Экологическое воспитание в СШ №23
Как изменить свое отношение к природе? С детства ребят нужно учить жить в согласии с природой, ее законами и принципами, в этом уверены педагоги 23-й школы, на базе которой прошел экологический семинар. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным.
Воспитание ответственного отношения к природе, начатое семьёй и дошкольными детскими учреждениями, успешно продолжается в младшем школьном возрасте. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью младших школьников. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми к воспитательному воздействию. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры, уверена воспитатель группы продленного дня Ольга Биндасова.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
У детей младшего школьного возраста общение с природой вызывает эмоциональный отклик, ведь она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Ребята радуются зеленой траве, чистому голубому небу, яркому солнцу, щебету птиц, полёту бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Во время прогулки ребята с интересом познают окружающий мир, а затем и на занятиях по интересам делятся впечатлениями.
В экологическом воспитании важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри её, а также между природой и обществом. Основы краеведенья закладываются в начальных классах. Учителя начальных классов и воспитатели групп продлённого дня ведут огромную целенаправленную работу по изучению родного края. Связь с жизнью осуществляется при участии в посильных природоохранных делах: озеленение школы, поддержание чистоты в классах, школьном дворе, парках, скверах, пригородных зеленых зонах, у водоемов, ограждении муравейников, уходе за домашними животными, подкормке птиц и зверей, прокладке учебной экологической тропы и др.
Встречи с природой учат детей сохранять жизнь жукам, стрекозам, бабочкам, доверчиво садящимся на ребят или растения, фиксируют внимание на доброжелательном и бережном отношении к более слабым существам, ответственном отношении к своим делам и поступкам.
В канун новогодних праздников ребята 23-школы удивили гостей и педагогов своими интересными работами, сделав своими руками оригинальные ели. Сказочные красавицы, представленные на выставке отличаются необычными дизайном. Замысловатыми нарядами. Здесь можно встреть белоснежную лесную красавицу и зеленую елочку, украшенную бусами и снежинками. Каждый сезон по своему прекрасен и позволяет проявлять фантазию изобретателям и рукодельницам. Зимой – это новогодние ели, весной и летом у природы другое убранство, а золотая осень всегда неповторима. У природы нет плохой погоды, у каждого времени года свои особенности, об этом нужно в ненавязчивой форме говорить детям, раскрывая им все секреты экологического воспитания.
Наталья Вострецова