Раиса Горловская всю свою жизнь посвятила педагогическому труду

Мне везет на хороших людей
Просторную комнату заливает свет, струящийся из окна. Солнечный день добавляет еще одну причину для хорошего настроения. Кажется, что солнечные зайчики отражаются в глазах нашей собеседницы Раисы Моисеевны Горловской. Могилевчанке, посвятившей свою жизнь педагогическому труду, вот-вот исполнится 85 лет. Это по паспорту. Но если верить в то, что глаза — это зеркало души, она у женщины особенная. Сохранившая в себе большой жизненный опыт и легкую игривость, сломить которую оказалось не по силам даже времени.

Это было недавно, это было давно
Жизнь Раисы Горловской простой и легкой не назовешь, но она по-прежнему умеет рассказать все с такой необычайной увлекательностью, что невольно начинаешь верить в то, что машина времени существует. Несколько ее слов возвращают в роковой 1941 год, когда жизнь семьи спасли случайное совпадение и несколько минут. Еще пару предложений — и будто наяву возникает картина, как она, маленькая, мечется с жаром на кровати, а ее мать размышляет над тем, где достать еды. Затем — встреча с самым долгожданным человеком, главная любовь в жизни и первые шаги в качестве учителя. Раиса Моисеевна все это помнит. И своих учеников, и их проделки, и многое, если не все из того, что паутинкой вплетается в прочное полотно под названием жизнь.
Последний эшелон
Я была во многих странах, но лучше Могилева нет! — с учительской категоричностью заявляет собеседница. Она коренная могилевчанка, и как бы ни складывалась ее судьба, предоставляя разные возможности, своему городу, в частности, проспекту Димитрова она остается верна.
В 1941 году жизнь крохотной Раи могла оборваться. Когда немцам оставалось до Могилева несколько десятков километров, в городе пошли разговоры, что первым делом не пощадят евреев. Больше всех беспокоилась ее мать, оставшаяся в начале войны с двумя маленькими детьми на руках. Отец Раи уже воевал на фронте. К началу войны он окончил 4 курса исторического факультета, и при первой же возможности вся его группа ушла на фронт добровольцами.
Мама рассказывала, что когда немцы были на подступах к Могилеву, к нам прибежала тетя Глаша с новостью о том, что детей и семьи военнослужащих эвакуируют и на вокзале готовится к отправлению последний эшелон. Нас быстро собрали, взяв только самое необходимое. Спасались от смерти, — приглушенным голосом повествует Раиса Моисеевна о начале своей жизни. — Такая была спешка вокруг. Благо мы успели в свой последний вагон.
По дороге в Ульяновскую область маленькая Рая где-то подхватила корь, и всю дорогу мать прислушивалась к тому, дышит ли девочка. Тревоги добавляло и то, что попутчицы, имевшие больший опыт, убеждали мать, что дочь она не довезет, и советовали ей готовиться… К счастью, с недугом девочка справилась.
Ох, чем я только не болела! Кажется, все болезни, которые только могла подхватить, все пережила. Были и «свинка», и рахит, и скарлатина. Все перенесла, но ни на минуту не переставала думать о том, где бы побегать, — в этих фразах весь характер Раисы Горловской. Не склоняться перед трудностями и верить, что завтра будет лучше.
До 1944 года они пробыли в эвакуации. Папа писал письма, а для мамы главной заботой стало сберечь и накормить детей.
Мы жили в хате, где было 14 эвакуированных семей. И никто не жаловался, — продолжает женщина. — Еды не хватало. А тут кто-то начал приходить по ночам и оставлять на окне молоко и сметану. Женщины сразу восприняли это с опаской. Дети просят есть, а как дашь — вдруг отравлено? Понемногу попробовали сами, потом уже, как стало понятно, что лакомство не опасное, начали кормить малышей. Продолжалось это несколько дней, а потом женщины решили подкараулить доброго волшебника, чтобы поблагодарить. Ночью заметили силуэт женщины, закутанной в одежды. Но она сразу убежала. Потом по деревне пошли слухи, что ее дети погибли на фронте, а она таким образом помогала выжить чужим.
Дни шли чередой один за другим. Когда до них дошла весть о том, что Могилев освобожден, засобирались в дорогу.
Любовь к Родине — это то, что передалось мне с молоком матери. Она всегда любила Могилев. Для нее не было на земле другого места, которое бы сравнилось с городом на Днепре. Вот теперь для меня так же, — отмечает Раиса Горловская.
Когда вернулись на малую родину, ютились у знакомых. В 1946 пришла весть от отца. Он прошел всю войну без единого ранения, был командиром артиллерийского расчета. Раиса Моисеевна и сейчас горда тем, что ее отец дошел до Берлина, и где-то на рейхстаге есть и его роспись. В составе советских войск остался он в Германии. В свободное от несения службы время описывал путь своей дивизии. Туда же отправилась и его семья.
В Германии мы пробыли недолго. Мама работала в школе, отец вскоре тоже ушел в педагогику. Там я успела окончить первый класс. Но маму нестерпимо влекло на Родину. У отца было несколько вариантов работы в разных городах России. Но мама была непреклонна — только Могилев!
Математик с душой поэта
С особой теплотой вспоминает она свое детство.
Здесь я ходила в детский сад, в школу. В то время было деление на женские классы, где занимались только девочки, и мужские. С пятого класса учителя обращались к школьникам на «вы». Все мы были очень дружными. Часто собирались вместе, гуляли по Первомайской, — рассказывает Раиса Моисеевна.
Когда пришло время выбирать профессию, она решила, что будет только учителем. Перед глазами был пример отца и матери, и Раиса Горловская решила продолжить эту династию. Во время обучения ей очень нравилась литература. Произведениями русских классиков она буквально зачитывалась, а чтобы писать сочинения, несколько часов проводила в библиотеке в поисках интересной информации. И ее труды оправдывались — сочинения заслуживали наилучшей похвалы от педагогов. Писала она и стихи. Неудивительно, что выбор пал на филологический факультет. Но…
Мои родные, когда узнали, были против. Главный аргумент — хватит ли мне усидчивости и терпения проверять десятки страниц сочинений на одну тему… К мнению родителей я прислушалась и… пошла на физмат, — с улыбкой озвучивает она свой выбор.
Всю жизнь она проработала учителем математики, и о выборе не жалела. А художественная литература до сих пор остается той особой магией, уносящей в мир поэзии и прозы. У Раисы Моисеевны есть своя библиотека. Даже сейчас она может без устали цитировать когда-то заученные наизусть произведения.
К учительскому труду она относилась со всей ответственностью: пыталась разглядеть в каждом своем ученике стремления и талант, поэтому и задания подбирала индивидуально. Ученики не подводили: старались, учились, участвовали в олимпиадах и радовали своего педагога наградами с разных конкурсов.
Но была и обратная сторона: характер никто не отменял, демонстрировали его и дети. Как с этим справлялась Раиса Моисеевна, отдельная история.
Дали мне как-то классное руководство в таком «шебуршном» классе. Иногда таких детей сразу начинают называть трудными, хотя это не совсем так. И каждый раз, как я заходила в учительскую, на меня сыпалось: «Ваш класс то-то и то-то сделал», «7 Б опять учудил» и так далее. Я разговаривала с детьми, привлекала родителей. Но время шло, а ничего не менялось. Тогда при всех на классном часу прямо сказала о том, что собираюсь писать заявление на увольнение. Ребята промолчали, а спустя несколько дней после выходных захожу в класс, а его не узнать. Новые шторы, полы покрашены, на подоконниках цветы стоят. Выяснилось, что после уроков мои ученики собрались, обсудили ситуацию и решили вот так показать свое уважение, а может, и любовь к учителю. Всю субботу они посвятили этому. Конечно, я была растрогана, и до сих пор считаю это самым дорогим подарком.
К слову, за успехи в обучении подрастающего поколения Раиса Горловская награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».
Кладезь опыта и знаний
«Мне везет на хороших людей», — с этой убежденностью Раиса Моисеевна прошла множество испытаний, выпавших на ее долю, и покорила много вершин личного успеха.
Да и сегодня своим оптимизмом и неиссякаемой энергией она даст фору даже некоторым молодым. На первом курсе университета поехала поднимать целину, всю педагогическую деятельность для своих классов организовывала походы, различные мероприятия… И сегодня ставит перед собой задачи, которые точно должна выполнить. Это обязательные прогулки по любимым маршрутам с пресловутыми 10-ю тысячами шагов в день, ежедневная зарядка, чтение книг, просмотр новостей, чтобы быть в курсе происходящего, и ежедневное общение с родными. У Раисы Моисеевны двое сыновей, три внучки, правнук. Волей судьбы они живут далеко, но дом их мамы и бабушки остается тем очагом, от которого всегда веет теплом и заботой.
Я на сто процентов счастливый человек! — по-математически четко констатирует Раиса Моисеевна.
Вся стена в ее комнате увешана фотографиями близких. Уже скоро они все вместе соберутся в Могилеве, чтобы поздравить близкого человека с днем рождения и сказать такое известное и в то же время необычайно личное: «Мы тебя любим!»
Елена МИНАКОВА
Фото автора