В рамках национальных интересов
Региональная по своему характеру Шанхайская организация сотрудничества еще до недавнего времени объединяла интересы девяти игроков – стран-создателей: России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и присоединившихся позже Ирана, Индии и Пакистана. С 4 июля 2024 года организация расширила свое влияние на территорию восточной Европы – полноправным членом ШОС стала Беларусь.
Наша страна прошла долгий, планомерный путь, сменив статус партнера по диалогу, а позже – наблюдателя на статус, позволяющий участвовать в разработке и подписании базовых документов организации, имеющих правовое значение на территории в 35 млн км² (65 % территории Евразии). Мы присоединились к союзу стран, чей общий объем ВВП составляет около 20 триллионов долларов.
Что для нашей страны означает этот шаг и какие выгоды он сулит?
Во-первых, вступление Беларуси в ШОС, с моей точки зрения, это итог целого ряда предпосылок, многие из которых были заложены десятилетия назад, а некоторые сформировались совсем недавно.
Я говорю о выстраиваемых годами союзнических отношениях с Россией, с которой у нас к тому же открытая граница, установлении высшего уровня дружеских отношений с Китаем. С другой стороны – введение против нашей страны недавними западными партнерами санкций, возведение на наших границах заборов, установление буферной зоны, поступающие угрозы полностью перекрыть границу. Выраженная многовекторная политика, которой Беларусь придерживалась десятилетиями, оценена не была. Вступление в ШОС – явный поворот на восток.
Во-вторых, присоединение к ШОС – это повышение статуса, укрепление позиций Беларуси на международной арене, переход от двустороннего сотрудничества к диалогу сразу с девятью значимыми странами Евразии, поддержка в решении внешнеполитических задач.
Мы присоединились к договорам и соглашениям, разработанным в рамках ШОС: к Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашению о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. мы обеспечили взаимодействие в сфере международной информационной безопасности, в организации и проведении совместных антитеррористических учений, в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, таможенных дел, и т.д.
В свою очередь Беларусь открывает для ШОС прямой доступ к Восточной Европе, что усиливает ее геополитическое влияние, расширяет зону сотрудничества в области безопасности на западном направлении. Присоединение первого полностью европейского государства добавляет в практически азиатскую организацию соответствующую компоненту, что имеет важное символическое значение, демонстрирует способность организации привлечь на свою сторону европейские страны, что повышает ее международный престиж. Беларусь открывает для своих союзников новые дипломатические каналы. Усилившийся потенциал организации может служить противовесом другим организациям и странам, продвигающим свои интересы в регионе, что будет иметь положительный эффект в балансировке сил.
В-третьих, для всех участников ШОС важен принцип сохранения суверенитета, национальной и культурной самобытности.
В этом постулате кроется идея противостояния доминированию одних стран над другими, признание права каждого государства-члена на независимую внутреннюю и внешнюю политику, равенство всех участников, независимо от их размера или экономической мощи.
Еще один аспект – экономическое взаимодействие. Для азиатских экономик Беларусь может стать «мостом» на европейские рынки. Опыт уже есть, через нашу страну проходит транспортный коридор, в котором заинтересованы как страны Азии, так и ЕС. Беларусь поддерживает инициативу Китая «Один пояс, один путь», по нашей территории идут железнодорожные перевозки «Китай-Западная Европа-Китай».
Приграничные «игры» Польши и прибалтийских соседей, военные действия в Украине, санкции – все это добавляет риски, заставляет искать новые логистические коридоры. В этом нам способствует союзник по ШОС Иран. Через него мы выходим на рынки всех регионов «дальней дуги» – от стран Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии и Океании до Латинской Америки. Крупнейшим торговым партнером Беларуси остается Россия. Экономики двух стран тесно интегрированы, особенно в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Россия принимает на свои рынки основной процент экспортируемых белорусских товаров, а также является основным поставщиком энергоносителей и сырья в Беларусь. Вторым торговым партнером стал Китай.
Развитие экономических связей между странами-участницами ШОС может уменьшить зависимость от западных экономик. Рынок ШОС велик – 3,5 млрд человек, и Беларуси есть что предложить нашим новым партнерам.
Шанхайская организация сотрудничества не ставит своей прямой целью ослабление доллара США. Но поскольку страны-участницы стремятся использовать в торговле свои национальные валюты, активно работают над созданием платежных систем (особенно Россия и Китай), это может косвенно влиять на статус доллара как мировой резервной валюты. Россия, Китай, Индия, Иран также входят в БРИКС, следовательно, Новый банк развития БРИКС может финансировать проекты ШОС, уменьшая зависимость членов организации от долларовых инвестиций.
В целом продвижение ШОС на Запад, приобретение Беларусью полноправного членства открывает перед нашей страной хорошие перспективы для развития и в то же время формирует внутренние вызовы: нашей стране необходимо соответствовать требованиям и стандартам организации, необходимо гармонизировать транспортные политику и правила, чтобы облегчить торговлю и передвижение людей между странами организации, внести изменения во внутреннюю политику и законодательство.
Впереди еще очень много работы, но мы уже начали. В первые дни июля на территории Беларуси, в рамках XXXIII Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» состоялась встреча министров культуры стран – участниц ШОС. Беларусь зря время не теряет!
Галина Беляева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам