Темы

Синдром отличницы Евы Доловой

Синдром отличницы Евы Доловой

Эта красивая стильная дама приковывает к себе внимание с первых секунд. А когда в процессе общения раскрывается еще и интереснейшая личность, понимаешь, как же повезло ученикам, которым она в свое время вкладывала в непослушные головы азы физики, и учителям, которым прикрывал спину такой директор!

Сегодня Ева Ивановна Долова — председатель ветеранской организации педагогов Ленинского района, член городского и областного советов ветеранов, и очень неравнодушный человек — в первую очередь, ко всему, что имеет отношение к педагогике, а значит, к ученикам и учителям. А еще она — Отличник образования и обладатель многочисленных грамот Министерства образования. И в ее трудовой книжке — единственное место работы — вечерняя средняя общеобразовательная школа № 6.

По следам «Большой перемены»

Аккуратное двухэтажное здание до сих пор находится во дворе 1-й школы, неподалеку от главпочтамта, но там уже давно правят бал коммерческие структуры. Несколько лет назад вечерние школы упразднили за ненадобностью — таково было решение Министерства образования… В свое время их создали для тех, кто по каким-либо причинам не смог доучиться: кому-то пришлось рано идти работать, чтобы прокормить семью, кто-то не смог закончить обычную школу в силу других семейных обстоятельств или из-за длительной болезни. Ну, а поскольку образование получать все-таки было нужно, это был наиболее комфортный к нему путь. Кстати, тема вечерней школы подробно и талантливо раскрыта в блистательной комедии «Большая перемена».

Выросшая в семье сельских интеллигентов, юная золотая медалистка наотрез отказалась поступать в совпартшколу, которую в качестве места учебы определил для нее отец, и, достаточно легко преодолев порог «четыре человека на место», стала студенткой физико-математического факультета Могилевского пединститута.

На свое первое и, как потом оказалось, постоянное место работы Ева Ивановна пришла уже счастливо замужней и реализовавшейся в материнстве, но с юным задором и азартом работать, и работать хорошо. Способную учительницу быстро заметили, наделив ее административными полномочиями сначала завуча, а потом и директора.

Поначалу это была обычная школа рабочей молодежи, потом туда стали поступать подростки 15-17 лет. А в связи с тем, что тогдашние музыкальное училище и училище культуры среднего образования не давали, а давали только специальное, там учились и будущие профессиональные музыканты, художники и артисты. Для них директор разработала специальные учебные планы, которые ездила утверждать в Министерство образования. А еще в школе обучали швей из 238 училища — отдельный учебный план был составлен и для них. Более того, были открыты и лицейские классы, чего не было ни в одной вечерней школе республики. Ну и, разумеется, оставались непосредственно вечерние классы, в которых учились те, кто где-то когда-то не доучился.

В итоге уникальный учебный комплекс в течение пяти лет был экспериментальной площадкой по методической работе не только всей области, но и республики. На базе школы проводились все семинары. А хороший работоспособный коллектив давал такие результаты, что процент поступления в вузы из классов вечерней школы был выше общегородского. И стильно оформленные профессиональным художником кабинеты всегда были в тройке призеров всех смотров-конкурсов.

Любовь к детям — аксиома

Ева Ивановна всегда требовала от своих учителей постоянного совершенствования профессиональной деятельности. И до сих пор считает, что учитель должен расти и постоянно работать над собой, чтобы быть на голову выше ученика. Тем более, сейчас, в век информационных технологий, когда сохранять уважение и авторитет становится все труднее.

А еще она всегда говорила, что ученик должен усвоить учебный материал именно на уроке, а дома только закрепить полученные знания. Сейчас же, как это часто бывает, учитель лекцию отчитал, домашнее задание дал и на этом свою миссию счел исчерпанной.

Как человеку, любящему детей и всю жизнь отдавшему профессии, ей грустно осознавать и то, что в педагогике нынче хватает людей, ее дискредитирующих.

— Крик и оскорбления — не метод воспитания. И начинать урок с крика недопустимо! Всегда можно найти ключ к ученику. Если ты не мог этого сделать, ты — не учитель.
Для Евы Ивановны это аксиома. Сама она всегда, с помощью мягкого юмора, находила подход даже к самым неуправляемым ученикам, потому что в основе всего была любовь. Для нее было важно, чтобы ученики в классе чувствовали себя комфортно. И своих учителей наставляла: любого ученика, даже самого плохого, надо полюбить, увидеть в нем личность. Ведь не сегодня сказано: ребенок больше всего нуждается в нашей любви именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает.

Учителем надо родиться

Да, учителям сейчас непросто. Бывшие коллеги периодически звонят и сокрушаются, что уже давно забыли, что такое хороший педсовет, на котором можно выступить, озвучить проблему и получить варианты ее решения. Да и к учителю не то внимание со стороны государства, которое было когда-то. И финансовое положение оставляет желать лучшего. Много бумажной волокиты: вместо того, чтобы работать, учителя вынуждены заниматься бумаготворчеством. Все это Ева Ивановна видит и всем этим огорчена.

Но, с другой стороны, цитирует Роберта Рождественского: «Учителем надо будет родиться. И только после этого стать». Ее родная тетя была директором школы в Гродненской области. И Ева, будучи студенткой и бывая у тети в гостях, поражалась, когда люди, встречавшие тетю, снимали шапку и кланялись ей в ноги.

Поэтому на вопрос, что нужно для того, чтобы учителя повернулись лицом к детям, а государство — лицом к учителям, лишь на секунду задумавшись, отвечает:

— Прежде всего, должен прийти Учитель, который всегда будет поворачиваться лицом к ученику. Учителем надо родиться, и дано это далеко не каждому. И со стороны государства хотелось бы больше внимания… Если государство повернется лицом к учителям, придут новые кадры и новые силы. Более грамотные и талантливые. Ведь невысокое количество баллов по тестированию говорит о том, что в педагогический вуз пришел поступать троечник. А серый учитель может воспитать только серого ученика. Приходит серость, а надо, чтобы пришел талантливый грамотный учитель, который способен научить. Тогда и результаты будут другими. А чтобы пришел грамотный и талантливый, нужно создать условия.

Ева Ивановна не скрывает, что она — перфекционистка. Все делала и делает только на «отлично», и требует этого от других. Но требует разумно, не уничтожая человека и не разрушая личность. Рядом с такой мамой отличницами стали и дочери, переняли эстафетную палочку внуки…

Человек счастлив, когда с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой. У нее в жизни все сложилось именно так. Может быть, еще и потому, что самым ценным человеческим качеством всегда считала доброту. И была оптимисткой. Ею и остается. И желает коллегам-учителям не падать духом, не терять надежды и верить в будущее. А мысли, как известно, материальны.

Александра Пронькина
Фото Анастасии Комковой

Последние новости

Общество

Житель Могилева пытался незаконно вывезти из Беларуси 3,5 тонны металлолома

24 апреля 2025
Читать новость
Новости компаний

Суд взыскал задолженность за администрирование аккаунта в Instagram

24 апреля 2025
Читать новость
Безопасность

Неделя нулевого травматизма

24 апреля 2025
Читать новость
Гороскоп

Гороскоп на 25 апреля для всех знаков зодиака

24 апреля 2025
Читать новость
Общество

Программа праздничных мероприятий на 1 Мая

24 апреля 2025
Читать новость
Культура

В самое сердце: успешный показ водевиля на гастролях в Брянске!

24 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем