Темы

СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»: cтавка на внутренний рынок, модернизацию и кадры

СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»: cтавка на внутренний рынок, модернизацию и кадры

Могилевский вагоностроительный завод — основной производитель грузового подвижного железнодорожного состава в Беларуси. В 2022 году деятельность предприятия была ориентирована на внутренний рынок. Санкционная политика открыла новые возможности по налаживанию сотрудничества с «Беларуськалием» и Белорусской железной дорогой, а востребованность продукции позволила заводу по итогам 2022 года стать лучшей промышленной организацией Могилева с численностью менее 500 человек.

Работы — вагон

Каждому белорусу известно, что главный экспортный груз нашей страны — калийные удобрения. В прошлом году произошла переориентация транспортных потоков. Отечественные грузы ушли из портов Литвы на российские мощности. Это привело к увеличению расстояния для перевозок, за счет чего возникла нехватка подвижного состава, тем более, что часть минераловозов для перевозки по железной дороге осталась в Украине. Поэтому в 2022 году МВЗ начал активно работать над созданием нового состава. «Беларуськалий» заключил с могилевским предприятием контракт, загрузив завод до июля 2024 года. И если в прошлом году было поставлено 450 вагонов для перевозки минеральных удобрений, то планы на текущий значительно выросли — 900 полувагонов и 480 вагонов.

Изменения в логистике и оживление перевозок в постпандемийный период активизировали сотрудничество с Белорусской железной дорогой. Результат — подписание двух контрактов на производство 600 полувагонов.

Санкции не оказали значительного влияния и на поставки комплектующих для сборки. Аналогичная продукция — металлопрофиль, рама, балка, габаритное литье — производится в Российской Федерации. С помощью основного учредителя и надежного помощника завода — холдинга «БелАЗ-холдинг» — были успешно налажены партнерские отношения с производителями страны-соседки.

Таким образом могилевский завод полностью обеспечен заказами на ближайший год. В планах — произвести около 2 тыс. вагонов. Если удастся увеличить объемы и у белорусских предприятий не будет запросов на дополнительные поставки, излишки планируют экспортировать. Просматривается сотрудничество с Россией, Казахстаном и Азербайджаном. В 2022 году МВЗ впервые вырвался на рынок Монголии, продав 30 полувагонов. Сегодня ведутся переговоры о дальнейшем партнерстве.

В целом прошлый год был удачным для МВЗ. Здесь выпустили 1076 единиц подвижного состава. Темп роста объемов промышленного производства составил 198%, а выручки на одного работника — 1,8. Среднемесячная заработная плата достигла Br1782 c ростом по итогам года 137,5%. Но все это не повод останавливаться.

На перспективу

На заводе понимают: государственный заказ, обеспечивающий стабильную работу предприятия, — лишь на время подготовки к моменту спада спроса в Беларуси. Поэтому одно из приоритетных направлений развития МВЗ — расширение видов выпускаемой продукции с перспективой выхода на иные рынки.

Сегодня завод предлагает девять моделей. Здесь работает свой конструкторский отдел. Дополнительно к наиболее востребованным полувагонам и универсальным вагонам бункерного типа для перевозки удобрений спроектировали вагоны для перевозки щепы и лесоматериалов, зерновоз, 40-45-футовые фитинговые платформы. Прошел испытания и готовится к внедрению в производство вагон для перевозки щебня.

Одновременно с разработкой новых моделей ведутся модернизация производства и закупка нового оборудования. В 2022 году приобретено более 30 сварочных аппаратов, обновлена компрессорная установка. К концу февраля планируют получить 400-тонный листогиб производства ОАО «Кузлитмаш», в пути на завод — газоплазморезательная машина термической резки с ЧПУ.

Вакансии есть

С удвоением производственных мощностей предприятие почувствовало недостаток кадров. Сегодня здесь трудится около 470 человек. И несмотря на то, что по итогам прошлого года коллектив значительно прирос — на 76 рабочих, на сайте предприятия все еще не закрыт список вакансий. Особенно нужны хорошие токари, сварщики, слесари. Они — на вес золота.

