Слово участнику «большого разговора с Президентом»: О вечной проблеме «отцов» и «детей»

На прошлой неделе во Дворце Независимости состоялся «Большой разговор с Президентом». Для меня это был не первый «Большой разговор». Сам формат встречи в этот раз был уникален тем, что проводился не в виде пресс-конференции, а в форме диалога. Микрофон у каждого журналиста был включен на протяжении всех 8 часов 15 минут. Каждый из присутствующих на встрече вынес что-то важное для себя. Меня же разговор заставил задуматься о вечной проблеме «отцов» и «детей».
Само по себе это устойчивое выражение появилось неслучайно. Проблематику разрыва поколений или «проблему отцов и детей» еще в 1960-е годы разрабатывала американский антрополог Маргарет Мид. Это социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») существенно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего («родителей»). «Дети» и «родители» могут воспринимать друг друга как представителей совершенно чужих культуры, интересов, взглядов и мировоззрений. А дальше этот феномен можно по-разному масштабировать.
Лично меня в «Большом разговоре» больше всего затронула тема придания Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса. Казалось бы, это один из вопросов поправок в Конституцию, который может быть интересен лишь юристам и экспертному сообществу. Но Глава государства на это смотрит исходя из жизненных реалий.
Судите сами: сейчас в органах управления (и не только) идет смена поколений. Александр Лукашенко хорошо подметил, что приходит активное новое поколение и надо соблюсти баланс. При этом новое поколение не должно выбросить на обочину старшее, потому что опыт всегда пригодится.
Для большего понимания хотелось бы привести пример совместной работы разных поколений в средствах массовой информации. Это яркий пример и потому, что в журналистику постоянно внедряются новые технологии, требующие определенных технических и коммуникативных навыков. В том числе из-за этого начал меняться в сторону омоложения средний возраст коллективов редакций. Но успешными будут оставаться те трудовые коллективы, в которых происходит эволюционное развитие, когда старшее поколение передает опыт младшему, а заложенные традиции сохраняются. И часто молодежь, «продвинутая» в каких-то моментах, не имеет того жизненного опыта, который завязан не только на знаниях, но и на человеческих ценностях. Поэтому о смысле жизни интереснее узнать из уст людей, проживших жизнь.
Александр Лукашенко заметил, что старшее поколение должно оставаться — «в плане контроля, какой-то стабильности определения стратегии» и, уходя, может привнести свой опыт в работу Всебелорусского народного собрания. В его состав, на мой взгляд, и должны войти уважаемые в трудовых коллективах разных отраслей экономики люди.
Однако, как уточнил Президент, под поколением государственных деятелей не всегда подразумевается возраст, а преимущественно сознание и мышление.
И принятие решений по таким ключевым вопросам, как приватизация, продажа и выделение земель, должно быть закреплено за Всебелорусским народным собранием.
«При этом ни в коем случае не должно быть двоевластия. Всебелорусское народное собрание — президиум там будет или председатель — не должно довлеть над правительством и Президентом», — подчеркнул на «Большом разговоре» Глава государства.
Посмотрите, как поступают беглые оппоненты. В своих интервью они перечеркивают все достижения белорусов за годы суверенной Беларуси под руководством Президента. Разве это объективно? Каких усилий стоило сохранить производство, объемы которого были рассчитаны на весь СССР, наладить глубокие кооперационные связи! Людям стали доступны покупки (в кредит, рассрочку) квартир, автомобилей и других важных для жизни товаров. А в кредит, как известно, живет весь мир.
Время не стоит на месте и требует новых технологических решений. При этом без опыта старшего поколения не может быть дальнейшего эволюционного развития.
Именно в такой переходный период я ратую за то, чтобы Всебелорусскому народному собранию был придан Конституционный статус. И даже если вдруг так получится, что поколение «детей» решит отказаться от социально-ориентированного развития страны и построить из Беларуси «коммерческую фирму» путем шоковой терапии, то Всебелорусское народное собрание позволит смягчить удар.
Не исключено, что это будет всего лишь временная мера, до тех пор, пока разрыв поколений постепенно не сократится.