Темы

На войне ком алягер, или COVID и бледный вид

На войне ком алягер, или COVID и бледный вид

«На небе только и разговоров, что о море», — говорил мафиози героям фильма «Достучаться до небес».
А на земле только и разговоров, что о коронавирусе. Иногда кажется, что других тем не осталось. Ну, давайте поговорим.

В магазинах становится тише

— Указ «7-8» шьешь, начальник?
— Я шью? Да, если б ты посмотрел на себя со стороны, ты бы заметил, что указ от седьмого августа у тебя на лбу отпечатан!
(к/ф «Место встречи изменить нельзя»).

Если б человечество посмотрело на себя со стороны, то заметило бы: у него на лбу отпечатано ПАНДЕМИЯ. Крупно. Рельефно. И все сейчас ведут себя… Как? По-разному, но соответственно. Вот в столичных продовольственных магазинах пустеют полки. Думаете, я о Минске? Нет, о любой столице.

Состояние изрядной части населения любой страны можно описать словами «паника» и «истерика». Раньше многие из нас были уверены, что соль, сахар, спички и туалетную бумагу скупают на черный день только у нас и только «недалекие бабки».

Мол, такие мы нецивилизованные. Оказалось, «недалекие бабки» есть везде, да и «цивилизованность» — не иммунитет от истерии. А туалетной бумаги порой не хватает.
Но, скажу я вам, не такие уж они все бабки. И не такие недалекие. Совсем НЕ недалекие. У каждого следствия есть своя причина. У паники тоже. И главная — человечество утеряло веру.

«Опять та же шарманка!» — скажет читатель. Шарманка — да, да не та.

Про горы и зерна

— А ты верующим стал?
— Откуда я знаю! Верю я в Бога или нет, это только сам Бог знает!
(А. Слаповский, «День денег»)

Я не о вере в Господа. Верующих никогда не бывало много. Еще Христос говаривал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда» — она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Но горы — на месте. В основном.

Как же, возразит мне некий читатель: на Земле только христиан два с лишним миллиарда. А еще более полутора миллиардов исповедующих ислам, миллиард индуистов, полмиллиарда буддистов плюс иудеи… Но считать себя верующим и верить — не одно и то же, да? Я вот тоже считаю себя верующим. А верю ли? Чем испытывалась моя вера? «Какие ваши доказательства»? — как спрашивали в «Красной жаре».

Для огромного количества людей Бог — вроде Деда Мороза. Тот, кто по твоему велению и твоему хотению должен раздавать подарки. Если подарков нет, они не те, что требовались, хуже того — совсем не подарки, человек достаточно легко исключает Господа из своей вселенной. Требования, пожелания, просьбы Бога в расчет не берутся вовсе.

Говоря, что человечество утеряло веру, я имел в виду подлинную веру. Ту, что христианские патриархи, не сговариваясь, называют «человекопоклонничеством» и даже «ересью человекоцентризма». Именно он сам — Человек, не Бог — в центре его собственной вселенной. Ее-то — веру в себя, свои (безграничные) силы — и подорвал коронавирус.

Современный человек ведь как живет? Появилась проблема — решаю. Сам. Или «муж на час». Или полиция. Армия. Парламент. Президент… Пароль: надо что-то делать! Отзыв: делаю! А с ковидом-19 — как в старом анекдоте. Вот этом.
Двое мужчин подбегают к винно-водочному отделу через минуту после закрытия.

Кассирша непреклонна: не продам! Тот, у кого в руках — приготовленные рубли, смотрит на них, на кассиршу, на приятеля, опять на деньги, на кассиршу… А потом ка-ак даст собутыльнику в нос!
— Коля, за что, Коля?!
— А что, что делать?!

Именно въевшаяся в нас потребность действовать, а не генетическая память — о войне и послевоенном голодном времени, тем более, не глупость и необразованность — главная причина истерии и паники. Надо действовать! Мыть руки? Маловато будет. И человек кидается скупать соль, спички и муку.

