В Беларуси мобилизация не проводится, а все сборы носят плановый характер – военный комиссар области Александр Горошкин

В Беларуси никакой скрытой мобилизации не проводится, все сборы носят плановый характер и заблаговременно утверждены специальными правовыми актами. На это обратил внимание военный комиссар Могилевской области Александр Горошкин во время пресс-конференции, организованной сегодня для представителей региональных СМИ.
Военно-политическая ситуация возле границ Беларуси складывается непростая, подчеркнул он. Несмотря на отсутствие явных признаков непосредственной подготовки к войне, существует возможность задействования вооруженных сил как сопредельных с нами государств на западной границе (страны Балтии, Польша), так и на южных границах со стороны Украины.
«Наши разведчики и пограничники, и в этом уже нет никакого секрета, вскрывают места базирования Вооруженных Сил Украины именно на границе с Беларусью. Да, там в основном не регулярные воинские части, а так называемая территориальная оборона. Но, как и в нашей стране, – это довольно боеспособные и обученные подразделения. Поэтому, как ответный шаг, наше политическое и военное руководство принимает ряд мер стратегического сдерживания. Совместная группировка войск Беларуси и России нужна не для того, чтобы идти на Запад. Наши войска разворачиваются, чтобы показать: мы готовы защищать свою страну. Есть крылатое выражение: хочешь мира – готовься к войне. И здесь заложен глубокий смысл: армия создается не воевать, а для предотвращения войны».
Все по плану
Эти аспекты нужно учитывать и не принимать на веру фейки, информационные сбросы «диванных вояк», которые рассуждают о том, что в Беларуси проводится скрытая мобилизация. Все это делается для того, чтобы разобщить народ, посеять хаос и бардак, погубить бизнес и в целом экономику страны, подчеркнул Александр Горошкин.
«В Беларуси создана и действует государственная система учета военнообязанных, – пояснил он. – В мирное время наши Вооруженные Силы существуют в определенном количественном составе, но в сложный период все, кто способен и может служить, призываются, пополняя воинские части. Эта система четко отстроена. Учет военнообязанных ведется в государственных органах, сельских исполкомах, на предприятиях, в комиссариатах. Обычно в течение календарного года вызывают людей, чтобы уточнить персональные данные: cостояние здоровья, социальный статус, семейное положение. Оповещение может идти по телефону, путем вручения повесток, вызова на работе в кадровые органы. Сейчас ситуация нагнетается по причине того, что поручено до конца года перепроверить данные. Соответственно, эта работа стала более концентрированной и заметной за счет сокращения времени на уточнение».
Военный комиссар добавил: есть такое понятие как плановые сборы, которые длятся до 35 суток. Но это не чрезвычайщина, а постоянная практика. Планы таких сборов составляются заранее на год вперед.
«Мы знаем, что в декабре в такую-то воинскую часть пойдет определенное количество военнообязанных. Все готовим, людей заранее предупреждают. Они проходят медкомиссию, – рассказал Александр Горошкин. – Есть еще внезапные проверки боевой мобилизационной готовности воинских частей. Такие тренировочные меры крайне необходимы и действенны в плане повышения уровня боевой и мобилизационной готовности, способности соединений и воинских частей выполнять свои задачи по предназначению в современных условиях».
Призыв на срочную военную службу
Военный комиссар добавил, что в республике 24 октября начнется отправка в войска белорусов, которые призваны на срочную военную службу и службу в резерве, но она с внешнеполитической обстановкой ничего общего не имеет. В осенний призыв Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь пополнят около 1,5 тыс. юношей из Могилевской области. Пройдут службу в резерве 20 человек.
«Мероприятия призыва – не чрезвычайная кампания, которая длится неделю, – отметил Александр Горошкин. – Это непрерывный процесс в течение года. Сначала молодых людей изучают по документам, а с момента выхода указа об очередном призыве начинается непосредственная работа по вызову в военные комиссариаты».
Поначалу призывники проходят медосвидетельствование, после получают категорию годности к службе. Далее следует профессионально-психологический отбор, на основании которого определяется вид и род войск будущего солдата. К слову, если позволяет здоровье для службы в определенном роде войск, призывник может попроситься в то подразделение, которое нравится больше. В военкоматах к таким пожеланиям прислушиваются.
«Не скажу, что молодые люди отдают предпочтение тому или иному роду войск, но все же больше всего будущие солдаты хотят попасть в силы спецопераций, рассказал Александр Горошкин. – Традиционно пользуется спросом пограничная служба, а также танковые войска. Нередко ребята просятся служить во внутренние войска, хотя это не легкая служба – обеспечивать покой на улицах городов».
Служба в резерве
В соответствии с белорусским законодательством молодые люди могут проходить либо срочную службу, либо службу в резерве. Решение об этом принимает призывная комиссия. Сегодня количество ребят, направляемых на службу в резерве, значительно уменьшилось: если на первоначальных этапах после принятия соответствующего закона было 250 человек от Могилевской области, то в течение последних четырех призывных кампаний – не более 20.
На службу в резерве призываются граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, в случае отсутствия потребности Вооруженных Сил, других воинских формирований в военнослужащих срочной военной службы, напомнил Александр Горошкин. А сегодня количества призывного ресурса недостаточно как из-за демографической ситуации, так и проблем со здоровьем у призывников. Более 60% ребят оказываются временно либо полностью негодными для службы в мирное время. Пугает, что это наше будущее, генофонд. Но о многом заставляет задуматься тот акт, что 90% выявленных болезней – не генетические, а «рукотворные». Плохое зрение, сколиоз, плоскостопие, язвы желудка – все это последствия сидячего образа жизни за компьютерами, телефонами, отсутствия физических нагрузок, ношения неправильной обуви, употребления фастфуда.
«Сегодня в нашей стране попасть в армию сложнее, чем не попасть, – заметил военный комиссар. – Существует столько законных способов не служить, отсрочек, сколько нет ни в одном государстве на постсоветском пространстве. Так, взять отсрочку можно для получения образования, по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья. Что же касается службы в резерве, то здесь, в первую очередь, рассматривают кандидатуры молодых людей со специальностью в области сельского хозяйства, учителей и врачей. Но для этого обязательно должно быть ходатайство заместителя председателя горрайисполкома, курирующего данную сферу».
Священный долг
Стоит помнить, что в Конституции нашей страны написано: защита Родины – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь, а каждый закон имеет под собой правовую основу и юридическое основание для привлечения молодого человека, который уклоняется от призыва, как к административной, так и уголовной ответственности.
Александр Горошкин подчеркнул: родителями не стоит беспокоиться об условиях, в которых будет жить молодой человек во время службы, так как они отвечают всем стандартам. В казармах сделаны евроремонты, которыми может похвастаться не каждая семья. Здесь обязательно есть горячая вода, душ, стильная машина, полноценное сбалансированное питание и обмундирование по сезону. Не стоит недооценивать жизненный опыт, мужественность, которые приобретают ребята. К слову, 5-8% призывников, которые приходят на срочную службу, остаются на службу по контракту.
Ольга Емельянова, фото автора