Самовар из лозы, деревянная роза «папы Карло» – что «творится» в Могилевском экономическом колледже
Самовар из лозы, льняная геральдика, деревянная роза «папы Карло» и еще много чего. Все это изделия умельцев Могилевского экономического профессионально-технического колледжа. Декоративно-прикладному творчеству здесь уделяют внимание не меньше чем экономике и профессионально-технической подготовке. Убедился в этом, увидев, что «творится» в колледже.
Лоза, лоза, кругом лоза…
Первая творческая площадка, куда меня любезно пригласили – мастерская изготовителей художественных изделий из лозы. Витиеватое такое название, впрочем, как и само растение. В премудрости лозоплетения не вникаю, просто хочется узнать и увидеть, что же можно сделать из лозы кроме традиционных корзинок.
– Не только корзины, – говорит мастер производственного обучения Наталья Глушанкова. – Из лозы можно изготовить много чего. Например, самовар, коробы, столовые наборы, лапти, сувенирные композиции и даже мебель. Вообще, все то, что создается своими руками из простых подручных материалов – это очень в духе нашего народа. Плетеные изделия по уровню исполнения могут доходить до уровня настоящих произведений искусства.
Мастер лозоплетения охотно делится секретами ремесла со своими подопечными, среди которых есть дети с особенностями развития. Ведь это ее основная деятельность и призвание.
Как в кино… «Соломенная шляпка»
При посещении следующей мастерской, вспоминаю добрый советский фильм «Соломенная шляпка», поскольку именно на ней останавливается взгляд. Ну, уже понятно, что здесь занимаются соломоплетением. А передают свои знания ученикам соломенных дел мастерицы, педагоги дополнительного образования – Людмила Константиновна Римша и Нина Семеновна Павлович. Женщины более 30-ти лет занимаются соломоплетением. За это время создали не одну тысячу работ.
– Из соломки можно сделать все, было бы желание и умение. И терпение надо, – говорит Людмила Константиновна. – А еще должна быть частичка божьего дара, чтобы создать произведение искусства. Это народное творчество, которым занимались наши предки, и забывать его нельзя.
Рукодельницы все время что-то придумывают, стремятся сделать лучше, оригинальнее. Смотришь на их работы и удивляешься. Казалось бы, не сочетаемые качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами невероятные просторы для творчества. Смотрите сами.
Художник, что рисует дождь
Ты в увяданье видел жизнь, а в снах природы – повторенье,
И это яркое горенье благословляла твоя кисть…
Приходят на ум строчки из песни в исполнении Анжелики Варум. Я в гостях у художниц Олеси Горяной и Зои Ракузовой.
То, что Олеся рисует с детства, девушка считает подарком судьбы. Она не слышит, но прекрасно видит окружающий мир и переносит свой взгляд на холст, бумагу, стеклянные витражи, шелк (батик). У ее коллеги Зои за плечами несколько персональных выставок, имевших успех у ценителей живописи.
Кроме картин для души, у девушек много работ на заказ. Среди заказчиков – театр оперы и балета, высокопоставленные государственные мужи… И еще никто не жаловался.
От геральдики до флоры и фауны
В этой мастерской изготавливают знаменитые гербы, панно, посвященные природе Беларуси. Педагог дополнительного образования Мария Репич отмечает, что занимаются этим выпускницы колледжа, которые остались работать в альма матер.
Выпускница Яна Балашова говорит, что ей нравится работать руками, вплетая прекрасные белорусские пейзажи в панно.
– Это захватывает, – говорит Яна. – Ведь здорово, когда любишь то, что делаешь, и делаешь то, что любишь.
А по соседству расположилась швейная мастерская. Здесь из-под ловких рук швей выходят вышиванки, рубашки, костюмы, рушники, скатерти, декоративные салфетки… Но лучше один раз увидеть
Все смешалось в … этой творческой мастерской
Со своей студией декоративно-прикладного искусства знакомит преподаватель Лилия Анисимова.
– Здесь у нас смешанная техника работы, – говорит хозяйка студии. – Делаем плоскостные, полуобъемные, объемные композиции. Материал разный – от ракушек до льна. А на выходе получаются вот такие панно.
Эта продукция, также посвященная белорусской тематике, очень востребована – ее на ура приобретают иностранные делегации. Видать по душе заморским гостям наш национальный колорит.
Кстати, здесь тоже трудятся выпускницы колледжа. Люда и Саша – девчонки увлеченные, даже одержимые по-хорошему своим делом. А ведь при нынешнем прагматизме молодежи могли бы более прибыльное занятие найти.
– Знаете, когда работа по душе, это дороже денег, – говорят девушки.
Столярных дел мастер или деревянная роза от «папы Карло»
Здесь хозяйство педагога дополнительного образования, известного в Могилеве резчика по дереву Николая Абдрашитова, который в шутку называет себя «папа Карло».
Увлечение этим видом декоративно-прикладного искусства пришло случайно, но сразу покорило сердце художника. Его визитка – деревянная роза. К ней Николай Александрович шел долго, как Данила-мастер к каменному цветку в сказке «Хозяйка Медной горы». Но роза – не единственное творенье рук мастера. Его работы украшают разные географические точки, причем не только Могилева.
В 2012 году во время бард-рыбалки популярный телеведущий, бард, знаток игры «Что? Где? Когда?», журналист и писатель Борис Бурда приготовил для гостей цыпленка с оливками по-корсикански. А Николай Абдрашитов из части ствола липы сделал скульптуру кота в половину человеческого роста, в пенсне, с усами и концертной бабочкой. Зрители сразу признали в нем известного телеведущего и пригласили сфотографироваться возле нового произведения искусства. Борис Бурда признался, что друзья уже сравнивали его с диким котом, к тому же он любит этих прекрасных животных.
Сейчас Николай Александрович передает свои знания и умения юным подмастерьям. Говорит, что главное – терпение.
– Надо учить искусству резьбы по дереву с младых ногтей, – говорит столярных дел мастер. – Хотя не факт. Сам начал в 35 лет. Если чего-то очень хочешь, жизнь сама к этому приведет.
P.S. Вот такая творческая составляющая Могилевского экономического профессионально-технического колледжа, который в народе называют колледжем Бахановича (в честь его бессменного директора Олега Бахановича, возглавляющего учреждение образования с 1997 года). Я же окрестил для себя колледж маленькой фабрикой художественных изделий. Все великолепие, которое на ней производят, а это более 850 наименований изделий, можно приобрести здесь же.
Сергей Карпеков
Фото автора