Темы

Пушкинский мост: мы это сделали!

Пушкинский мост: мы это сделали!

Практически каждый могилевчанин ощутил на себе ремонт моста на одной из главных транспортных артерий города, Пушкинском проспекте. Заторы, отсутствие троллейбусного сообщения, периодическое перекрытие движения точно не оставили равнодушных. Зато сегодня, спустя почти полтора года, многие уже имели возможность проследовать из Ленинского района в Октябрьский по обновленному широкому мосту. Кто-то наверняка осмотрел экспозицию в подземном переходе, кто-то оценил благоустройство прилегающей территории. Ради этого стоило потерпеть!

10112016_most_004

Полтора века назад

История Могилева неразрывно связана с рекой Днепр, разделяющей город на две части. Некогда сообщение между ними устанавливалось в зависимости от сезона. Летом и осенью в районе нынешнего городского пляжа и улицы Большой Чаусской действовал мост на плотах. Зимой переправлялись по льду. Весной – с помощью паромной переправы.

В 1860 году был сдан в эксплуатацию первый постоянный деревянный мост на сваях. Он был возведен по международным стандартам того времени и получил имя российского императора Александра I. Размеры моста учитывали местные особенности. Высота – более 12 м – обусловлена высокими весенними водами, длина – примерно 192 м – затоплением значительной части поймы реки во время паводка.

В 1902 году была проведена реконструкция, вызванная узостью пролетов между опорами, что мешало движению пароходов.

В годы Великой Отечественной мост не раз взрывали, отстраивали заново и ремонтировали.

10112016_most_003

В феврале 1956 года горисполком информировал министра коммунального хозяйства БССР «об аварийном состоянии Днепровского моста и невозможности его дальнейшей эксплуатации». 16 ноября горисполкомом был утвержден окончательный проект – из железобетона и железа. Во время строительства нового старый деревянный мост продолжал функционировать. Одновременно велись работы по созданию подъездных путей со стороны центра города. Был срезан холм у Вала Красной Звезды (Архиерейский вал), улица Челюскинцев проложена напрямую до площади Орджоникидзе. К концу 1959-го строительные работы были завершены.

В 1964 году на пилоне моста была размещена мемориальная доска старшему лейтенанту Николаю Яшину – командиру конной разведки, погибшему при освобождении Могилева.

Полтора года назад

Было предложено 4 варианта реконструкции Днепровского моста, один из которых предусматривал строительство нового – рядом с действующим. Остановились на варианте, согласно которому Пушкинский мост не удвоится, но станет шире. Аналогичный проект был реализован в Гродно, поэтому именно «Гродногражданпроект» занимался разработкой документации. Была составлена смета – на 360 млрд неденоминированных рублей.

В 2015 году табличка «Закрыт на ремонт» появилась на мосту немного раньше назначенного срока – после того, как в воду рухнули несколько пролетов ограждения. Городские власти решили в экстренном порядке начать реконструкцию. Начались практически круглосуточные работы, предусматривающие существенную модернизацию: увеличение полос движения, замену износившихся металлоконструкций, бетонных балок, бордюров, ограждений… В реконструкцию вошла и транспортная развязка у выезда с моста на улицу Челюскинцев, предусматривающая строительство подземного перехода, соединяющего площадь Славы с Большой Гражданской и Подникольем.

10112016_most_001

Поскольку демонтировали троллейбусные линии, шедшие через мост, продумали альтернативу – дополнительные автобусы и маршрутки.

Была проведена большая подготовительная работа: устройство временных дорог для проезда тяжелой строительной техники; создание стройплощадки; изготовление и монтаж металлоконструкций балочной сетки; вынос и переустройство инженерных сетей протяженностью около 25 км; устройство шпунтовой стенки длиной около 145 м – для переустройства верхней части опоры №4 в русле реки; монтаж сложных вспомогательных устройств из металлоконструкций вокруг каждой опоры…

Работать приходилось даже под водой! Для укрепления опорной части строителям пришлось углубиться в русло Днепра на несколько десятков метров. Кстати, обмелев, он не только помог в этом, но и открыл опоры старого моста, построенного, предположительно, в 1941-м.

10112016_most_002

Всем миром

На объекте прошел не один субботник: любой мог поучаствовать в реконструкции. В 2016-м мост был объявлен молодежной стройкой: в июле прибыли три отряда студентов Белорусско-Российского университета. Ребята работали наравне с опытными работниками – с 8 до 17.

Неожиданные находки

За время строительства было сделано не одно археологическое открытие. Так, в феврале были обнаружены фрагменты фундамента Троицкой церкви ХVIII века. Находка стала сенсацией: считалось, что остатки храма похоронены под асфальтом и навсегда утрачены. Расчистка контуров строения позволила определить дату постройки – 1792-1810 годы.

На месте, где обнаружены элементы Троицкой церкви, первоначально планировали построить велодорожку. После исторически значимой находки велодорожка обошла это место. Вокруг фундамента церкви появился каменный габион, которого изначально не было в плане, но он стал еще одной изюминкой. А фундамент церкви стал музеем под открытым небом.

