«Служебный роман»: мымра на все времена
«Служебный роман» – любимая миллионами комедия характеров, снятая Эльдаром Рязановым в 1977 году. В первые месяцы проката вся страна влюбилась в этот легкий романтический фильм, посмотреть который успели 58 миллионов человек, а искрометные цитаты персонажей картины сразу же превратились в крылатые фразы, которые актуальны до сих пор. Это один из тех фильмов, которые хочется смотреть снова и снова.
Актеры и роли
Пьесу под названием «Сослуживцы» Эльдар Рязанов вместе с Эмилем Брагинским написали за 6 лет до того, как начались съемки. Изначально она предназначалась для театров и по ней успешно шли спектакли более чем в 100 городах страны. Снять фильм режиссер решил после того, как увидел неудачный телеспектакль по этой пьесе.
Пробы на главные роли не проводили – режиссер заранее знал, кого он будет снимать. Поработать с Алисой Фрейндлих Рязанов планировал давно, но этим планам постоянно что-то мешало: на главную роль в «Гусарской балладе» ее не утвердили, от съемок в «Иронии судьбы» актриса отказалась. Но на этот раз режиссер был категоричен.
«Я решил, что стану перекладывать эту пьесу для кинематографа лишь в том случае, если Калугину сыграет Фрейндлих… Фильм «Служебный роман» существует, в первую очередь, потому, что существует Алиса Фрейндлих», – писал Рязанов в книге «Неподведенные итоги».
И он получил ее согласие, хотя съемки дались Алисе Фрейндлих очень тяжело. Ежедневно она вынуждена была метаться между театром и съемочной площадкой, между Ленинградом и Москвой. Все это время она фактически жила в поездах. Кроме того, по словам Рязанова, актриса проявила немалое мужество – ведь ей пришлось «обезобразить себя до такой степени, чтобы прозвище Мымра не казалось зрителям преувеличением».
Над образами Людмилы Прокофьевны и Анатолия Ефремовича работали всей съемочной группой. Для Калугиной из костюмерной «Мосфильма» принесли самые бесформенные вышедшие из моды наряды, «гунявые», как их называла сама Алиса Фрейндлих. Но все-таки для завершения образа не хватало какой-то детали. Как всегда, помог случай. Оператор картины Владимир Нахабцев на всякий случай принес старые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то стало понятно – «мымра» готова появиться на площадке.
От работы с Алисой Фрейндлих режиссер получил огромное удовольствие и впоследствии говорил с восхищением: «Не подпасть под очарование Алисы Бруновны – женское,человеческое, актерское – было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям – такова Алиса Бруновна в жизни».
По поводу остальных актеров у Рязанова тоже не было никаких сомнений. Он заранее знал, кого хочет видеть в том или ином образе. Андрея Мягкова, которого зритель запомнил как романтика Женю Лукашина, надо было превратить в «канцелярскую крысу», неказистого сотрудника. Помогли опять-таки очки в массивной оправе, за которыми глаза казались больше и растеряннее, и накладные усики.
А вот Олег Басилашвили сам себя представлял исключительно Новосельцевым и даже пытался переубедить режиссера в том, что он по натуре своей – вовсе не Самохвалов. Однако в результате признал правоту Рязанова, и эта роль стала одной из лучших в его фильмографии.
Кстати, на съемках фильма Басилашвили должен был водить машину, а он ни разу до этого не сидел за рулем. Актеру взяли инструктора, но пройти полный курс будущего автомобилиста он так и не успел. В итоге один раз Басилашвили чуть не разбил камеру, а в другой – въехал в киоск «Союзпечать». Актер понял, что гонорара ему не видать. Однако его наказывать не стали. И помимо гонорара он с коллегами получил еще и Государственную премию СССР.
А вот с исполнителями ролей второго плана пришлось сложнее. По сценарию, у секретарши Верочки был муж – его роль должен был исполнить актер Александр Фатюшин. С ним сняли несколько эпизодов, но актер заболел, и врачи запретили ему выходить на съемочную площадку. Поэтому муж у Верочки стал виртуальным, а все диалоги с ним происходили исключительно по телефону.
На съемках актеры часто импровизировали, обогащая сценарий своими собственными находками – например, импровизацией была сцена ужина Новосельцева и Калугиной у нее дома. Также гениальной импровизацией была бесподобная сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной на торжестве у Самохвалова.
Бронзовый конь и Ко
Действие «Служебного романа» разворачивается все время в одном и том же здании статистического учреждения. У входа висят таблички с названиями различных организаций, в том числе загадочная «НИИ ЧЕГО», однако три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы. Фасад дома – это Федеральное агентство морского и речного транспорта на Кузнецком мосту, кабинет Калугиной имел выход на крышу дома девятиэтажного дореволюционного «небоскреба» в Большом Гнездниковском переулке, а кабинеты со всей обстановкой были построены в павильонах «Мосфильма». В кабинете у Людмилы Прокофьевны стоит редкая и дорогая по тем временам вещь – венгерский компьютер Videoton-340. Его ежедневно привозил на съемочную площадку сотрудник Центрального статистического управления, а вечером увозил обратно. Стоил такой компьютер 440 000 рублей.
Бронзовый конь с крыльями, которого тащит Новосельцев, – настоящая «кинозвезда».
Он появлялся в «Бриллиантовой руке», «Ширли-Мырли», «Формуле любви» и в одной из серий «Семнадцати мгновений весны». Лошадь, как ласково называют ее герои фильма, по-настоящему играет, а не просто стоит в кадре во время нескольких эпизодов. Главный герой картины Новосельцев сначала помогает активистке Шурочке дотащить подарок для юбиляра-сослуживца Боровских. «Всем наплевать! А я сижу одна, ломаю голову, что бы такое подарить, чтобы он получил удовольствие.
Присмотрела бронзовую лошадь в комиссионке!» Новосельцев общается, не выпуская лошадь из рук, с Людмилой Прокофьевной, а потом и вовсе роняет тяжеленную фигуру на стол.
Крылатый пегас действительно был очень тяжелым, и Мягков даже не изображал, что с трудом держит этот подарок. Ассистент Эльдара Рязанова Евгений Цымбал вспоминал, что нашел статую на реквизиторском складе «Мосфильма». Весила скульптура около четверти центнера. И Андрей Мягков, держа подарок в лифте, реально взмок. Кстати, во время переноски Пегаса его действительно разок уронили – и кусок крыла отвалился. Хитрые реквизиторы обломок заменили пластилином.
О, мой застенчивый герой
Чтобы не превращать фильм в телеспектакль с действием исключительно в помещениях, Эльдар Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также ее красивыми пейзажами.
Создатели фильма намеренно поселили героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус: Людмилу Калугину – в «элитный» дом на Б. Никитской, Юрия Самохвалова – на улицу Горького (сейчас Тверская), в дом по соседству с Центральным телеграфом в центре Москвы. Рядовых сотрудников разместили в спальных районах: Новосельцева – в переулке Чернышевского, секретаршу Верочку – на Чертановской улице, а Рыжову – в Подмосковье, на Ярославском направлении.
В фильме звучат великолепные стихи: героиня Светланы Немоляевой читает стихотворение Беллы Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой», которое до этого нигде не публиковалось, а песня «У природы нет плохой погоды» была написана на стихи самого Эльдара Рязанова. Правда, вначале он скрыл этот факт, сказав, что это неизвестный перевод английского поэта Уильяма Блейка, – для того, чтобы композитор и актеры могли свободно высказать свои критические замечания. Но стихи все одобрили, и позже Рязанов признался, что автором на самом деле был он сам.
* * *
Когда «Служебный роман» вышел на экраны – это был фильм «про нас». Мы любили и понимали его героев. Но прошло много лет, и наши дети не понимают, как огромный офис может работать без единого компьютера. Почему автоматическая ручка с цветными чернилами – это круто! Мы должны объяснять им, что колготки тогда были дефицитом, туфли можно было купить за двадцать рублей, а председатель профкома мог без спросу влезать в личную жизнь человека. То есть, всеми любимый «Служебный роман» стал фильмом, который нужно смотреть в сопровождении взрослых.
Крылатые фразы
– Она немолодая, некрасивая, одинокая женщина…
– Она не женщина, она директор.
* * *
– Вы купили новые сапоги, Вера?
– Да вот еще не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится?
– Очень вызывающие. Я бы такие не надела.
– Значит, хорошие сапоги, надо брать.
* * *
Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает.
* * *
– Мы вас любим… в глубине души… где-то очень глубоко…
– Очень глубоко! Так глубоко, что я этого даже не замечаю!
– Нет, это заметно, должно быть заметно…
* * *
– Она в принципе не знает, что на свете бывают дети. Она уверена, что они появляются на свет взрослыми, согласно штатному расписанию, с должностью и окладом.
* * *
– Не бейте меня по голове, это мое больное место!
– Это ваше пустое место!
* * *
– Представьте, а меня… послали в бухгалтерию!
– Да на тебе воду возить надо!
* * *
Демократичная вы наша!
* * *
Министр подождет.