СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»: cтавка на внутренний рынок, модернизацию и кадры
Могилевский вагоностроительный завод – основной производитель грузового подвижного железнодорожного состава в Беларуси. В 2022 году деятельность предприятия была ориентирована на внутренний рынок. Санкционная политика открыла новые возможности по налаживанию сотрудничества с «Беларуськалием» и Белорусской железной дорогой, а востребованность продукции позволила заводу по итогам 2022 года стать лучшей промышленной организацией Могилева с численностью менее 500 человек.
Работы – вагон
Каждому белорусу известно, что главный экспортный груз нашей страны – калийные удобрения. В прошлом году произошла переориентация транспортных потоков. Отечественные грузы ушли из портов Литвы на российские мощности. Это привело к увеличению расстояния для перевозок, за счет чего возникла нехватка подвижного состава, тем более, что часть минераловозов для перевозки по железной дороге осталась в Украине. Поэтому в 2022 году МВЗ начал активно работать над созданием нового состава. «Беларуськалий» заключил с могилевским предприятием контракт, загрузив завод до июля 2024 года. И если в прошлом году было поставлено 450 вагонов для перевозки минеральных удобрений, то планы на текущий значительно выросли – 900 полувагонов и 480 вагонов.
Изменения в логистике и оживление перевозок в постпандемийный период активизировали сотрудничество с Белорусской железной дорогой. Результат – подписание двух контрактов на производство 600 полувагонов.
Санкции не оказали значительного влияния и на поставки комплектующих для сборки. Аналогичная продукция – металлопрофиль, рама, балка, габаритное литье – производится в Российской Федерации. С помощью основного учредителя и надежного помощника завода – холдинга «БелАЗ-холдинг» – были успешно налажены партнерские отношения с производителями страны-соседки.
Таким образом могилевский завод полностью обеспечен заказами на ближайший год. В планах – произвести около 2 тыс. вагонов. Если удастся увеличить объемы и у белорусских предприятий не будет запросов на дополнительные поставки, излишки планируют экспортировать. Просматривается сотрудничество с Россией, Казахстаном и Азербайджаном. В 2022 году МВЗ впервые вырвался на рынок Монголии, продав 30 полувагонов. Сегодня ведутся переговоры о дальнейшем партнерстве.
В целом прошлый год был удачным для МВЗ. Здесь выпустили 1076 единиц подвижного состава. Темп роста объемов промышленного производства составил 198%, а выручки на одного работника – 1,8. Среднемесячная заработная плата достигла Br1782 c ростом по итогам года 137,5%. Но все это не повод останавливаться.
На перспективу
На заводе понимают: государственный заказ, обеспечивающий стабильную работу предприятия, – лишь на время подготовки к моменту спада спроса в Беларуси. Поэтому одно из приоритетных направлений развития МВЗ – расширение видов выпускаемой продукции с перспективой выхода на иные рынки.
Сегодня завод предлагает девять моделей. Здесь работает свой конструкторский отдел. Дополнительно к наиболее востребованным полувагонам и универсальным вагонам бункерного типа для перевозки удобрений спроектировали вагоны для перевозки щепы и лесоматериалов, зерновоз, 40-45-футовые фитинговые платформы. Прошел испытания и готовится к внедрению в производство вагон для перевозки щебня.
Одновременно с разработкой новых моделей ведутся модернизация производства и закупка нового оборудования. В 2022 году приобретено более 30 сварочных аппаратов, обновлена компрессорная установка. К концу февраля планируют получить 400-тонный листогиб производства ОАО «Кузлитмаш», в пути на завод – газоплазморезательная машина термической резки с ЧПУ.
Вакансии есть
С удвоением производственных мощностей предприятие почувствовало недостаток кадров. Сегодня здесь трудится около 470 человек. И несмотря на то, что по итогам прошлого года коллектив значительно прирос – на 76 рабочих, на сайте предприятия все еще не закрыт список вакансий. Особенно нужны хорошие токари, сварщики, слесари. Они – на вес золота.
Плюс к достойной зарплате – коллективный договор, включающий полный социальный пакет. Особое внимание уделяют созданию здоровых и безопасных условий труда. Для сплочения коллектива организуют спортивные и культурно-массовые мероприятия.
Акцент на молодежь
Между экономикой и кадрами на МВЗ видят прямую связь, поэтому делают акцент не только на опытных специалистов, но и на молодежь.
– В 2022 году на предприятии было колоссальное пополнение – к обязанностям приступили сразу 56 молодых специалистов. Однако на данный момент на заводе работает лишь 24, поскольку большая часть проходит службу в армии, некоторые поступили в вузы, – рассказала ведущий специалист по информационной и идеологической работе Оксана Никитина. – Ребята получили подъемные. Всем, кто нуждался, предоставили общежитие. Чтобы быстрее прошла адаптация, за каждым закрепили специалиста с опытом. Этим летом впервые провели День молодого специалиста: руководитель предприятия обратился к молодежи с напутственным словом, вручил подарки, после чего была экскурсия на завод «БЕЛАЗ» в Жодино. Спустя два испытательных месяца ребята начинают дополнительно получать 15% от оклада за стаж.
Один из тех, кто еще и года не работает на МВЗ, но уже уверен, что останется, – молодой слесарь-ремонтник 4 разряда Дмитрий Колодич. Парень переехал в Могилев из Брестской области. Закончил Пинский индустриально-педагогический колледж по профессии техник-механик. На могилевский завод попал уже с опытом. В окружении не раз слышал про перспективы на МВЗ, решил попробовать.
– Предложили должность слесаря-ремонтника, – поделился молодой человек. – Адаптировался быстро. Коллектив отличный, дружелюбный. Если возникали вопросы, мог обратиться за помощью к любому. Пока здесь работал, успел дополнительно получить третий разряд стропальщика, допуск на ремонт и обслуживание кранов, а еще заочно поступить в БГСХа. В ближайшее время обещают поднять разряд по основной специальности.
Кстати, Дмитрий активно проявляет себя и в спорте. Показывает хорошие результаты в шашках, стрельбе, настольном теннисе, волейболе, футболе. А в конце прошлого года принимал участие в городском отборочном туре республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси» с идеей, как поднять производительность на предприятии при недостатке рабочих на местах.
19-летний электросварщик Алексей Клеменков тоже стремится получить максимум опыта.
– Здесь у меня ответственный наставник, любящий свою работу и отлично знающий дело, – говорит парень, попавший на завод по распределению. – А еще рядом трудится одногруппник. Мы поддерживаем друг друга, помогаем. Зарплата хорошая. Я не местный, поэтому предоставили общежитие.
Профессия не для слабых
За 13 лет работы на предприятии сварщик 4 разряда Юрий Архипов передал знания не одному молодом специалисту.
– Электросварщик – нелегкий труд, настоящая мужская профессия, требующая физической силы, выносливости, – подчеркнул он. – Важно, что в бригаде мы все друг другу помогаем, ведь у нас общие цели и задачи – выполнение плана. Поэтому в нашей профессии без сплоченности и взаимопонимания просто никак. Тем, кто имеет соответствующую профессию и в поиске, я рекомендую только наш завод, так как здесь стабильно, есть интересная работа, постоянно идет освоение новой продукции.
Ольга ЕМЕЛЬЯНОВА, фото автора