Тернистый путь к облакам, или Как становятся летчиками
Легкие и маневренные Яки…, самолет АН-2 для выброски парашютистов…Могилевский аэроклуб имени А.М. Кулагина с 85-летней историей — один из немногих на постсоветском пространстве, где удалось сохранить парк пилотажных самолетов.Сегодня тут обучают спортсменов-летчиков, курсантов-летчиков Военной академии, парашютистов. А в перспективе планируется подготовка пилотов гражданской авиации.
Неоднократно летчики Могилевского аэроклуба принимали участие в воздушных парадах в столице Республики. В 2014 году выступали на авиационном празднике, посвященном 80-летию Минского аэроклуба ДОСААФ, которое посетил Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.
Сейчас в аэроклубе отпускной период, летный сезон закончился, но мой визит совпал с одним очень интересным событием — подготовкой к съемкам военного фильма. Как рассказал начальник аэроклуба Иван Касим, к нему обратилась киностудия «Беларусфильм» с просьбой использовать базу и технику аэроклуба для съемок фильма о девушках-летчицах. Полеты будут выполняться на самолетах Як-52.
И это неспроста: Могилевский аэроклуб всегда по праву считался и остается в настоящее время лидером по подготовке спортсменов-пилотажников. Свое мастерство спортсменам передавали замечательные инструкторы: Смотриков И.В., Терешенок Д.Ф., Ревуков В.М., Захаров В.Н., Шляхтов Н.Л.
С 1986 года сборную команду БССР тренировала знаменитая Валентина Кузьмовна Яикова, многократная Чемпионка Мира и Европы, абсолютная чемпионка СССР, Заслуженный Мастер спорта СССР.
Команда по высшему пилотажу состояла из летчиков-спортсменов Могилевского аэроклуба. В нее входили мастера спорта СССР: Зинаида Карчевская , Людмила Павлова , Петр Колтунов, Иван Касим. Они, в свою очередь, готовили молодых спортсменов, передавая им свой опыт.
И на земле,и в воздухе
Видеть землю с высоты птичьего полета и летать в нем — лучше работы не придумаешь. Так считает каждый настоящий или будущий летчик аэроклуба.
Заместитель начальника аэроклуба по летной подготовке Виталий Шамардин — мастер спорта Республики Беларусь по самолетному спорту, в профессии с 1999 года. В небе провел около 3 тысяч часов. Не раз отстаивал честь страны. Он многократный призер чемпионатов Беларуси, Украины и России, входит в сборную страны по самолетному спорту. Подготовил немало молодых летчиков, многие из которых стали профессионалами. В этом году в небе над Александрией в составе тройки самолетов Як-55 выполнял фигуры высшего пилотажа. Помните, когда над Днепром два самолета вывели в воздухе очертания сердца, а третий по диагонали пронзил его воображаемой стрелой? Это выступление произвело фурор.
Учебно-тренировочный самолет ЯК-52 стал первым для молодого летчика Федора Ганнутина. Он всегда мечтал летать. Правда, на вертолете, но предложили учиться на Як-52. Спустя девять лет Федор стал кандидатом в мастера спорта, неоднократным призером чемпионатов Республики Беларусь.
Успешно освоил пилотажный самолет ЯК-55. В настоящее время работает в аэроклубе летчиком-инструктором и уже «учится учить».
— Когда летчик становится инструктором, он должен выполнять полетное задание в строгом соответствии с требованиями Инструкции, не допускать даже малейших отклонений при выполнении того или иного элемента. От этого зависит качество обучения спортсменов. Самолет ощущается по-другому. Нужно следить не только за собой, но и за обучаемым. Думаю, что справлюсь!
Летчик авиации ДОСААФ 1-го класса, мастер спорта СССР по самолетному спорту Иван Касим говорит, что небо не любит равнодушных.
Им надо хронически заболеть. Как болеют командир звена, летчик Дмитрий Пащюк,
летчики-инструкторы Денис Шкаренда,
авиационный техник Александр Донской, который после «земной» работы садится за штурвал самолета, чтобы совершенствовать пилотажное мастерство.
Сегодня в составе команды летчиков-спортсменов тренируются и две девушки – Наталья Полякова
и Валентина Бакулева.
Отважные небоныры
Самый массовый в аэроклубе – парашютный спорт.
Спортсменами Могилевского аэроклуба установлено 7 мировых рекордов по парашютному спорту. Воспитанницы аэроклуба Галина Ракович (Мастер спорта международного класса) и Елена Ярмольчук (Заслуженный Мастер Спорта СССР), стали двукратными чемпионками мира – у каждой на счету более 10000 прыжков.
