Покоритель могилевского неба

Есть счастливые и мужественные люди, для которых ежедневное покорение неба – обыденная работа. В их числе – начальник Могилевского аэроклуба имени А.М. Кулагина Иван Касим, летчик авиации ДОСААФ 1 класса, мастер спорта СССР по самолетному спорту. На его счету более 5460 часов, проведенных в небе, и, конечно же, безупречная репутация Могилевского аэроклуба, одного из немногих, которому удалось выжить, пройдя сложные 90-е годы прошлого столетия.
Лауреат специальной премии «Достижение» рассказал о том, как началась его история любви к небу, кем и чем гордится аэроклуб.
– Иван Иванович, почему вы решили связать свою жизнь с самолетным спортом?
С самого детства у меня было два серьезных увлечения: рисование и полеты. Я всерьез увлекался живописью, и на моем пути встречались очень хорошие наставники, выдающиеся люди. Но все же я принял решение летать - с этого и начался мой тяжелый и тернистый путь в авиацию. Начинал диспетчером – в свое время выпустился из Кировоградского летноштурманского училища гражданской авиации. Уже когда работал диспетчером в Одесском аэропорту, закончил Академию гражданской авиации и в это же время выполнил норматив мастера спорта СССР. Тогда я планировал связать свою жизнь с Одесским аэроклубом, но познакомился со своей будущей женой-белоруской. Вот так, с 1985 года, и началась моя новая глава жизни в Могилевском аэроклубе.
– Вы уже 27 лет возглавляете Могилевский аэроклуб ДОСААФ. Что вспоминаете, и чем гордится сегодня аэроклуб?
– Я горжусь тем, что я попал именно сюда, ведь Могилевский аэроклуб был ведущим пилотажным аэроклубом в БССР и летать в сборной команде республики было очень престижно. Наш коллектив объединяет бесконечная любовь к небу.
Наши летные кадры – самая большая ценность аэроклуба. А то, что нам удалось его сохранить, – главное достижение всех, и, в первую очередь, государства. Ведь после распада СССР большинство советских аэроклубов просто вымерло. Нам удалось выжить благодаря тому, что мы искали применение своему опыту. И даже когда было тяжело, не бросали спорт. Из-за отсутствия авиационного бензина для самолетов с 1991 по 1996 годы весь летный состав переучился для работы на вертолетах. В это время мы выполняли полеты по лесоохране и осмотру лесных массивов. Группы десантников, пожарников и лесников выявляли очаги возгорания и тушили пожары на начальном этапе.
С 1996 года аэроклуб вернулся к самолетам – возникла проблема подготовки военных летчиков для Министерства обороны Республики Беларусь. И мы предложили свои услуги – наш опыт удалось применить на благо страны. И вот уже более 22 лет мы ежегодно готовим летчиков для Военной академии – практически 90% персонала летчиков военно-воздушных сил Беларуси прошли через нашу систему подготовки. И этим тоже можно гордиться.
Летчики аэроклуба Петр Колтунов, Николай Шляхтов, Людмила Павлова – внесли огромный вклад в подготовку курсантов ВА РБ. Не говоря уже о спорте – самолетном и парашютном, в которых мы достигли хороших результатов. В свое время никто не ожидал, что мы сможем конкурировать на чемпионате мира с сильнейшими пилотажными государствами. Суверенная Республика Беларусь достойно заявила о себе на мировой арене в 2008 году, когда команда аэроклуба стала бронзовым призером чемпионата мира. Командир звена Дмитрий Пащук стал бронзовым призером чемпионата Европы в 2009 году, впервые в истории нашей страны. Тогда нас, белорусов, никто не воспринимал всерьез, поэтому все были шокированы таким результатом.
Могилевский аэроклуб гордится своими молодыми спортсменами. Среди них – Денис Шкаренда, Виталий Шамардин, Дмитрий Пащук, Федор Ганнутин, Александр Донской. На то, чтобы подготовить летчика до уровня мастера спорта, уходит до 7 лет. И помогают в этом золотые кадры, в частности, призер чемпионатов СССР Зинаида Карчевская.
Гордимся и спортсменами-парашютистами – у нас очень сильная команда. Мастер спорта СССР международного класса Галина Ракович, у которой на счету более 10000 прыжков, занимается подготовкой спортсменов-парашютистов. Спортсмены аэроклуба, в числе которых мастер спорта РБ Павел Новицкий, установили рекорд среди парашютистов на всем постсоветском пространстве: прыгнули с белорусским флагом площадью около 700 м2. С этим флагом мы выступим и на нынешнем празднике «Александрия собирает друзей».
С недавнего времени стали развивать и парапланерский спорт. Этот вид полетов очень популярен у молодежи и, что немаловажно, он гораздо более безопасен, чем те же прыжки с тарзанки.
– Вы начали проводить для могилевчан специальные авиашоу, которые нравятся людям. Чем стараетесь привлечь интерес к аэроклубу?
– Мы видели и ощущали, что могилевчанам интересен самолетный и парашютный спорт.
В прошлом году устроили праздник в честь закрытия чемпионата Беларуси по самолетному спорту. Совсем недавно, в мае, провели яркий и многолюдный праздник в честь Дня защиты детей. Могилевчане действительно заинтересовались этим,
поэтому мы и дальше будем практиковать такие мероприятия. В августе, в честь Дня
авиации, планируем провести молодежное музыкальное и авиа- шоу.
– Недавно авиационный музей аэроклуба пополнил Ту-134, который долгие годы стоял в городском парке аттракционов. Какова дальнейшая судьба самолета?
– Этот самолет станет достойным экспонатом в нашем музее. В планах – вернуть ему первозданный вид – он станет таким, каким его произвели на заводе. Мы восстановим шасси, кабину и салон самолета, в этом нам поможет Минский завод гражданской авиации №407.
А вообще, планируем сделать Могилевский аэроклуб постоянным центром досуга горожан: обустроить площадки для отдыха, летние кафе и проводить праздники.
Жизнь аэроклуба – очень насыщенная. Прикоснуться к ней может каждый: полетать на спортивном двухместном самолете Як-52; на самолете Ан-2 – даже в компании до 10 человек; прыгнуть с парашютом самостоятельно или с инструктором.
Ждем новых побед и зрелищных шоу от Могилевского аэроклуба и желаем могилевским спортсменам виртуозных полетов, мягких и безопасных посадок!
Анастасия Комкова