Дальше действовать будем СМИ

— Подсудимый Петров, за что вы избили Рабиновича?
— Понимаете, гражданин судья, смотрю утром в воскресенье телевизор: Израиль напал на Сирию. Читаю в обед газету: израильская армия подходит к Дамаску. Вечером по радио: израильтяне захватили Дамаск и продвигаются дальше. Выхожу утром на работу, а они уже здесь!
(древний анекдот)

Сорок лет назад «Аквариум» спел про «море информации, в котором мы тонем». С тех пор море стало океаном, а мы… утонули. «В наши дни информации создается столько, что переварить ее невозможно».

Нам кажется, что обилие информации делает нашу картину мира яркой, объемной — полной. Что мы видим мир таким, каков он есть. Это заблуждение. Мир, который мы видим, отличается от реального. Иногда очень сильно.

Другое время — другие песни. Например, о том, что в сегодняшнем мире вместо «спаси и сохрани» — «лайкни и перепости». Эпоха репостов. «Мы больше не испытываем необходимости создавать что-то, когда вокруг столько готового продукта. Зачем напрягаться? К чему думать? Все сделано за меня. Лайк. Репост. Забыли».

Как это выглядит в приложении к сегодняшнему разговору?

«За сутки в Италии коронавирус унес жизни четырех сотен человек». Это информация. Которая, родившись, начинает жить своей жизнью. Кочует с телеканала на телеканал, с сайта на сайт, из паблика в паблик, и еще, и еще… Она уже не зеркало, отражающее реальность. Десятки, сотни, тысячи зеркал, создающих реальность. Новую, гипертрофированную. Но это не все.

Большинство производить информацию перестало. Но не все. Настоящие производители — агентства, телеканалы, всевозможные блогеры, влогеры — имя им легион — не могут остаться в стороне. И репостить — ниже их достоинства. Они должны прокомментировать, высказать свое мнение, авторитетное. Поделиться чужим, авторитетным. Причем не просто сказать нечто веское, «истинное», но и свежее, чего нет у врагов и соперников. И вот ты уже — в фан-хаусе, «королевстве кривых зеркал», искажающих реальность.

В итоге коронавирус из невидимой глазу мерзкой заразы превращается в огроменную, во все небо всем известную тетку с косой. Легко ли удержать на месте «крышу»? Не поддаться паранойе?

Конечно, есть люди, в основном пожилые, которые реагируют на любую угрозу, подлинную или мнимую, покупкой мешка муки и ящика спичек. Но есть и другие, совсем не пожилые, которые реагируют на конкретную угрозу, о которой мы говорим, точно так же. И даже хуже.

Страх и ненависть в Лас-Вилейке

Мимо кладбища идет ночью девушка. Страшно трусит. Вдруг ее нагоняет какая-то фигура:
— Боитесь?
— Боюсь.
— Я, когда живой был, тоже боялся.
(свежий анекдот)

За неполные три месяца 2020 года на планете около 4-х с половиной миллионов человек умерли от сердечно-сосудистых заболеваний (в Беларуси — около 16 с половиной тысяч). Почти два с половиной миллиона — от рака (у нас около 4-х тысяч). Около 300 тысяч погибли в дорожно-транспортных происшествиях (около 140). Около 200 тысяч покончили жизнь самоубийством (около 450). Около 116 тысяч были убиты в семейных и «дружеских» разборках (около 70). А еще в нашей республике за это время без малого четыре сотни человек насмерть отравились алкоголем. В основном перепили.

Коронавирус за это время унес жизни 14,5 тысяч человек. В то время как грипп укокошил более 160 тысяч! Что ж мы по поводу гриппа не психуем? Дома не запираемся, землянки не копаем, гречу мешками не запасаем?

Как было замечено — не раз и не мной: COVID-19 — не приговор. Не смертельное заболевание. Умирает от него в худшем случае каждый двадцать пятый из заразившихся, остальные выздоравливают. Почему же он многих… да, что там — большую часть человечества — вгоняет в панику, а вышеприведенные цифры — ужасные, если вдуматься — свистят, как пули у виска? В смысле, мимо.

