Темы

Тернистый путь к облакам, или Как становятся летчиками

Тернистый путь к облакам, или Как становятся летчиками

Легкие и маневренные Яки…, самолет АН-2 для выброски парашютистов…Могилевский аэроклуб имени А.М. Кулагина с 85-летней историей — один из немногих на постсоветском пространстве, где удалось сохранить парк пилотажных самолетов.Сегодня тут обучают спортсменов-летчиков, курсантов-летчиков Военной академии, парашютистов. А в перспективе планируется подготовка  пилотов гражданской авиации.

Неоднократно летчики Могилевского аэроклуба принимали участие в воздушных парадах в столице Республики. В  2014 году выступали на авиационном празднике, посвященном 80-летию Минского аэроклуба ДОСААФ, которое посетил Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.

Сейчас в аэроклубе отпускной период, летный сезон закончился, но мой визит совпал с одним очень интересным событием — подготовкой к съемкам военного фильма. Как рассказал начальник аэроклуба Иван Касим, к нему обратилась киностудия «Беларусфильм» с просьбой использовать базу и технику аэроклуба для съемок фильма о девушках-летчицах. Полеты будут выполняться  на  самолетах Як-52.

И это неспроста: Могилевский аэроклуб всегда по праву считался и остается в настоящее время лидером по подготовке спортсменов-пилотажников. Свое мастерство спортсменам передавали замечательные инструкторы: Смотриков И.В., Терешенок Д.Ф., Ревуков В.М., Захаров В.Н., Шляхтов Н.Л.

С 1986 года сборную команду  БССР тренировала знаменитая Валентина Кузьмовна Яикова, многократная Чемпионка Мира и Европы, абсолютная чемпионка СССР, Заслуженный Мастер спорта СССР.

Команда  по высшему пилотажу состояла из летчиков-спортсменов Могилевского аэроклуба. В нее входили мастера спорта СССР: Зинаида Карчевская , Людмила Павлова ,  Петр Колтунов, Иван Касим. Они, в свою очередь, готовили молодых спортсменов, передавая им свой опыт.

И на земле,и в воздухе

Видеть землю с высоты птичьего полета и летать в нем — лучше работы не придумаешь. Так считает каждый настоящий или будущий летчик аэроклуба.

Заместитель начальника  аэроклуба по летной подготовке Виталий Шамардин — мастер спорта Республики Беларусь по самолетному спорту, в профессии с 1999 года. В небе провел около 3 тысяч часов. Не раз отстаивал честь страны. Он  многократный призер чемпионатов Беларуси, Украины и России, входит в сборную страны по самолетному спорту. Подготовил немало молодых летчиков, многие из которых стали профессионалами. В этом году в небе над Александрией в составе тройки самолетов Як-55 выполнял фигуры высшего пилотажа. Помните, когда над Днепром два самолета вывели в воздухе очертания сердца, а третий по диагонали пронзил его воображаемой стрелой? Это выступление произвело фурор.

Учебно-тренировочный самолет ЯК-52 стал первым для молодого летчика Федора Ганнутина. Он всегда мечтал летать. Правда, на вертолете, но предложили учиться на Як-52. Спустя девять лет Федор стал кандидатом в мастера спорта, неоднократным призером чемпионатов Республики Беларусь.

Успешно освоил пилотажный самолет ЯК-55. В настоящее время работает в аэроклубе летчиком-инструктором и уже «учится учить».

— Когда летчик становится инструктором, он должен выполнять полетное задание в строгом соответствии с требованиями Инструкции, не допускать даже малейших отклонений при выполнении того или иного элемента. От этого зависит качество обучения спортсменов. Самолет ощущается по-другому. Нужно следить не только за собой, но и за обучаемым. Думаю, что справлюсь!

Летчик авиации ДОСААФ 1-го класса, мастер спорта СССР по самолетному спорту Иван Касим говорит, что небо не любит равнодушных.

Им надо хронически заболеть. Как болеют командир звена, летчик Дмитрий Пащюк,

летчики-инструкторы Денис Шкаренда,

авиационный техник Александр Донской, который после «земной» работы садится за штурвал самолета, чтобы совершенствовать пилотажное мастерство.

Сегодня в составе команды летчиков-спортсменов тренируются и две девушки – Наталья Полякова

и Валентина Бакулева.

Отважные небоныры

Самый массовый в аэроклубе – парашютный спорт.

Спортсменами Могилевского аэроклуба установлено 7 мировых рекордов по парашютному спорту. Воспитанницы аэроклуба Галина Ракович  (Мастер спорта международного класса) и Елена Ярмольчук (Заслуженный  Мастер Спорта СССР), стали двукратными чемпионками мира – у каждой на счету более 10000 прыжков.

В составе национальной сборной команды инструктор ПДП Могилевского аэроклуба (Мастер спорта международного класса) Юрий Ракович завоевал бронзовую медаль на Чемпионате мира в 2012 году, в 2015 году в Италии стал призером этапа Чемпионата кубка Мира по точности приземления; в 2017 году  в Черногории стал чемпионом мира по групповым прыжкам;  в 2018 году он занял 4 место на Чемпионате мира по классическому парашютизму в г Монтана  (Болгария).

И в настоящее время спортсмены-парашютисты Могилевского аэроклуба принимают активное участие в международных, республиканских соревнованиях и в показательных выступлениях.

Спортсмены аэроклуба, в числе которых мастер спорта Павел Новицкий, установили рекорд на всем постсоветском пространстве: прыгнули с белорусским флагом площадью около 730 кв.м и весом около 80 кг. С этим флагом спортсмены-парашютисты выступили на День Независимости, развернув его над городом.

– Ежегодно набираем группу в количестве 20-25 человек. В нее входят как уже сформированный костяк спортсменов, так и новички, прошедшие строгий отбор, – рассказывает Иван Иванович.

Заниматься парашютным спортом можно с 15 лет. Сперва необходимо пройти теоретическую подготовку, которая осуществляется преимущественно в зимнее время. Затем начинается обучение на тренажерах. И только в апреле курсанты готовы выполнять прыжки.


Прыжки с парашютом в одиночку и в тандеме, видеосъемка на высоте 2 тысячи метров над землей, обзорные экскурсии на самолете – получить порцию драйва и незабываемых ощущений в аэроклубе может любой желающий.

Прыжок с парашютом в качестве подарка – не редкость. Только в прошлом сезоне, который длится с апреля по октябрь, «с небес спустились» около двух сотен человек.


– Прыгают и молодые, и пожилые, главное, чтобы не было проблем со здоровьем, – говорит Иван Касим. – У новичков эмоции зашкаливают. На их лицах наблюдаешь целую гамму чувств: от неуверенности и волнения до восторга и оглушительной радости от ощущения парения.

Еще одно направление – обзорные полеты или обучение пилотированию. Только вот заплатить «за небо», чтобы парить над городом с асом-пилотом или сидя за штурвалом, могут себе позволить немногие. Десятиминутный ознакомительный полет на Яке стоит 130 рублей, час – 780. Сколько будешь в небе – зависит от твоих финансовых возможностей.

Музей под открытым небом

Есть при клубе музей авиационной техники под открытым небом. В нем экспонируются:  всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель СУ-27, самолет-разведчик Су-24,  вертолет Ми-2, самолеты АН-2 и ЯК-52, самолет Ту-134, который много лет простоял в городском парке аттракционов.

Работники аэроклуба совместно с Минским заводом гражданской авиации вернули ему первозданный вид – восстановили шасси, кабину и салон.

Начальник Иван Касим пообещал, что будет открыт музей аэроклуба и начнут проводить экскурсии для учащихся школ, могилевчан и гостей города.

Летающая парта для будущих пилотов

В течение 25 лет Могилевский аэроклуб выполняет государственный заказ, осуществляя обучение курсантов авиационного факультета Военной академии.

Юноши после окончания 2-го курса проходят здесь летную практику. За это время «на крыло» поставили более 200 курсантов академии. Подготовку курсантов проводят пять опытных пилотов: начальник аэроклуба Иван Касим, заместитель начальника по летной подготовке Виталий Шамардин, штурман аэроклуба Сергей Царковный, командир авиационного звена Дмитрий Пащук, летчик-инструктор Денис Шкаренда.

В этом году в аэроклубе прошли подготовку пять курсантов-летчиков. Летная программа для них начинаются с выполнения полетов по кругу для отработки взлета и посадки. Затем выполняются полеты в зону, в которых курсанта обучают фигурам простого и сложного пилотажа. Также в программу обучения включены полеты по маршруту и по приборам под шторкой.

Полеты выполняются  на учебно-тренировочном самолете  Як-52. Этот самолет  позволяет выполнять и первоначальную летную подготовку, и все вида пилотажа: простого, сложного и высшего.

Летной практике в аэроклубе предшествуют восемь месяцев теории в академии. Черту под практикой подводит летный экзамен. В следующем году курсанты сядут за штурвал уже реактивного Л-39.

После академии военные летчики войдут в элиту белорусской авиации и будут пилотировать боевые самолеты в Лиде или Барановичах. Каждый из них хочет служить своей стране, чтобы всегда под крылом его самолета была мирная земля.

Ольга БУХОЛОВЦЕВА
Фото автора, из архива аэроклуба, БЕЛТА

Последние новости

Общество

Как правильно организовать экскурсионное обслуживание, рассказали в Минспорта и туризма

27 декабря 2024
Читать новость
Общество

С теплом и заботой к ветерану труда Надежде Евстратьевне Бамбизовой

27 декабря 2024
Читать новость
Общество

Поздравления с наступающими праздниками – в адрес ветерана Маргариты Икусовой

27 декабря 2024
Читать новость
Общество

Страхар о вкладе сельского хозяйства в ВРП Могилевской области

27 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

В Минском международном выставочном центре пройдёт выставка достижений суверенной Беларуси «Моя Беларусь»

27 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

Новые производства и рабочие места. Какие импортозамещающие проекты появятся в Могилевской области

27 декабря 2024
Читать новость