Спустя несколько дней работники мостостроительного управления №1 при проведении земляных работ около опоры №8 нашли авиабомбу (ФАП-50) времен Великой Отечественной. Оперативно прибывшая группа разминирования изъяла боеприпас и обезвредила его на полигоне.

10112016_most_005

Под надежной защитой!

Еще год назад при презентации проекта реконструкции архитекторы сообщали: на массивных гранитных кубах с обеих сторон моста разместят шары – для украшения. Тогда же появилось мнение – заменить их скульптурами, соответствующими «тематике» города. Председатель горисполкома Владимир Цумарев предложил, чтобы мост «охраняли» львы.

Создание «визитных карточек» города доверили известному скульптору Андрею Воробьеву. Он отправился в Москву, где под контролем братьев Запашных изучал внешний вид и повадки белого льва Джона. В итоге архитектурные творения примерно в два раза превысили размеры настоящего царя зверей. Стоящие – высотой 2,4 м – встречают пешеходов, автомобилистов и велосипедистов на въезде со стороны площади Славы. Лежащие – высота 1,8 м – установили с другой стороны. Весит каждый почти 2 тонны и имеет 3 м длины.

Мы это сделали!

К сегодняшнему дню 4-полосные мост и подъездные магистрали превратились в 6-полосные. Реконструкцию проводил в качестве генподрядчика ОАО «Мостострой». После ремонта длина моста – 292 м, на 10 м больше прежнего. Ширина проезжей части увеличилась до 24 м. Полосы встречного движения разделила полоса безопасности. Пропускная способность увеличилась на 25-30%. В вечернее время радует глаз декоративная подсветка.

До шести полос расширили и улицу Челюскинцев – от площади Орджоникидзе до моста через Дубровенку. Здесь также появилась разделительная полоса безопасности с ограждением. Появилась велодорожка, а на площади Орджоникидзе – стоянка общественного транспорта.

За время реконструкции объект испытывали трижды. Первый раз – перед сдачей первой половины моста, чтобы можно было пустить движение. Второй – в процессе строительства. Завершающее – после того, как уложили асфальт. И все успешно!

10112016_most_006

Подземный переход стал не только функциональным решением, но и новым арт-объектом. Пешеходы словно оказываются в музее истории города со старинными фотографиями и гравюрами. На выходе – карта Могилева, на которой обозначены памятные места и указано расстояние до них.

Первоначальный проект и то, что в итоге получилось, это, по словам Владимира Цумарева, земля и небо. Но по цене обе сметы почти совпали – 360 млрд рублей. Как рассказал главный инженер проекта Сергей Луч, удешевить стоимость удалось за счет «вырезки» ненужного. Например, вместо того, чтобы заменить старые опоры, было принято решение их укрепить: забить дополнительные сваи. Также были сняты пролеты по 600 т каждый, а на их место встали пролеты весом 200 т. Стоимость 1 м2 моста в итоге составила 1300 долларов. А если бы старый снесли и на его месте строили новый, то цена выросла бы до 2500 долларов.

Мы это сделаем!

Набережная в городе – естественная зона отдыха. Долгие годы она была неухоженной. Теперь здесь появятся новые туристические объекты и парки, займутся возрождением памятников архитектуры. В конце октября стартовало общественное обсуждение благоустройства территории между Пушкинским и Шмидтовским мостами. Его планируют провести в 3 этапа. Зеленые насаждения по максимуму оставят, взамен вырубленных под площадки и дорожки деревьев высадят новые. Предполагается обустройство набережной со спусками к воде, создание пешеходных дорожек, мощеных плиткой, и 2-полосной велодорожки. На Днепре есть идея построить лодочную станцию, в зеленой зоне набережной расширить детский парк, организовать площадку для картинга и создать Аллею влюбленных. Кроме того, на полуострове должна появиться декоративная композиция со скульптурой льва. Здесь же предусмотрены две зоны парковки, площадки для цирка и аквапарка, скейтборда, а также устройство пляжной зоны.

Нет сомнений в том, что и эти планы воплотятся в жизнь!

Екатерина Льдова, фото автора и из архивов

Последние новости

Новости компаний

Смартфон HONOR X9b с выгодой до 40% в МТС

4 ноября 2024
Читать новость
Важные

Лукашенко согласовал назначение новых руководителей в “Белнефтехим” и на “Беларуськалий”

4 ноября 2024
Читать новость
Происшествия

Мастер одного из предприятий города “нарешал” вопросы на уголовку

4 ноября 2024
Читать новость
Важные

Сегодня состоится заседание Центризбиркома о регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь

4 ноября 2024
Читать новость
Общество

Перевозка пассажиров: работаем без нарушений

4 ноября 2024
Читать новость
Общество

Прямые телефонные линии пройдут в Могилевском горисполкоме и в администрациях районов 4 ноября

4 ноября 2024
Читать новость

Рекомендуем