Основа белорусской государственности

15 марта в Беларуси праздник — День Конституции. «Конституция» — твердо вошедшее в нашу жизнь слово латинского происхождения. Простое слово, в былые времена означающее по своему смыслу «строение», «установление» чего-либо, в наше время обрело совсем иное содержание. Сегодня — это основной закон государства, закрепляющий порядок организации государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданином.
В глубине веков
Конституция — главный нормативный правовой акт в большинстве государств мира. Недаром в сознании современного человека сформировано представление, что государство и Конституция — явления одномоментно существующие. Однако исторически так сложилось, что государства возникли намного раньше, чем были написаны тексты конституций.
Термин «конституция» звучал в разные эпохи, но документы, носящие это название, даже отдаленно не напоминали современные конституции.
Недостаточно дать документу громкое название — необходимо, чтобы принятый акт обладал наибольшей юридической силой и решал по меньшей мере три основополагающие задачи: закреплял систему общегосударственных органов власти с описанием их компетенций, определял основы правового статуса гражданина, устанавливал взаимоотношения между государством и народом.
Конституция, в полном юридическом смысле этого слова, впервые появилась в США в 1787 году. В мае 1791 года — в Речи Посполитой, а через несколько месяцев — во Франции. Чуть позже — как акты, близкие по форме и содержанию к современному их пониманию, конституции стали появляться и в других странах мира.
Совершенно новым явлением в конституционализме стали советские конституции (Конституция РСФСР 1918 года, Конституции СССР 1924, 1936, 1977 годов), не признававшие ни разделения властей, ни равенства граждан, ни права частной собственности. Не закрепляя документально демократические принципы, советская Конституция тем не менее обеспечила право людей на образование, в том числе и высшее, на охрану здоровья и бесплатное лечение в любых медицинских учреждениях, право на жилье, гарантированное право на труд. Эти достижения были действительно значимыми для простого народа. Они позволили вырастить высокообразованное, здоровое в физическом и моральном плане население.
В феврале 1919 года на I Всебелорусском съезде Советов была принята первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссия (ССРБ). Менялось время, изменения затрагивали и основной документ белорусского государства: конституции 1927, 1937, 1978 годов.
Главный закон новой страны
Новый рубеж конституционного строительства пришелся на период после распада Советского Союза. 27 июля 1990 года Верховным Советом БССР была принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». 19 сентября 1991-го было изменено официальное название нашей страны. Вместо Белорусской Советской Социалистической Республики на карте мира появилось новое государство — Республика Беларусь. Новые реалии требовали обновления правовых основ государственной и общественной жизни.
Разработка проекта Конституции растянулась на три года. В этот период Беларусь продолжала жить, руководствуясь Конституцией БССР 1978 года.
Обсуждение Основного Закона страны шло достаточно медленно. Дискуссии у депутатов Верховного Совета вызвали статьи о форме правления — президентская или парламентская республика, о государственном языке, праве на труд, о референдуме, суде, Конституционном Суде, финансово-кредитной системе, порядке изменения Конституции.
15 марта 1994 года первая Конституция Республики Беларусь была принята. При необходимых 231 «за» проголосовало 236 депутатов.
Однако политическая оппозиция Верховного Совета предрекла ее нежизнеспособность. Конституция требовала скорейшей корректировки. И Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко обратился за поддержкой к народу. На первый республиканский референдум, который прошел в 1995 году, вынесли четыре вопроса: о придании русскому языку наряду с белорусским статуса государственного, об изменении государственной символики, о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Россией, и об изменении Конституции. За последнее предложение проголосовало 3749266 (77,7 %) участников референдума.
Изменения Конституции, принятые в 1996 году, стали новым стимулом к интенсивной законотворческой деятельности, направленной на укрепление государственности, дальнейшее развитие экономики, эффективное функционирование политических институтов.
Гибкие и жесткие
Все конституции делятся на «гибкие» и «жесткие». В первом случае поправки в Конституцию можно внести, приняв закон или организовав голосование парламента одного созыва. «Жесткие» предусматривают сложную процедуру изменения статей Основного закона. В данном случае коррективы можно внести через голосование парламента двух разных созывов, через утверждение поправок органами субъектов федерации или через всенародный референдум.
Белорусская Конституция относится к разряду «жестких». Действующая Конституция была изменена и дополнена всего четыре раза — по результатам референдумов 1995, 1996, 2004 и 2022 годов.
Американская конституция пережила 27 поправок, среди которых отмена рабства в 1865 году, введение активного избирательного права для цветного населения и бывших рабов, через 50 лет — для женщин, принятие и отмена «сухого закона», в 1992 году — изменение жалованья конгрессменам. Конституция Германии претерпела поправки более 60 раз, Грузии — более 30.
Франция вносила коррективы в Основной закон своей страны более 20 раз. Последняя поправка была внесена в 2024 году, сделав Францию единственным в мире государством, закрепившим в Конституции «свободу женщины на аборт».
У каждой страны — свои ценности. Наши нашли отражение в вопросах референдума 27 февраля 2022 года.
В Конституции Беларуси закреплено определение брака как союза мужчины и женщины, введена обязанность государства обеспечивать сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Приверженность традиционным ценностям и патриотизму объявлена долгом каждого гражданина.
Не менее важный конституционный посыл — обязанность граждан принимать посильное участие в развитии общества и государства, а также повышение личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
В Конституцию внесена статья, направленная против работы иноагентов: введен запрет на финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами, организациями, гражданами. Введен единый день голосования для выборов депутатов всех уровней.
В соответствии с Основным законом страны политическая система выстроена таким образом, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую.
Высшим должностным лицом продолжает оставаться Президент. Вместе с тем кандидатом на эту должность может быть человек не моложе 40 лет, в течение 20 лет перед выборами постоянно проживающий в Беларуси, не имеющий иностранного гражданства и иностранного вида на жительство.
Стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе призвано исполнять Всебелорусское народное собрание, наделенное полномочиями утверждать основные стратегические и программные документы страны, инициировать внесения изменений в Конституцию, принятие законов, проведение республиканского референдума. ВНС также принимает решение о смещении с должности Президента (в случаях, определенных в Конституции).
Дополнительные контрольные полномочия получил Парламент. Назначение на должности всех «ключевых» руководителей — премьер-министра, Генерального прокурора, председателя Комитета государственного контроля, председателя правления Национального банка — осуществляется Президентом по предварительному согласованию с Парламентом.
Нашу Конституцию называют «народной» неслучайно. Проект обсуждался в рамках многочисленных диалоговых площадок, в трудовых коллективах. В Конституционную комиссию поступило более 9 тысяч мнений и предложений.
Юристы и ученые, представители общественных организаций, политических партий, бизнес-сообществ, ветераны, студенчество и молодежь были привлечены к работе над проектом. Изменения и дополнения были поддержаны 82,86 % граждан, принявшими участие в голосовании.
Мы воспринимаем наличие Конституции как нечто само собой разумеющееся, не всегда понимая всю колоссальность проделанной работы. Относясь к числу современных конституций, основываясь на лучших достижениях конституционной мысли и практики, белорусская Конституция обеспечивает оптимальный баланс интересов государства, общества, каждого гражданина.
Галина Беляева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам