«Работа сложная, расслабляться некогда»

Чистота – залог не только здоровья, но и экономической успешности. Это в полной мере подтверждает красивая победа предприятия в городском соревновании – первое место «за достигнутые высокие показатели в развитии оказываемых бытовых услуг». А в качестве награды – диплом и денежная премия.
О том, что лежит в основе успеха и какие трудности приходится преодолевать на пути к нему, наш разговор с генеральным директором ОАО «Химчистка и стирка белья» – управляющая компания холдинга «Могилевбытсервис» Игорем Леонтьевичем Журуном.
– Победы редко бывают случайными, тем более, в такой деликатной сфере. Что вы делали, чтобы стать лучшими?
– Наш успех – это, конечно же, слаженная и целенаправленная работа всего коллектива. Год был достаточно сложным, но, несмотря на это, предприятие обеспечило выполнение всех показателей, которые нам доводились по бизнес-плану. Это касается и выручки, и финансовых результатов, и снижения затрат на оказание услуг, и реализации товаров.
При доведенном задании 107,5% по росту выручки обеспечили 108,3%, предприятие заработало практически полтора миллиарда рублей прибыли от реализации, что можно назвать основным показателем финансовой деятельности. Рентабельность составила больше пяти процентных пунктов, что для сферы услуг достаточно высокий показатель, к тому же он в два раза выше показателя 2014 года. Чистая прибыль сформировалась в сумме около 400 млн. Так что предприятие прибыльное, рентабельное, обеспечивающее показатели по энергосбережению…
Помимо этого, мы внедрили три новых вида услуг. Окрашиваем изделия из гладких кож (до этого красили только замшевую обувь), занимаемся также чисткой детских колясок и детских автомобильных кресел. Кроме того, в декабре открыли новый торговый объект, что позволило нам получить дополнительные объемы выручки. Магазин работает уже третий месяц, и это хорошее подспорье. Открыли еще один пункт приема товаров в стирку и химчистку – в торговом центре «Златоуст» на улице Терехина. Это тоже дополнительные объемы, больший круг обслуживания населения, доступность для людей.
Сыграл свою роль и ценовой фактор. Мы в течение целого года не поднимали тарифы для населения. Ориентировались на спрос и предложение. Но, конечно же, львиная доля наших объемов производства – это обслуживание сферы здравоохранения, стирка белья больниц города Могилева и отдельных районных центров.
– С тех пор, как образовался холдинг, работать стало легче или, наоборот, тяжелее?
– Да, в прошлом году мы зарегистрировали холдинг «Могилевбытсервис». Изначально в него вошли пять предприятий, потом подключилось еще два районных быткомбината – Горецкий и Глусский, чьи акции передал нам облисполком. Наше предприятие – управляющая компания. При формировании холдинга в него вошли убыточные предприятия, но по итогам года сумма убытков уменьшилась в шесть раз. Вышли на плановые цифры по рентабельности, по выручке. Кадровый административный состав у нас во всех отделах достаточно сильный – занимаемся методическим руководством. За счет этого находим резервы в производственной деятельности, финансовой… Помощь нужна, поэтому помогаем. На каждом из районных предприятий работают наши представители, и теперь голова болит уже не за одно, а за семь…
– Коллектив не в обиде?
– Про коллектив мы никогда не забывали. Несмотря на все сложности, старались материально стимулировать наших работников, выплачивали различные виды премий, что мотивировало работников к более эффективному производительному труду. Разница между прибылью от реализации и чистой прибылью составила больше миллиарда рублей – эти средства мы потратили на свой коллектив. Удалось даже немного – на 5% – поднять зарплату, хотя сегодня это очень сложно сделать. За счет того, что темпы роста производства были более высокие, чем рост заработной платы, и положительный коэффициент соотношения. То, что от нас требуют правительство и Глава государства, – чтобы мы получали то, что заработали.
Средняя заработная плата за 2015 год сложилась в пределах около 5 млн рублей, за декабрь – больше 5 млн по предприятию. У нас работает 151 человек, это 4 крупных подразделения по химической чистке и стирке белья, 10 приемных пунктов… Практически все приемные пункты осуществляют также розничную торговлю. Расширяем мы и ассортимент услуг, которые внедрили в 2014 году. Это ремонт швейных изделий, что позволяет могилевчанам обслуживаться у нас, не заходя в какие-то специализированные мастерские и ателье. К тому же у нас доступные цены. Постоянно расширяем спектр этих услуг, что дает нам определенную отдачу.
– Квалификация специалистов хорошая? Нареканий нет?
– Общее количество обращений в 2015 году по сравнению с 2014-м уменьшилось в два раза. Жалоб не так много, а по существу – вообще единицы… Сегодня появляется много видов текстильных изделий, бывает, что они со специальной, неотделимой от них фурнитурой или в изначально порванном, в соответствии с модой, виде. И где-то человек не дослушал, когда предупреждали, что могут быть проблемы с химической чисткой или с тем, что не будет гарантии, если изделие порвано… Отсюда и жалобы. При этом количество благодарностей увеличилось в разы.
Это хороший показатель уровня наших специалистов. Тем более, что они постоянно учатся, этот процесс безостановочный. Мы сами обучаем приемщиков изделий на предприятиях, сами обучаем всех, кто стоит у машин химчистки. Минимум два месяца люди стажируются перед тем как заниматься не только работой по химической чистке, но и приемом изделий. Это же касается и наших людей, которые работают в стиральных цехах.