Плюс к достойной зарплате — коллективный договор, включающий полный социальный пакет. Особое внимание уделяют созданию здоровых и безопасных условий труда. Для сплочения коллектива организуют спортивные и культурно-массовые мероприятия.

Акцент на молодежь

Между экономикой и кадрами на МВЗ видят прямую связь, поэтому делают акцент не только на опытных специалистов, но и на молодежь.

— В 2022 году на предприятии было колоссальное пополнение — к обязанностям приступили сразу 56 молодых специалистов. Однако на данный момент на заводе работает лишь 24, поскольку большая часть проходит службу в армии, некоторые поступили в вузы, — рассказала ведущий специалист по информационной и идеологической работе Оксана Никитина. — Ребята получили подъемные. Всем, кто нуждался, предоставили общежитие. Чтобы быстрее прошла адаптация, за каждым закрепили специалиста с опытом. Этим летом впервые провели День молодого специалиста: руководитель предприятия обратился к молодежи с напутственным словом, вручил подарки, после чего была экскурсия на завод «БЕЛАЗ» в Жодино. Спустя два испытательных месяца ребята начинают дополнительно получать 15% от оклада за стаж.

Один из тех, кто еще и года не работает на МВЗ, но уже уверен, что останется, — молодой слесарь-ремонтник 4 разряда Дмитрий Колодич. Парень переехал в Могилев из Брестской области. Закончил Пинский индустриально-педагогический колледж по профессии техник-механик. На могилевский завод попал уже с опытом. В окружении не раз слышал про перспективы на МВЗ, решил попробовать.

— Предложили должность слесаря-ремонтника, — поделился молодой человек. — Адаптировался быстро. Коллектив отличный, дружелюбный. Если возникали вопросы, мог обратиться за помощью к любому. Пока здесь работал, успел дополнительно получить третий разряд стропальщика, допуск на ремонт и обслуживание кранов, а еще заочно поступить в БГСХа. В ближайшее время обещают поднять разряд по основной специальности.

Кстати, Дмитрий активно проявляет себя и в спорте. Показывает хорошие результаты в шашках, стрельбе, настольном теннисе, волейболе, футболе. А в конце прошлого года принимал участие в городском отборочном туре республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси» с идеей, как поднять производительность на предприятии при недостатке рабочих на местах.

19-летний электросварщик Алексей Клеменков тоже стремится получить максимум опыта.

— Здесь у меня ответственный наставник, любящий свою работу и отлично знающий дело, — говорит парень, попавший на завод по распределению. — А еще рядом трудится одногруппник. Мы поддерживаем друг друга, помогаем. Зарплата хорошая. Я не местный, поэтому предоставили общежитие.

Профессия не для слабых

За 13 лет работы на предприятии сварщик 4 разряда Юрий Архипов передал знания не одному молодом специалисту.

— Электросварщик — нелегкий труд, настоящая мужская профессия, требующая физической силы, выносливости, — подчеркнул он. — Важно, что в бригаде мы все друг другу помогаем, ведь у нас общие цели и задачи — выполнение плана. Поэтому в нашей профессии без сплоченности и взаимопонимания просто никак. Тем, кто имеет соответствующую профессию и в поиске, я рекомендую только наш завод, так как здесь стабильно, есть интересная работа, постоянно идет освоение новой продукции.

Ольга ЕМЕЛЬЯНОВА, фото автора

Последние новости

Культура

Во Дворце культуры области с аншлагом прошел концерт юной белорусской певицы Ангелины Волковой

26 апреля 2025
Читать новость
Культура

Юбилейный концерт Могилевского городского духового оркестра

26 апреля 2025
Читать новость
Культура

Киномероприятия ко Дню чернобыльской трагедии

26 апреля 2025
Читать новость
Новости компаний

Во дворе домов №5 и 7 по ул. Кутепова открылась новая детская площадка!

26 апреля 2025
Читать новость
Общество

История одного чемодана…

26 апреля 2025
Читать новость
Новости компаний

График работы общественного транспорта на Радуницу в Могилеве

26 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем