Спасибо, сегодня я трезвый

«Здравствуйте, меня зовут Галина, я алкоголик», – эти слова из уст красивой ухоженной женщины режут слух и звучат, по меньшей мере, странно. Ей вторят аналогичные приветствия: «Здравствуйте, я Николай, алкоголик», «Я Игорь, алкоголик» – и так далее. В этот день за длинным столом сидят пять человек. Число случайное, иногда их больше, иногда меньше. Это не театр, не кино и не розыгрыш. Это собрание общества «Анонимных алкоголиков». Есть оно и в Могилеве, и я побывала на одном из заседаний.
О главном правиле групп «Анонимных алкоголиков» недвусмысленно говорит само название – полная конфиденциальность. Попасть на собрание человеку, не испытывающему постоянную потребность выпить, сложно. Посторонним завеса приоткрывается, только если никто из членов группы не против их присутствия. Мне повезло: члены одной из групп в этот вечер разрешили поприсутствовать на своем собрании.
Алкоголик – диагноз навсегда
Сергей – мой гид на сегодня, алкоголик с 18-летним стажем трезвости. «Бывших» алкоголиков в «АА» не бывает, ведь алкоголизм – болезнь неизлечимая, прогрессирующая, смертельная. В первую очередь, нужно лечить душу.
Идея «АА» состоит в передаче опыта трезвой жизни друг другу – это помогает не пить. Здесь не работают специалисты, а зависимые люди сами себе и психологи, и наркологи. Чтобы попасть в общество, алкоголику не нужно брать справки и оформлять бумаги, единственное условие – желание начать трезвую жизнь.
Новичкам в первые месяцы без «допинга» очень туго. В «АА» есть даже техника безопасности. Трезвеющему нужно носить с собой сладкое на случай, если «приспичит» выпить. Не стоит оставлять без присмотра недопитый стакан на столе, так как найдется любопытный, который попытается подлить туда «беленькой», посмотреть, что же будет. Еще нельзя замерзать, раздражаться, быть голодным и, самое главное, помнить, что ты – алкоголик. И в первое время приходить на занятия лучше как можно чаще. Возможность есть: в Могилеве проходят занятия в нескольких группах «АА». Всего же в Беларуси их более 80.
«Анонимные алкоголики»: общество равных
Представьте картину: большая светлая комната, длинный стол, на нем расставлены чайные чашки. Вокруг стола, лицом друг к другу, сидят люди разного пола и возраста. Напротив меня мужчина лет 40, слева – женщина средних лет, остальным на вид от 30 до 50. На алкоголиков, как мы привыкли их воспринимать, не похож никто: неглупые лица, аккуратная одежда, правильная речь. Тем не менее, их объединяет одно: в прошлом (у кого недавно, у кого не очень) собравшиеся сильно злоупотребляли алкоголем, но нашли в себе силы это признать и захотели вылечиться. Совершенно добровольно, силком здесь никого не держат.
Главное, чем посещение общества «Анонимных алкоголиков» отличается, скажем, от услуг профессионального нарколога – здесь все равны, отношений «начальник – подчиненный» не может быть в принципе. Это что-то вроде клуба собратьев по несчастью. Равный беседует с равным, взгляда свысока, белого халата и не всегда искреннего сочувствия здесь не бывает. Каждый побывал «на дне», каждый на личном опыте знает, каково это – быть алкоголиком. У каждого своя собственная беда и своя трагедия. Каждому необходимо выговориться, и есть гарантия, что смеяться над этим никто не будет.
Эффект спокойствия и душевного тепла действительно действует – я сама ощутила его, единственный раз посидев за столом два часа.
Заседание началось с того, что все замолчали, поднялись, взялись за руки, образовав кольцо. Объявляется минута молчания в память о всех погибших от алкоголя. Затем члены группы хором прочли молитву: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого».
Необходимое пояснение
Во многом шаги опираются на принятие высшей силы или Бога. Но не спешите проводить параллели между «АА» и сектой. Во всей литературе и брошюрах общества полностью отрицается его религиозная направленность, любое упоминание о Боге либо «высшей силе» сопровождается обязательной ремаркой: «То, как это понимает каждый из нас». Можно быть атеистом или агностиком, это тоже не возбраняется.
Практическим путем за много лет «Анонимные алкоголики» выработали программу двенадцати шагов, эффективность которой подтверждается миллионами вылеченных в десятках стран по всему миру.
Кстати, общество не требует никаких обязательных взносов от своих членов, но добровольные пожертвования стали чем-то наподобие ритуала: в конце собрания коробочка с надписью «для нужд «АА»» передается по кругу, каждый кладет, сколько может. На эти деньги оплачивается аренда помещения, покупаются чай, кофе, сладости, книги. Все траты обсуждаются сообща.
На дне
«Здравствуйте, меня зовут Сергей. Я алкоголик». – «Здравствуй, Сергей».
Называть себя алкоголиком здесь не стесняются. Программа реабилитации зависимых от рюмки людей состоит из 12 шагов. Осознать свое бессилие перед алкоголем – ход номер один. После человек работает над остальными пунктами, представляющими из себя некие концентрированные принципы морали. Ошибается тот, кто думает, что «прошагав» все 12 пунктов, о них можно благополучно забыть. Это не программа-однодневка, обращаться к ней придется снова и снова.
«Я попробовал алкоголь очень рано – мне было лет 6 или 7, не помню, – продолжил Сергей. – Когда мне исполнилось 15 лет, от алкоголизма погибла моя мама. И тогда я поклялся, что никогда не буду пить, не стану алкоголиком».
Прошло еще 10 лет, и Сергей сам себе поставил диагноз «алкоголизм». После этого еще столько же он искал пути выхода из круга: «выпил-похмелился-выпил». Пытался брать себя в руки, после каждого запоя обещал себе, что это было в последний раз. Перепробовал все возможные способы кодировки: лечился гипнозом, пил какие-то капли, лежал в наркологии. Удавалось не пить 3, 6, 9 месяцев, затем все начиналось снова.
«Между пьянками успел жениться, появился ребенок, а в 1991 году жена подала на развод, – вспоминал Сергей. – Когда не пил – был человеком, пользовался уважением на работе, был хорошим мужем и отцом. Уходя в запой, становился нечеловеком. К тому же, бесплатно бутылку в магазине не дают, начал пропивать вещи, «спустил» наши с женой обручальные кольца. А на утро – угрызения совести, чувство вины».
К 37 годам запои Сергея могли длиться 10-14 дней, в любое время суток находилась компания. Одновременно ему и нравилась эта жизнь (казалось, что подшофе становится интереснее, умнее, сильнее, привлекательнее для женщин), и была отвратительна.
«К 1997 году думал, что умру, – спокойно продолжал Сергей. – Ушли на тот свет почти все друзья. Следом за ними не хотелось, но и остановиться я не мог, хоть и читал литературу, ходил в церковь, пробовал пить дозированно. Однажды в «отходняке» сидел на кухне, и вдруг жизнь прокрутилась как на кинопленке. Подумал: зачем я живу, ради того, чтобы напиться, потом похмелиться и снова выпить? Верующим себя не считал, но и атеистом не был. И вдруг, поддавшись какому-то внутреннему порыву, подошел к окну и сказал: «Господи, если ты есть, подскажи, как дальше жить. Так, как живу, больше не хочу и не могу».
Через пару дней Сергею позвонила родственница с известием, что в Могилеве открылась группа «Анонимных алкоголиков». Он решил, что это его последняя надежда. Думал, что на встречах будут психологи, наркологи, а встретился с такими же людьми, как и он. В каждом рассказе видел себя, на собраниях говорили такие вещи, в чем бы вряд ли признался постороннему, тому, кто не столкнулся с алкоголизмом.
«Мне предложили не пить 1 день – справился. Благодаря программе «12 шагов» я не употребляю уже 17 лет и 6 месяцев, – закончил Сергей. – Для меня это чудо, я думал, что умру, а я живу и радуюсь жизни. И это чудо сотворило общество «Анонимных алкоголиков».
Рассказ произвел на слушателей огромное впечатление, по щекам некоторых из них текли настоящие слезы. Может быть, слова Сергея затронули какие-то воспоминания об их собственной судьбе – как знать.
«Обычные люди нас не поймут»
Несмотря на многолетнюю трезвую жизнь, у трезвых алкоголиков конфликты с близкими остаются. Все чаще звучат упреки в адрес самого общества: «Не пьешь, так зачем туда ходишь?»
Объяснение «не пью, потому что хожу на собрания» удовлетворяет далеко не всех мужей и жен. А ведь не зря трезвые алкоголики любят сравнивать посещения группы с инсулином, который обычно вкалывают больным сахарным диабетом: без него – никак!
«Спасибо, я сегодня трезвый», – говорит каждый на встрече. В данный момент никто из присутствующих не находится «под градусом», а что будет завтра – неизвестно.
После собрания на улице мужчины, словно по команде, достают из карманов пачки сигарет, одновременно щелкают зажигалками и закуривают. «От алкоголизма избавились, от курения не удается», – улыбаются они.
В «АА» не ведут списки посещения групп и тех, кто бросил пить. С проблемой алкоголизма люди приходят сюда постоянно, но кто-то все равно уходит, так и не признавшись в своей болезни.
«Зато у нас все честно, в первую очередь перед самими собой. Поэтому те, кто остается в «АА», как правило, сохраняют трезвость всю оставшуюся жизнь», – говорят мужчины на прощание.
Имена героев изменены по этическим соображениям.
Екатерина Льдова
Сайт общества «Анонимных алкоголиков» Беларуси www.aabelarus.org