Секонд–хенды – раковая опухоль на теле Могилева
В последнюю среду февраля, с утра магазин, секонд –хенд в районе железнодорожного вокзала штурмом брала толпа из сотни могилевчан. Хапун возник по банальной причине – все по 50 копеек.
Небольшой магазинчик в минуту проглотил массу жаждущих дешевых покупок. Дорвавшись до стеллажей с товаром, людей охватил торговый психоз, и они охапками сгребали европейские обноски, устроив ступор на кассе. В сумке каждого покупателя до 30 -50 единиц товара!
Куда столько и зачем? Семья большая, цена символическая. Не подойдет – на тряпки пущу, в конце концов выброшу. А так пощеголяю обновками перед коллегами на работе, соседями, родственниками. Все-таки Европа, не наш ширпотреб! Да и вещи бывают совсем неношеные! У меня и язык отняло – нечего сказать!
Облачившись в громкие названия, типа «Мода и Макс», секонд – хенды расцвели в Могилеве невиданным количеством торговых точек. Только, пожалуй, аптеки их пока опережают. Бизнес поношенной одеждой стал сверхприбыльным, и с десяток бывших продавцов и молодых «нуворишей» греют, вернее, набивают карманы большими деньгами. Зайдите в любой из этих магазинов – они не пустуют. Раньше не каждый мог зайти в магазин секонд–хенд. Сегодня здесь можно увидеть людей разного сословия и достатка.
Приобретать поношенную одежду здесь уже не стыдно. Многие из нас легко переступили нравственный барьер, поддавшись такой болезни как вещизм с импортным ярлыком.
Неужели, и правда, мы стали жить так бедно, и пенсии не хватает на жизнь – этот аргумент все опрошенные называют главным. Мол, жизнь заставляет туда идти. Лекарства надо, продукты купить надо, коммуналку заплатить надо, детям помогать надо, от пенсии на все про все остается рублей 100. О каких обновках здесь можно говорить? Аргументы железные, сам придерживаюсь таких правил. Но сколько пенсионеру надо той одежды, если шкафы все забиты ею, а в дальнем углу у меня даже брачный костюм еще висит.
Может, не надо гнобить себя и всех. Ведь сэконд –хенды всем приносят только пользу.
Массовому покупателю – доступную одежду, молодежи и студентам – модные майки, джинсы, молодым мамам – копеечные обновки для детей, рыбакам, охотникам, дачникам – куртки, джинсы, свитеры, спортивные костюмы, любителям пощеголять – долгожданные и красивые обновки, городу – доходы от аренды, предпринимателям прибыль.
Когда-то он был большой барахолкой под открытым небом, торговали целыми стадионами. Пережили, само собой все прошло. Сейчас модных и красивых торговых центров настроили, но народ что-то перестал туда ходить. И подают, прямо, как говорится, на блюдечке, в каждом микрорайоне, на каждой улице… И это чудовище, как раковая опухоль, разрастается год от года, ставя на колени наши «Вяснянки», «Славянки», «Элемы», «Коминтерны», сужая удавку на горле местной промышленности. Неужели никто этого не видит, и никого это не беспокоит? Разумно и с выгодой для покупателей, через скидки и акции, организуйте торговлю отечественными товарами – и люди сделают выбор в пользу местного товаропроизводителя. Или, может, мы преувеличиваем проблему? У людей должно быть право и возможность выбора. Богатым – бутики и заграница, остальным – секонд – хенды и «Брусничка». Так что ли, выходит?
В тот же день я заглянул в отдел мужской одежды в один из магазинов: безлюдно, серо, дорого. Стоимость мужского пиджака, правда, итальянского, превышает 270 рублей. Представляете, сколько вещей на эти деньги можно купить в секонд – хенде! А мы тут хоронить их собрались. Рано, брат, рано!
Василий Дубровин, фото автора