Синдром отличницы Евы Доловой
Эта красивая стильная дама приковывает к себе внимание с первых секунд. А когда в процессе общения раскрывается еще и интереснейшая личность, понимаешь, как же повезло ученикам, которым она в свое время вкладывала в непослушные головы азы физики, и учителям, которым прикрывал спину такой директор!
Сегодня Ева Ивановна Долова – председатель ветеранской организации педагогов Ленинского района, член городского и областного советов ветеранов, и очень неравнодушный человек – в первую очередь, ко всему, что имеет отношение к педагогике, а значит, к ученикам и учителям. А еще она – Отличник образования и обладатель многочисленных грамот Министерства образования. И в ее трудовой книжке – единственное место работы – вечерняя средняя общеобразовательная школа № 6.
По следам «Большой перемены»
Аккуратное двухэтажное здание до сих пор находится во дворе 1-й школы, неподалеку от главпочтамта, но там уже давно правят бал коммерческие структуры. Несколько лет назад вечерние школы упразднили за ненадобностью – таково было решение Министерства образования… В свое время их создали для тех, кто по каким-либо причинам не смог доучиться: кому-то пришлось рано идти работать, чтобы прокормить семью, кто-то не смог закончить обычную школу в силу других семейных обстоятельств или из-за длительной болезни. Ну, а поскольку образование получать все-таки было нужно, это был наиболее комфортный к нему путь. Кстати, тема вечерней школы подробно и талантливо раскрыта в блистательной комедии «Большая перемена».
Выросшая в семье сельских интеллигентов, юная золотая медалистка наотрез отказалась поступать в совпартшколу, которую в качестве места учебы определил для нее отец, и, достаточно легко преодолев порог «четыре человека на место», стала студенткой физико-математического факультета Могилевского пединститута.
На свое первое и, как потом оказалось, постоянное место работы Ева Ивановна пришла уже счастливо замужней и реализовавшейся в материнстве, но с юным задором и азартом работать, и работать хорошо. Способную учительницу быстро заметили, наделив ее административными полномочиями сначала завуча, а потом и директора.
Поначалу это была обычная школа рабочей молодежи, потом туда стали поступать подростки 15-17 лет. А в связи с тем, что тогдашние музыкальное училище и училище культуры среднего образования не давали, а давали только специальное, там учились и будущие профессиональные музыканты, художники и артисты. Для них директор разработала специальные учебные планы, которые ездила утверждать в Министерство образования. А еще в школе обучали швей из 238 училища – отдельный учебный план был составлен и для них. Более того, были открыты и лицейские классы, чего не было ни в одной вечерней школе республики. Ну и, разумеется, оставались непосредственно вечерние классы, в которых учились те, кто где-то когда-то не доучился.
В итоге уникальный учебный комплекс в течение пяти лет был экспериментальной площадкой по методической работе не только всей области, но и республики. На базе школы проводились все семинары. А хороший работоспособный коллектив давал такие результаты, что процент поступления в вузы из классов вечерней школы был выше общегородского. И стильно оформленные профессиональным художником кабинеты всегда были в тройке призеров всех смотров-конкурсов.
Любовь к детям – аксиома
Ева Ивановна всегда требовала от своих учителей постоянного совершенствования профессиональной деятельности. И до сих пор считает, что учитель должен расти и постоянно работать над собой, чтобы быть на голову выше ученика. Тем более, сейчас, в век информационных технологий, когда сохранять уважение и авторитет становится все труднее.
А еще она всегда говорила, что ученик должен усвоить учебный материал именно на уроке, а дома только закрепить полученные знания. Сейчас же, как это часто бывает, учитель лекцию отчитал, домашнее задание дал и на этом свою миссию счел исчерпанной.
Как человеку, любящему детей и всю жизнь отдавшему профессии, ей грустно осознавать и то, что в педагогике нынче хватает людей, ее дискредитирующих.
– Крик и оскорбления – не метод воспитания. И начинать урок с крика недопустимо! Всегда можно найти ключ к ученику. Если ты не мог этого сделать, ты – не учитель.
Для Евы Ивановны это аксиома. Сама она всегда, с помощью мягкого юмора, находила подход даже к самым неуправляемым ученикам, потому что в основе всего была любовь. Для нее было важно, чтобы ученики в классе чувствовали себя комфортно. И своих учителей наставляла: любого ученика, даже самого плохого, надо полюбить, увидеть в нем личность. Ведь не сегодня сказано: ребенок больше всего нуждается в нашей любви именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает.
Учителем надо родиться
Да, учителям сейчас непросто. Бывшие коллеги периодически звонят и сокрушаются, что уже давно забыли, что такое хороший педсовет, на котором можно выступить, озвучить проблему и получить варианты ее решения. Да и к учителю не то внимание со стороны государства, которое было когда-то. И финансовое положение оставляет желать лучшего. Много бумажной волокиты: вместо того, чтобы работать, учителя вынуждены заниматься бумаготворчеством. Все это Ева Ивановна видит и всем этим огорчена.
Но, с другой стороны, цитирует Роберта Рождественского: «Учителем надо будет родиться. И только после этого стать». Ее родная тетя была директором школы в Гродненской области. И Ева, будучи студенткой и бывая у тети в гостях, поражалась, когда люди, встречавшие тетю, снимали шапку и кланялись ей в ноги.
Поэтому на вопрос, что нужно для того, чтобы учителя повернулись лицом к детям, а государство – лицом к учителям, лишь на секунду задумавшись, отвечает:
– Прежде всего, должен прийти Учитель, который всегда будет поворачиваться лицом к ученику. Учителем надо родиться, и дано это далеко не каждому. И со стороны государства хотелось бы больше внимания… Если государство повернется лицом к учителям, придут новые кадры и новые силы. Более грамотные и талантливые. Ведь невысокое количество баллов по тестированию говорит о том, что в педагогический вуз пришел поступать троечник. А серый учитель может воспитать только серого ученика. Приходит серость, а надо, чтобы пришел талантливый грамотный учитель, который способен научить. Тогда и результаты будут другими. А чтобы пришел грамотный и талантливый, нужно создать условия.
Ева Ивановна не скрывает, что она – перфекционистка. Все делала и делает только на «отлично», и требует этого от других. Но требует разумно, не уничтожая человека и не разрушая личность. Рядом с такой мамой отличницами стали и дочери, переняли эстафетную палочку внуки…
Человек счастлив, когда с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой. У нее в жизни все сложилось именно так. Может быть, еще и потому, что самым ценным человеческим качеством всегда считала доброту. И была оптимисткой. Ею и остается. И желает коллегам-учителям не падать духом, не терять надежды и верить в будущее. А мысли, как известно, материальны.
Александра Пронькина
Фото Анастасии Комковой