пользу покупателя. Но нередко нам приходится помогать в подготовке претензий и исковых заявлений в суд, участвовать в судебных заседаниях.
Можно сразу позвонить в нашу организацию по телефону «горячей линии» 22-93-92 и получить консультацию специалиста и алгоритм действий.
– Мы начали разговор со следствия, а можно ли избежать конфликтной ситуации заранее, может, у вас есть «черный список» безответственных продавцов? Приобретая какие товары или заказывая услуги могилевчанам стоит быть особенно внимательными?
– «Черного списка» у нас, конечно, нет, но любой покупатель, если он сомневается в добросовестности продавца товара или услуги, может позвонить нам, и мы подскажем, стоит ли к нему обращаться.
Возросло количество претензий к фирмам, работающим в сфере услуг. Все чаще покупателю привозят мебель ненадлежащего качества, двери, окна ПВХ, недобросовестно ремонтируют мобильные телефоны и компьютеры, автомобили, некачественно выполняют работы по внутренней отделке помещений, бурят скважины на воду и устанавливают фильтры для очистки воды…
В первую очередь я посоветую обращать внимание на договор, который вам предлагают подписать. Часто, например, на приобретение межкомнатных дверей покупателю предлагается договор купли-продажи, а не договор подряда. В результате двери привозят, а установкой занимается не сама фирма, а сторонний специалист, чаще всего работая без документов. Как итог – за брак в установке спросить не с кого. Если заключается договор подряда, в нем прописывается изготовление, доставка, монтаж.
Еще один пункт, на который стоит обратить внимание, это предоплата. Внесенная сумма денег должна быть указана в договоре и подкреплена чеком, отрывным талоном, или хотя бы в договоре должна быть запись «получено» и роспись.
Из опыта работы могу сказать, что осторожными надо быть и с фирмами, которые бурят скважины. Нередко к нам обращаются пострадавшие и рассказывают, что после выполнения ими работ вода в доме так и не появилась, а исполнители не отвечают на телефонные звонки, скрываются. Все больше желающих заработать обманным путем на установке фильтров для очистки воды. Представляясь сотрудником горводоканала или горисполкома, они собирают собрание жильцов и рассказывают страшные истории о качестве воды в городе. Под впечатлением люди заключают договоры и выкладывают немалые суммы денег на фильтры. Обманщики аргументируют необходимость фильтров тем, что скоро их обяжут установить всех, но сейчас пока есть возможность сделать это со скидкой. Не поддавайтесь на подобные уловки!
– Что делать, если приобретенный товар вышел из строя до окончания гарантийного срока? Каких правил в работе должны придерживаться сервисные центры?
– Очень много жалоб связано с современными гаджетами. Потребителям важно помнить, что есть Перечень товаров, которые нельзя просто прийти и заменить, потому что они разонравились. Для таких товаров действует гарантийный срок обслуживания. И тут важно помнить, что срок нахождения вещи в сервисном центре – до 14 дней, и может быть продлен до месяца с письменным уведомлением в случае, когда продавец должен заменить товар, которого нет в наличии. Если в сервисном центре вам не смогли помочь за 2 недели, требуйте составления акта технического состояния, который станет основанием для продавца заменить вещь на новую или вернуть деньги. И здесь не забывайте, вы должны выбрать одно право.
– В этом году Международный день защиты потребителя проходит под лозунгом: «Исключим антибиотики из меню». Что должны знать потребители, чтобы обезопасить себя от продуктов, содержащих антибиотики?
– Во всем мире ведется борьба с использованием в мясной продукции антибиотиков, применяемых для лечения людей. Примерно половина антибиотиков, производимых в мире, используется в сельском хозяйстве, при этом основная часть из них для ускорения роста и чаще для предотвращения, чем для лечения заболеваний. Зачастую антибиотик содержится в небольшом количестве, и не обнаруживается даже лабораторным путем, но при этом попадает в организм человека и делает его все менее восприимчивым к лечению антибиотиками. Если ситуация не изменится, и большие надежды тут возлагаются на мировые сети быстрого питания, которые должны забить тревогу, как крупные потребители мясной продукции, людям станет сложнее бороться с помощью антибиотиков даже с простыми болезнями. Поэтому надо стараться больше потреблять мяса собственного производства, варить его не менее часа, сливая бульон, употреблять в пищу больше овощей и фруктов, вести здоровый образ жизни.
Время работы: пон.-пятница 10.00-17.00, обед 13.00-14.00, суббота 10.00-14.00, ул. Болдина, 4, тел. 22-93-92.
Беседовала Мария Гришаева