«Умная» поликлиника – значит, цифровая
Одним из главных событий прошлого года для города стало открытие особого объекта – Могилевской поликлиники № 3 в микрорайоне Казимировка. Почему особого? По отзывам пациентов. Это и сподвигло «Веснік Магілёва» посетить медучреждение (не в качестве пациента, а в роли экскурсанта) и узнать, что же такого особенного в поликлинике.
Мультифункционал на Тишки Гартного
«Визитку» поликлиники представляет ее главный врач Светлана Шупикова.
– Это интегрированная поликлиника, так как обслуживает и взрослых, и детей – 32 300 человек, 10 600 из которых дети. Мы принимаем пациентов не только из микрорайонов Казимировка и Спутник, но и из Пашковского и Княжицкого сельсоветов, – рассказывает поликлинических дел хозяйка. – Наше учреждение оснащено системой «Умная поликлиника», здесь внедрены новые методы информатизации системы здравоохранения. Работает подстанция скорой медицинской помощи на четыре бригады. Открыты два отделения общей практики, клинико-диагностическая лаборатория, рентгенологическое, стоматологическое отделения, женская консультация, водолечебница, кабинет спелеолечения. Педиатрическое отделение разделено по обслуживанию детей с лечебной и профилактической целями.
Поликлиника оснащена по последнему слову техники. Здесь есть фетальный монитор для наблюдения за состоянием матери и плода, аппарат для маммографии и УЗИ глаза, видеоурологическая стойка. В медучреждении шесть аппаратов УЗИ, два из которых экспертного класса.
В общем, проще рассказать о том, чего нет в этом медицинском учреждении. Но мы задались целью максимально узнать об инфраструктуре поликлиники и увидеть ее воочию. Поэтому продолжаем.
Безбарьерная среда и фейсконтроль
Когда заходишь в холл поликлиники, бросается в глаза система фейсконтроля. Светлана Шупикова поясняет, что таким образом осуществляется контроль за трудовой дисциплиной, то есть фиксируется время прихода-ухода работников. Секундное дело: показал лицо или персональную карточку – и все. Но медперсонал не только контролируют, но и создают для него комфортные бытовые условия. Для сотрудников поликлиники оборудованы комнаты отдыха и приема пищи. В учреждении работает буфет, где могут подкрепиться не только работники поликлиники, но и ее посетители.
Работают в поликлинике около трехсот человек. Ксения Шпакова – врач-невролог. Она одна из 9 молодых специалистов, которые пополнили ряды медперсонала медучреждения в нынешнем году. Окончила Витебский государственный медуниверситет, а затем интернатуру в Могилеве. На свое первое рабочее место пришла в этом месяце.
– Условия работы превзошли все мои ожидания, – говорит девушка. – Технологическое оснащение, методы проведения медобследований в поликлинике на высшем уровне. За редким исключением, у нас оказывают все виды медицинской помощи. И хотя впереди еще два года отработки, всерьез задумываюсь о возможности дальнейшей работы здесь.
У многодетной мамы Олеси Романенко трое детей. Наблюдаются в поликлинике со времени ее открытия.
– Медперсонал чуткий и отзывчивый. Хочется отметить нашего педиатра Веронику Романцеву и медсестру Наталью Кондратенко. Они всегда окажут квалифицированную помощь и ответят на вопросы, детки их любят, – говорит женщина. – Хорошо, что построили поликлинику именно в Казимировке. Мы живем здесь и медучреждение от нас, что называется, в шаговой доступности. И когда вызываем врача на дом, не приходится ждать часами, всегда приходит вовремя, за что ей отдельное спасибо.
Вот он, пресловутый человеческий фактор в хорошем смысле слова. И именно его учитывали, создавая в поликлинике условия для посещения пациентов. Здесь полная безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями. Учреждение обустроено лифтоподъемниками, нет порогов при въезде в кабинеты, а ширина дверных проемов в них позволяет свободно перемещаться человеку в инвалидной коляске. Незрячим или пациентам с ослабленным зрением помогут таблички и стенды со шрифтом Брайля. Также для удобства этой категории пациентов есть тактильные элементы на полу, звуковые информаторы. Позаботились в медучреждении и о людях с нарушениями слуха. Здесь внедрена такая услуга, как сурдовидеопомощь. Это трехстороннее общение посредством скайпа между пациентом, врачом и сурдопереводчиком Центра соцобслуживания населения. Этой услугой пациенты могут воспользоваться уже на уровне регистратуры и далее – в каждом кабинете приема врачом-специалистом.
«Цифра» правит бал
И вот заключительный этап нашей экскурсии, во время которого знакомимся с информатизацией медицинских услуг и узнаем, как здесь внедряются системы электронных очереди, рецепта и медицинской карты.
– Это только первые шаги к становлению в условиях современных информационных технологий, – говорит главврач поликлиники. – Есть определенные сложности. Оказалось, не так просто и быстро привыкнуть нашим работникам и пациентам к современным условиям работы. У нас обслуживаются люди пожилого возраста, которые говорят о том, что они не хотят электронного рецепта, электронной медицинской карты. Это связано с тем, что некоторые не владеют основами компьютерной грамоты. Люди боятся, что таким образом не получат медпомощь. Поэтому мы объясняем им преимущества использования электронных амбулаторных карт и рецептов. Но ведь и Москва не сразу строилась. И мы постепенно двигаемся в этом направлении.
Система электронной очереди уже функционирует. Она регулирует потоки пациентов по времени и расстоянию. Электронные очереди установлены во всей поликлинике. Взяв талончик, пациент видит, какое количество людей перед ним, может спуститься в аптечный киоск за лекарством или в регистратуру – заказать карточку.
В поликлинике на всех этажах установлены электронные терминалы, причем разной направленности. Например, для заказа талончика на прием. А если человек был записан на прием по телефону, он может прийти и получить талон самостоятельно, через электронный терминал, не обращаясь в регистратуру.
Светлана Шупикова говорит и о преимуществах электронного рецепта, например, для пациентов с хроническими заболеваниями.
– Нет необходимости приходить в поликлинику. Достаточно позвонить и заказать выписку препаратов, которые он принимает. Информация о выписанном электронном рецепте направляется на карту электронного рецепта. Затем человек «отоваривает» его в аптеке. Это очень удобно, так как карточка дает двухпроцентную скидку на лекарства. Сам же этот электронный носитель можно получить совершенно бесплатно.
В поликлинике используются и электронные амбулаторные карты, куда заносятся результаты медицинских исследований. Наряду с ними вся информация, хранящаяся на электронном носителе, дублируется и в бумажном варианте.
Безусловно, перемены нужны. Поставлены новые задачи, определены новые функции для дальнейшей работы по оказанию качественной медицинской помощи. Основная задача – обеспечение доступности медпомощи и исключение очередей при ее оказании в амбулаторно-поликлиническом звене.
– Самое главное, чтобы наши пациенты относились с пониманием к новым условиям работы, были более терпимы, – резюмирует Светлана Шупикова. – Мы же в свою очередь стараемся слушать и слышать их, выполнять медицинские услуги с самыми высокими критериями оценки качества, обеспечивать их своевременность и при этом оставаться вежливыми, доброжелательными. Понимая, что каждый пациент ожидает от врача оказания такой помощи, которая поможет ему выздороветь, восстановить трудоспособность и прожить долгую жизнь, мы работаем именно на этот результат.
Сергей Карпеков
Фото автора