В составе национальной сборной команды инструктор ПДП Могилевского аэроклуба (Мастер спорта международного класса) Юрий Ракович завоевал бронзовую медаль на Чемпионате мира в 2012 году, в 2015 году в Италии стал призером этапа Чемпионата кубка Мира по точности приземления; в 2017 году в Черногории стал чемпионом мира по групповым прыжкам; в 2018 году он занял 4 место на Чемпионате мира по классическому парашютизму в г Монтана (Болгария).
И в настоящее время спортсмены-парашютисты Могилевского аэроклуба принимают активное участие в международных, республиканских соревнованиях и в показательных выступлениях.
Спортсмены аэроклуба, в числе которых мастер спорта Павел Новицкий, установили рекорд на всем постсоветском пространстве: прыгнули с белорусским флагом площадью около 730 кв.м и весом около 80 кг. С этим флагом спортсмены-парашютисты выступили на День Независимости, развернув его над городом.
– Ежегодно набираем группу в количестве 20-25 человек. В нее входят как уже сформированный костяк спортсменов, так и новички, прошедшие строгий отбор, – рассказывает Иван Иванович.
Заниматься парашютным спортом можно с 15 лет. Сперва необходимо пройти теоретическую подготовку, которая осуществляется преимущественно в зимнее время. Затем начинается обучение на тренажерах. И только в апреле курсанты готовы выполнять прыжки.
Прыжки с парашютом в одиночку и в тандеме, видеосъемка на высоте 2 тысячи метров над землей, обзорные экскурсии на самолете – получить порцию драйва и незабываемых ощущений в аэроклубе может любой желающий.
Прыжок с парашютом в качестве подарка – не редкость. Только в прошлом сезоне, который длится с апреля по октябрь, «с небес спустились» около двух сотен человек.
– Прыгают и молодые, и пожилые, главное, чтобы не было проблем со здоровьем, – говорит Иван Касим. – У новичков эмоции зашкаливают. На их лицах наблюдаешь целую гамму чувств: от неуверенности и волнения до восторга и оглушительной радости от ощущения парения.
Еще одно направление – обзорные полеты или обучение пилотированию. Только вот заплатить «за небо», чтобы парить над городом с асом-пилотом или сидя за штурвалом, могут себе позволить немногие. Десятиминутный ознакомительный полет на Яке стоит 130 рублей, час – 780. Сколько будешь в небе – зависит от твоих финансовых возможностей.
Музей под открытым небом
Есть при клубе музей авиационной техники под открытым небом. В нем экспонируются: всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель СУ-27, самолет-разведчик Су-24, вертолет Ми-2, самолеты АН-2 и ЯК-52, самолет Ту-134, который много лет простоял в городском парке аттракционов.
Работники аэроклуба совместно с Минским заводом гражданской авиации вернули ему первозданный вид – восстановили шасси, кабину и салон.
Начальник Иван Касим пообещал, что будет открыт музей аэроклуба и начнут проводить экскурсии для учащихся школ, могилевчан и гостей города.
Летающая парта для будущих пилотов
В течение 25 лет Могилевский аэроклуб выполняет государственный заказ, осуществляя обучение курсантов авиационного факультета Военной академии.
Юноши после окончания 2-го курса проходят здесь летную практику. За это время «на крыло» поставили более 200 курсантов академии. Подготовку курсантов проводят пять опытных пилотов: начальник аэроклуба Иван Касим, заместитель начальника по летной подготовке Виталий Шамардин, штурман аэроклуба Сергей Царковный, командир авиационного звена Дмитрий Пащук, летчик-инструктор Денис Шкаренда.
В этом году в аэроклубе прошли подготовку пять курсантов-летчиков. Летная программа для них начинаются с выполнения полетов по кругу для отработки взлета и посадки. Затем выполняются полеты в зону, в которых курсанта обучают фигурам простого и сложного пилотажа. Также в программу обучения включены полеты по маршруту и по приборам под шторкой.
Полеты выполняются на учебно-тренировочном самолете Як-52. Этот самолет позволяет выполнять и первоначальную летную подготовку, и все вида пилотажа: простого, сложного и высшего.
Летной практике в аэроклубе предшествуют восемь месяцев теории в академии. Черту под практикой подводит летный экзамен. В следующем году курсанты сядут за штурвал уже реактивного Л-39.
После академии военные летчики войдут в элиту белорусской авиации и будут пилотировать боевые самолеты в Лиде или Барановичах. Каждый из них хочет служить своей стране, чтобы всегда под крылом его самолета была мирная земля.
Ольга БУХОЛОВЦЕВА
Фото автора, из архива аэроклуба, БЕЛТА