– Наверное, и текучести кадров нет…
– Практически нет. Большинство тех, кто уходил, стараются вернуться назад. Но увеличить количественный состав работников нет возможности. Прошлый год показал, что физические объемы по химической чистке снизились на 15-20%. И этот год не лучше…
– Вам выгодно, когда человек овладевает смежными специальностями или имеет узкую специализацию?
– У нас каждый занимается своим делом. Если он выучился на приемщика, то будет приемщиком, если выучился на пятновыводчика, будет пятновыводчиком. Зато каждый – мастер в своем деле. Это подтвердил и общереспубликанский конкурс. В прошлом году прошло два мероприятия республиканского масштаба, одно из которых в нашей области проводилось впервые. Первое – выездной республиканский семинар с участием министра торговли на базе нашего предприятия. Конечно, пришлось серьезно подготовиться… Но зато люди узнали, что в городе Могилеве есть хорошее предприятие с современной техникой и хорошими кадрами… Высокую оценку, в том числе благодаря таланту Елены Пинчуковой, получили мы и на республиканском конкурсе профмастерства в номинациях «Лучший работник химчистки» и «Лучший пятновыводчик». Министерство торговли дало очень высокую оценку этим мероприятиям. И мне лично в течение года вручили две грамоты – за хорошую работу и за подготовку конкурса…
– Где черпаете новые идеи?
– Каждый культурный человек должен перенимать опыт других. Я выезжаю на все мероприятия, которые проводятся в республике. Дружим с соседями – витебским предприятием «Лотос» и гомельской «Снежинкой», выезжаем в Минск, постоянно участвуем в республиканских тематических выставках – по химчистке, по тому же швейному оборудованию. Смотрим, изучаем, готовим специалистов. Читаем много дополнительной литературы, интересуемся новинками в Интернете. Работа директора – это ведь не только производство. Это и финансы, и экономика, и психология… Тем более, что у нас надо очень четко реагировать на изменения в законодательстве, потому что периодически принимаются такие решения, которые помогают улучшить то же финансовое состояние предприятия. А кто не занимается самообразованием, зачастую это пропускает.
– Зарубежный опыт тоже перенимаете, или там иные технологии, не подходящие к нашим реалиям?
– У нас все оборудование производства Германии, Италии и Бельгии. Это что касается химчистки. Ну и по стирке есть импортное оборудование, а есть и российского производства. Конечно, технологии не стоят на месте, но кардинальных изменений в том, что касается химчистки, в Европе нет… Что же касается прачечной, то там, конечно, уровень очень высокий. У них одна немецкая поточная машина позволяет делать столько, сколько делает все наше предпритие четырьмя прачечными. Но каждая машина стоит от 500 тысяч евро. К сожалению, пока не зарабатываем мы столько, чтобы вводить такие дорогие новшества. Здесь нужны серьезные инвестиции.
– Вы ведь монополисты в своей сфере – конкуренции нет?
– У нас около 75% объемов производства занимают бюджетные учреждения. И если раньше цены формировались напрямую, заключались договоры, то уже пошел третий год с тех пор, как цены формируются на электронных аукционах. Естественно, что появляются конкуренты и в нашем городе, и из других областей. В прошлом году вместе с нами в электронных аукционах участвовали предприятия из Витебской области и даже из Минска. Что-то, конечно, выиграли… Но основную долю мы оставляем себе, потому что это люди, это нагрузка, это выработка, это та же самая заработная плата. Тем более, сейчас выросли коммунальные услуги. И, естественно, что люди сначала заплатят за жилье и купят продукты питания, а уже потом придут к нам. Но, повторюсь, что сегодня у нас самые низкие цены по оказанию услуг – по химической чистке и стирке… В течение года мы не повышали цен – по субъективным и объективным причинам.
– Но все равно же услуги прачечной и химчистки всегда будут востребованы…
– Конечно, сегодня не каждый человек может позволить купить себе какую-то дорогостоящую вещь. А химчистка – это, в принципе, безопасный метод, позволяющий вещь восстановить. И это легче, чем купить новую. Тем более, что мы расширяем спектр услуг. И человек, придя за одной услугой, воспользуется и другой…
Кстати, мы были первыми, кто приобрел машинку для крашения обуви, и министр нас приводил всем в пример. Конечно, технология очень сложная, где-то бывают и недочеты… Тогда идем людям навстречу, если надо, переделываем.
– Как планируете работать дальше?
– Развивать то, что есть, и внедрять новое. Теперь, в должности генерального директора холдинга – управляющей компании, возможностей стало больше. Будут и отраслевая кооперация, и содействие в реализации товаров, и совместное оказание услуг. Поле деятельности непаханое. Предприятия различного профиля – и автопредприятие, и фабрика пошива обуви… Приходится переучиваться и смотреть на другие виды деятельности, изучать то, что не знаешь. В общем, работа сложная, расслабляться некогда.
Недаром Глава государства сказал, что это будет самый тяжелый год. Кто его переживет, тот будет долго жить и долго работать.
Ну, а пока хочу поздравить свой коллектив с заслуженным первым местом, поздравить всех работников бытового обслуживания с грядущим профессиональным праздником – Днем работников бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, пожелать всем здоровья, удачи во всех делах, благополучия – финансового и семейного.
Беседовала Александра Пронькина