После боя сердце просит музыки вдвойне
Простые и доходчивые слова песен становились для солдата на войне символом самой жизни. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться. В решительные моменты помогала мобилизовать силы. У многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что с песней боец будет сражаться до последнего, не сдаваясь. И в праздничный день 9 Мая любимые всеми фронтовые песни непременно зазвучат вновь.
«Священная война»
24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» одновременно был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного поэта и сталинского лауреата В. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали в свои тетради.
26 июня на Белорусском вокзале одна из не выехавших еще на фронт групп Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, ее исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска.
Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжелой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда уже были захвачены Калуга, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио – каждое утро после боя кремлевских курантов.
Песня приобрела массовую популярность на фронтах и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжелых оборонительных боях.
В послевоенное время часто исполнялась Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской Армии им. Александрова и имела широкий успех. А 22 мая 2007 года даже была – под бурные аплодисменты – исполнена в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
В 1990-е некоторые СМИ утверждали, что авторство текста принадлежит поэту-любителю, учителю словесности из Рыбинска А. Боде (1865-1939), а относится она к Первой мировой войне. После одной из таких публикаций состоялся суд, который признал сведения о плагиате «не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни В.И. Лебедева-Кумача» и указал, что автором является именно он.
«Темная ночь»
Песня была написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца». Она приобрела огромную популярность и стала в СССР одной из наиболее любимых и известных песен, созданных во время Великой Отечественной войны. А история создания песни такова.
У режиссера Леонида Лукова не получалось убедительно снять сцену, в которой солдат пишет письмо домой. После множества попыток Лукову пришла в голову мысль, что помочь решить эту сцену могла бы песня. Режиссер обратился к Богословскому, и тот практически сразу предложил мелодию. После этого они пошли к Агатову, который также довольно быстро сочинил на нее текст. Тут же, среди ночи разбудили исполнителя главной роли Марка Бернеса, и вскоре фонограмма песни была готова, а на следующий день эпизод был снят. Бернесовский персонаж Аркадий Дзюбин поет песню под гитару – ночью, во время дождя, в фронтовой землянке с протекающей кровлей.
«Синий платочек»
Легендарный советский вальс на музыку поляка Ежи Петерсбурского. Автор слов довоенной версии 1940-го – Куба (Яков) Галицкий. До войны ее исполняли многие: Изабелла Юрьева, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Вадим Козин, Михаил Гаркави. Однако самой узнаваемой исполнительницей «Платочка» довелось стать Клавдии Шульженко. Случилось это уже в годы Великой Отечественной.
Привычный вариант композиции появился в 1942-м. Весной того года Шульженко и ее супруг Владимир Коралли выступали в гвардейской части Николая Гагена, оборонявшей легендарную «дорогу жизни» у Ленинграда. После концерта певица познакомилась с сотрудником литотдела армейской газеты «В решающий бой!» Михаилом Максимовым. Клавдия Ивановна, рассуждая о «Синем платочке», упомянула о высокой популярности мелодии и посетовала:
– Необходимы другие слова для отражения сегодняшнего дня, нашей великой битвы с фашизмом. Только тогда песня нужна будет армии!
Лейтенант Максимов подготовил новые слова к утру.
«В лесу прифронтовом»
Осенью 1941 года группа московских писателей, поэтов и артистов вместе с семьями была эвакуирована из столицы в Чистополь Татарской АССР. Среди них был поэт Михаил Исаковский, который не мог находиться на фронте из-за слабого зрения. Там он в 1942 году написал стихи, на основе которых потом родилась эта песня. Впервые стихотворение было опубликовано в газете «Красная Татария». В первоначальном варианте стихотворение называлось «В прифронтовом лесу» и было посвящено жене поэта Лидии.
Исаковский послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру, с которым создавали «Катюшу», и тот превратил их в песню-вальс. Причем, видимо, при создании музыки отталкивался от интонаций упомянутого в стихотворении вальса Арчибальда Джойса «Осенний сон», а также его же вальса «Воспоминание».
Уже спустя несколько месяцев по радио песня «В лесу прифронтовом» прозвучала в исполнении Ефрема Флакса.
В годы войны песня снискала всенародную популярность и осталась популярной после войны. Кто только не включал ее в свой репертуар: Вадим Козин, Майя Кристалинская, Иван Козловский, Дмитрий Гнатюк, Тамара Синявская, Владимир Трошин, Людмила Гурченко и даже знаменитый француз Серж Генсбур.
За создание песен «Под звездами балканскими», «В путь-дорожку дальнюю», «Моя любимая» и «В лесу прифронтовом» Матвею Блантеру в 1946 году была присуждена Сталинская премия, а Исаковский получил ее еще раньше – в 1943-м.
«Катюша»
Автор стихов Михаил Исаковский сочинил первое четверостишие знаменитой песни еще в середине 1930-х. Дальше стихотворение не складывалось, и поэт отложил до лучших времен листок с «Катюшей». После знакомства с композитором Матвеем Блантером, Михаил Васильевич показал ему четверостишие. Композитор настойчиво рекомендовал дописать стихи как можно скорее, потому что они ему очень понравились, да и мелодия к словам вскоре пришла сама собою.
В ноябре 1938 года состоялась премьера песни в Колонном зале Дома Союзов, а исполнила ее Валентина Батищева. Дебют песни так понравился, что молодая певица трижды пела «Катюшу» «на бис» под аккомпанемент Государственного джаз-оркестра под управлением В. Кнушевицкого. Позже песня звучала в исполнении Лидии Руслановой, Георгия Виноградова, Веры Красовицкой, Сары Горби.
Наибольшую популярность она получила во время Великой Отечественной войны. Искренняя любовь простой девушки Катюши помогает защитнику Отечества выполнять свой воинский долг. Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ».
«Смуглянка»
Довоенная песня авторства Анатолия Новикова и Якова Шведова (текст) о партизанах Гражданской войны. Но впервые публично была исполнена лишь в 1944-м, в Концертном зале им. Чайковского. Запевал «Смуглянку» солист Алесандровского ансамбля Николай Устинов. Вскоре композиция обрела популярность на фронтах. А благодаря тому, что Леонид Быков включил песню в свой кинофильм 1973 года «В бой идут одни «старики»», об этой песне узнала вся страна.
«День Победы»
В 1975 году страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Поэт Владимир Харитонов предложил композитору Давиду Тухманову создать песню на его стихи. Он передал их за несколько дней до окончания конкурса. Тухманов очень быстро написал музыку, и песня успела прозвучать на последнем прослушивании. Ее исполнила жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко.
Песня вызвала болезненную реакцию старших коллег Тухманова. Если Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи писали увенчанные лаврами композиторы, то Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным шлягерам, и только в 1973 году был принят в Союз композиторов. Кроме того, в музыке «Дня Победы» услышали не то танго, не то фокстрот. В результате песню не пустили в эфир.
Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, она была исполнена на «бис». После этого ее стала петь вся страна. Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-75».
Сегодня песня – непременный атрибут торжеств Дня Победы. Она стала строевой еще в советской армии, а также парадным маршем. В 2016 году песня «День Победы» в исполнении Льва Лещенко победила на XI Всероссийском фестивале «Катюша» как лучшая песня о Великой Отечественной войне.