За рулём автобусов в Могилёве всё чаще представительницы прекрасного пола

Неженских профессий становится все меньше, а за рулем автобусов
в нашем городе все чаще представительницы прекрасного пола
На маршруте моей мечты
Крупные города невозможно представить без общественного транспорта, который обеспечивает удобное и доступное передвижение для горожан и туристов, ежедневно позволяя им легко добираться до любой точки города.
За последние годы профессия водителя приобрела популярность среди женщин. Все больше девушек смело вступают в ряды автопарка, утверждая свое право на звание профессионального водителя.
Водитель с большим стажем
Мария Невиданова решила стать водителем Могилевского автобусного парка № 1 по совету мужа. И спустя четыре года работы она имеет самый большой опыт вождения автобуса среди женщин-водителей. Все сотрудники, которые решили стать частью единой команды автопарка, но не имели соответствующей категории, за счет средств предприятия переобучились в ДОСААФ. Эта возможность доступна работникам предприятия и сегодня.
— Я сначала обучалась на необходимую для работы категорию «Д», потом отработала 100 часов стажировки, заключила с автопарком трехсторонний договор — и только после этого приступила к работе, — отмечает Мария.
Несмотря на то что с поставленными задачами женщины справляются не хуже мужчин, привилегии у них все же есть: им не приходится самостоятельно устранять неполадки автотранспорта. Замена колеса, проверка уровня масла, исправность тормозов и общий контроль над габаритным автобусом — мужчины-коллеги автопарка всегда помогут быстро решить все вопросы с техникой.
Ну а дальше — мастерство вождения и любовь к пассажирам. Мария получила право управления легковым автомобилем категории «В» еще 15 лет назад. Но за рулем легкового автомобиля сидела нечасто. И только последние четыре года управление транспортом стало ее основной профессией. Водитель отметила, что за рулем легкового автомобиля проводит меньше времени, тогда как за рулем автобуса, благодаря лучшей обзорности, чувствует себя гораздо увереннее. Также Мария считает, что автобус — более безопасный вид транспорта.
В своей работе Мария следит за установленным графиком и обслуживает 5-6 маршрутов, включая № 1, 4, 18 и 40. Ей знакомы практически все дороги Могилева. Приходилось работать и на пригородных маршрутах.
Опыт вождения научил ее заранее выявлять и предотвращать опасности на маршрутах, ведь главная обязанность водителя — безопасность пассажиров. Мария считает пятницу самым загруженным днем недели независимо от времени года. Раньше этот день ассоциировался с дачным сезоном, однако за последние годы она заметила, что зимой нагрузка на транспорт не снижается. Наиболее спокойные рабочие дни для нее — суббота и воскресенье, особенно в первой половине дня.
Одним из главных преимуществ в работе водителя автобуса несомненно можно назвать и достойную оплату труда. Важно отметить, что зарплата водителя включает в себя несколько составляющих: повременную оплату, надбавки за классность, работу в ночное время, сверхурочные часы, а также доплаты за руководство бригадой. Все эти элементы в совокупности обеспечивают возможность получить желаемый доход.
Мария считает, что профессия водителя в нашем городе хорошо оплачивается, и призывает желающих присоединиться к работе в автопарке. Руководство активно ищет опытных водителей, а также смелых кандидатов, которые готовы обучаться, а затем выполнять важную и нужную миссию — обеспечивать пассажирские перевозки по различным маршрутам нашего города.
На своем месте
Анастасия Солонович с детства увлекается автомобилями. И вот уже почти два года работает в автобусном парке. За это время успела получить практически все категории водительских прав, за исключением троллейбуса и трамвая.
В автобусе наша собеседница чувствует себя комфортно. Ее любимый маршрут — номер 26, на котором много постоянных пассажиров, с которыми они взаимно радуются каждой встрече.
— Среди моих ближайших планов — попробовать водить автобус-гармошку. А после накопления нужного стажа начать работать на мягком автобусе, — рассказала девушка.
Любовь к большому транспорту Анастасия унаследовала от отца, который всю жизнь увлеченно занимается авторемонтом, был дальнобойщиком, какое-то время тоже трудился в автобусном парке. Так что она фактически продолжила семейную династию и без колебаний села за руль габаритного автобуса.
— Мне совершенно не нужна другая работа. Это точно моя дорога. Я хорошо умею водить и всегда чувствую себя уверенно за рулем, — рассказала Анастасия о профессии своей мечты.
Чтобы работать водителем, надо рано вставать и рано ложиться спать. Привыкать к утренним подъемам было сложно, однако девушка скорректировала свой распорядок дня и теперь не замечает разницы во времени. И очень гордится тем, что может управлять таким большим транспортным средством.
Некоторое время девушка профессионально занималась конным спортом. А сейчас активно ведет аккаунт в TikTok, регулярно публикуя видеосюжеты, в которых демонстрирует себя в роли водителя автобуса.
— Такие ролики быстро набирают просмотры и становятся популярными в этой соцсети. Став блогером, я нашла новых поклонников, — радуется Анастасия.
Юная покорительница дорог вспоминает мыслителя Конфуция, который однажды заметил: «Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам не придется трудиться ни одного дня».
Гармошки для автобусов
Поскольку наша беседа с водителями автопарка проходила на территории предприятия, мы не могли обойти стороной цех заготовки гибкого ограждения. Именно там швеи автопарка Валентина Парфенова и Ольга Гуринова работали над выполнением очередного заказа. Раньше они шили спецодежду для работников автопарка и чехлы для сидений автотранспорта, а сейчас каждый день они выполняют более масштабную работу — кроят и шьют «гармошки» для автобусов.
Создание одной «гармошки» занимает примерно две недели. В цеху несколько рабочих столов, на одном из которых разложены выкроенные из тента кусочки будущей «гармошки», а на другом — клапан гибкого соединения. Сшитая часть «гармошки» очень тяжелая, и без мужской помощи Ольге и Валентине не обойтись.
Когда цех только открывался, первые «гармошки» шились с трудом: у мастеров не было опыта, и они не знали, какие инструменты и материалы им потребуются. Со временем стало ясно, что из-за тяжести тента необходимы широкие столы, чтобы было удобно перемещать материал в процессе работы.
Валентина и Ольга говорят, что им потребовалось время, чтобы привыкнуть к масштабам и освоить новый подход.
— За семь месяцев работы над «гармошками» эта задача уже не кажется сложной, — отмечает Ольга Гуринова.
Коллектив автопарка — сплоченная команда, в которой все готовы прийти на помощь друг другу.
Немного цифр
Могилевский автобусный парк №1 — крупнейшее автотранспортное предприятие на Могилевщине. На маршрутах работает около 180 единиц техники различной вместимости и уровня комфортности, которые обслуживают 43 городских, 60 пригородных, 5 междугородных и 2 международных маршрута. В 2024 году в салонах городских автобусов перевезено свыше 50 миллионов пассажиров. А в рамках модернизации парк приобрел 23 единицы новой техники большой вместимости марки МАЗ 203.
В этом году планируется приобретение более 20 единиц новой техники особо большой вместимости — автобусов марки МАЗ 215.
Людмила САВЧЕНКО
Фото Елены МИНАКОВОЙ