Сергей Монастыренко: «Я всегда иду навстречу своим работникам»
Первые троллейбусы на улицах Могилева появились 19 января 1970 года, с тех пор представить город без этого электротранспорта практически невозможно. В этот день по маршруту «Ж.д. вокзал – пос. Куйбышева» начали курсировать 6, а с 28 января 18 троллейбусов. Тогда общая протяженность линии составляла всего 10 км. Паутина троллейбусных сетей росла вместе с нашим городом. И сейчас, спустя почти полвека, этот экологический общественный транспорт не теряет популярности у горожан.
В преддверии профессионального праздника, Дня автомобилиста и дорожника, мы напросились в гости к директору ОАО «Могилевоблавтотранс» Могилевский филиал Троллейбусный парк № 1 Сергею Владимировичу Монастыренко, чтобы узнать, как функционирует и развивается могилевский горэлектротранспорт?
История развития могилевского троллейбуса насыщенная и сложная. 90-е годы прошлого столетия были непростым временем для предприятия. Могилевское троллейбусное управление было на грани развала. В 1995 Сергей Монастыренко возглавил предприятие с тяжелым наследством – 80% подвижного состава было изношено практически на 100%. Понадобилось почти 8 лет, чтобы электротранспорт стал фирменной фишкой Могилева. Мудрый, понимающий, советской закалки руководитель не только восстановил порядок на предприятии, но успешно и достойно развивает его.
– Сергей Владимирович, что сегодня представляет собой Могилевский троллейбусный парк?
– Сегодня могилевское троллейбусное хозяйство это: 136 единиц троллейбусов, 12 подстанций, 4 диспетчерских пункта, порядка 100 км контактных и 200 км кабельных сетей.
В будние дни на городские дороги выпускаем 89 машин, а в выходные – 58. Работаем по 5 маршрутам, самый длинный «5-ка» – 32,5 км, самый короткий – двадцатикилометровая «3-ка». За смену, а это 8-9 часов, один троллейбус совершает порядка 5 рейсов. За год наши троллейбусы перевозят более 31 млн. пассажиров. В ведении предприятия: свой шиномонтаж, участок электроники, столовая на 100 мест, где любят бывать не только наши работники.
В последние годы, в связи с проведением ремонтных работ на главных городских мостах, количество выпускаемых в рейс машин значительно сократилось, и пассажиры «потеряли» нас. К слову, до ремонта моста по пр. Пушкинскому мы выпускали 102 троллейбуса. Рейсы в связи с этим сократились, как и количество водителей в хозяйстве. Сейчас активно восстанавливаем штат, в этом году набрали две группы, а в целом подготовка водителя троллейбуса занимает порядка 8 месяцев, включая стажировку.
Сейчас работать, в какой-то степени, легче: есть запас подвижного состава и возможность прямо на линии заменить машину в случае поломки. На предприятии внедрена автоматическая система управления движением «Азимут», т.е. любое нарушение графика отслеживается. Но, с радостью и гордостью говорю, что план по соответствию графику движения мы выполняем, и пассажиры сегодня могут быть уверены в нас. В этом, в первую очередь, заинтересованы сами водители: если график движения нарушается по их причине – наказываем материально.
– Насколько окупаем электротранспорт? Что он экологический чистый все знают?
– В настоящее время мы окупаемся на 60%, несмотря на то, что постоянно стараемся экономить средства. Троллейбусное хозяйство достаточно большое, и многие объекты сегодня требуют вложений. Так как в резерве достаточно подвижного состава, в этом году мы не приобретали новых машин.
В целом один троллейбус «съедает» около трех киловатт энергии на километр пути. Но вы должны понимать, что если при вместимости 100 человек троллейбус везет пару человек с «Трансмаша» или «Куйбышева» ночью, то речи об окупаемости маршрута и быть не может. Но мы не убираем эту машину с рейса, ведь она нужна нашим пассажирам.
– Говорят, у нынешних троллейбусов век короткий, на смену идут электробусы и электромобили. Когда могилевчане увидят первый электробус?
– В свое время мы разработали программу по полной замене троллейбусов на электробусы. При ее разработке мы учитывали износ троллейбусов и, по нашим подсчетам, примерно к 2026 году они потребуют полной замены. Таким образом, программа существует, но необходимо реально оценивать стоимость электробусов и финансовые возможности государства.
Заправка для электромобилей, которая вот-вот появится в городе, абсолютно отличается от той, которая необходима для электробусов. Заправки для электробусов, которые выпускает в Минске «Белремкоммунмаш» – достаточно серьезная капитальная конструкция, которая требует значительных материальных затрат. Пробег наших электробусов порядка 15- 20 км, на этом расстоянии и должны быть размещены заправки.
Со дня на день мы ожидаем 2 электробуса, которые подарила городу в честь юбилея китайская сторона. Как заявлено в документах, их пробег после зарядки порядка 250 км. Они идут в комплекте со своей зарядной станцией, которая рассчитана для бытовых сетей 380 вольт. Пока мы можем только представлять себе, что это такое, а как пойдет работа с этими машинами – покажет время.
Конечно, троллейбусы для нас как родные, но сегодня им приходится нелегко. А электробусы – хорошая перспектива в условиях постоянно растущей интенсивности движения.
В то же время мы бережно сохраняем первый могилевский троллейбус, который стал раритетным экспонатом. Он стоит на территории парка, и мы оборудовали здесь место для мини-экскурсии, ностальгии и отдыха.
– Что мешает сегодня вам и вашим работникам работать комфортно?
– Главная проблема в настоящее время – достаточно большая транспортная загрузка в городе, это и личный, и общественный транспорт. Остановочные пункты в городе не предназначены для остановки такого большого количества транспорта. А все, будь то маршрутки или автобусы, стараются его подать горожанам быстрее и заработать. Троллейбусам в этих условиях непросто, в плане маневренности мы привязаны к своей дороге, порой не можем объехать или совершить необходимый маневр. В этом плане мы отстаем от других видов транспорта. Но, в принципе, своих пассажиров мы не теряем. Те люди, которые пользовались транспортом, продолжают это делать. Даже при открытии моста по Пушкинскому проспекту мы «вернули» своих пассажиров.
Одна из вечных проблем – подземные кабельные электросети, о которых простой обыватель и не знает. Много времени уходит на их восстановление: где-то экономили на укладке электросетей, не соблюдали технологию, кто-то во время строительных работ повреждает кабель. Но это не критично, ведь сама система обеспечения подвижного состава электроэнергией создана с запасными линиями и подстанциями.
– За более чем четверть века вашей работы на транспортном предприятии удалось ли создать коллектив единомышленников?
– На должность руководителя я пришел в непростое для троллейбусного парка время, после забастовки работников, когда были проблемы с выплатой заработной платы. Но ведь успех в работе зависит не от директора, всю основную работу выполняет коллектив. А коллектив горэлектротранспорта – профессионалы, которые тихо, незаметно, но достойно делают свою работу.
Я всегда иду навстречу своим работникам, если есть возможность и желание, направляем на обучение, помогаем финансово, где-то даем возможность совмещать специальности. Много видов работ, которые освоили, выполняем сами. Если, к примеру, разбился стоп-сигнал, – мы его «льем» сами на машинах, которые наши умельцы собирали своими руками. Да и запчасти очень дорогие, стараемся что-то делать сами, а главное, люди сами к этому стремятся.
В коллективе сегодня работают 720 человек. Из 212 водителей троллейбуса 70 – женщины. 42 человека имеют трудовой стаж здесь более 30 лет. Слесарь Владимир Печковский работает на предприятии уже 40 лет, за рулем троллейбуса 38 лет Геннадий Ромашко, и другие. Все они преданы предприятию и уверены, что заработная плата, хоть и не высокая, но стабильная.
– Что помогает сплачивать коллектив?
– Большое внимание в коллективе мы уделяем спорту. Это очень мотивирует и сплачивает коллектив. У нас есть свой физкультурно-оздоровительный комплекс, зал, который в свое время оборудовали силами работников. Мы его увеличили, купили тренажеры, установили теннисный стол. Сюда приходят заниматься и дети.
В первом Могилевском марафоне пару недель назад участвовал и наш водитель, он вошел в 1000 первых финишеров – Павел Аушев получил памятную медаль и сертификат за участие в международном легкоатлетическом соревновании. Этим летом в соревнованиях среди предприятий города заняли первое место по бильярду и второе по плаванию.
Очень насыщенная профсоюзная и общественная жизнь в коллективе. Профсоюзная организация проводит различные соревнования, отмечает все праздники, заботится о ветеранах. Ко Дню матери проводим конкурс среди детей работников, они делают поделки, рисуют. Сейчас активно готовимся к встрече Нового года. Активисты участвуют в художественной самодеятельности, приобщают своих детей. Организация таких мероприятий – большая работа всего коллектива, который стремится к этому и сопереживает. Недавно в ведение предприятия передали базу отдыха, работники там отдыхают.
Профессиональный праздник будем отмечать всем коллективом. В этом году силами работников организуем концерт, поощрим премией, наградим лучших. К награждению представили много достойных работников: знаком отличия Министерства транспорта «Ганаровы транспартнік»- водителя троллейбуса Андрея Кравцова, почетной грамотой ОАО «Могилевоблавтотранс» – Сергея Каралькова, Игоря Киреева, слесаря по ремонту подвижного состава Александра Азарко, электромонтера контактной сети Николая Васьковича и многих других. Плохих работников у нас нет.
От души поздравляю работников и ветеранов горэлектротранспорта, которые трудились и посвятили жизнь тому, чтобы практически 50 лет электротранспорт колесил по улицам города и достойно перевозил пассажиров.
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником и самые добрые пожелания вам и вашим семьям, крепкого здоровья, счастья и благополучия!
Желаю всем работникам коллектива здоровья, удачи, благополучия, счастья и новых трудовых успехов. И, конечно же, достойно внедрить в нашем любимом городе электробусы – перспективный пассажирский транспорт.
Анастасия Комкова, фото автора
УНП 701484045