В первую очередь на ум приходит, что все вышеприведенные примеры — случаи частные, скажем так, каждый из нас — в своей лодке (в случаях с ДТП — в прямом смысле). Коронавирус же — случай (все)общий, лодка на всех — одна.

Во вторую очередь: во всех вышеприведенных случаях, даже в том, что касается гриппа, мы худо-бедно, но лодкой управляем. А в случае с COVID лодка — комар Жванецкого:
— А вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Он не летит. То есть он летит, но сам по себе, и плюет на вас.

«Зашвырнуть» коронавирус пока не получается. Он летит сам по себе и плюет на нас.
Некто возразит: если ты не управляешь лодкой коронавируса, это не значит, что ею никто не управляет. Есть же руководство, которое призвано править лодками вообще, этой, в частности, и вообще править! Но что показывает практика? Руководству верят далеко не все. В любой стране. Так заложено природой — его и отдельного гражданина. А к чему приводит отсутствие веры? Правильно, к скупке спичек и ТБ. А еще изо всех щелей появляются знатоки, у которых «есть друг в Минздраве», который сказал, что больницы города имярек уже не справляются с притоком заразившихся и вот-вот… см. Откровения Иоанна Богослова.

И еще — чтобы между нами не было недопонимания. Коронавирус не отменяет, а дополняет вышеупомянутые способы расстаться с жизнью. Не следует забывать о них.

Паб закрыт, все ушли на фронт

Если у вас мания преследования, это еще не значит, что за вами не следят.
(неизвестный автор)
Лидеры разных стран, не сговариваясь, утверждают: это война! Лучше с этим согласиться. Можно, конечно, считать, что ковид-19 — это фейк, провокация. Можно рассуждать, кто все это устроил, кому это выгодно. Но пока ты считаешь и рассуждаешь, люди мрут. Кое-где — как мухи. За то время, что я писал этот текст, число заразившихся увеличилось с 219-ти до 334-х тысяч. Число жертв — с неполных 9-ти до 14-ти с половиной тысяч.

Это война. Человечеству, знакомому, прости Господи, с алгоритмом действий при войне «оружной», незнакомая. И оно оказалось к ней не готово. Не считать же подготовкой случившуюся сотню лет назад эпидемию «испанки», которая унесла то ли 50, то ли 100 миллионов жизней.

Что делать? Утешать себя тем, что ты — не в группе риска? Да, чаще умирают старики, отягощенные другими болезнями. Но «чаще» — не значит «исключительно». Заражаются, болеют (тяжело), умирают все — без различий пола, возраста и расы. Кому будет легче, если ты или твои близкие «испортят» статистику?

Человеку свойственно надеяться на лучшее. Но мудрые издавна призывают при этом готовиться к худшему. Сегодня среди последних — китайские медики, которые, вроде, со своей частью работы справились. Потому что Китай отнесся к войне соответственно: ввел военное положение. Драконовские меры. Война — не дуэль, чтобы воевать по правилам.

Каковы главные враги воюющего? Не страх — страх мобилизует. Испугаться неплохо (бы). Паника и легкомыслие, беспечность. Они — прямой путь к поражению.
Не следует уподобляться героям известной пьесы Пушкина. Хотя бы потому, извините за пафос, что твое легкомыслие — это цена не только твоей, но и чужой жизни.
COVID-19 — не игра. Это всерьез. Позитив не спасает. Спасают, как на всякой войне, солидарность, единство, сплоченность. И терпение.
Берегите себя. Берегите близких и дальних. Я помолюсь за вас. А вот руки, извините, не подам!

Юрий Романов

Последние новости

Важные

Компания А1 расширила покрытие своей 4G-сети по всей Беларуси

25 апреля 2025
Читать новость
Общество

Онлайн круглый стол «Мы памятью своей сильны»

25 апреля 2025
Читать новость
Общество

Национальный конкурс «Предприниматель года»

25 апреля 2025
Читать новость
Безопасность

Слово специалистам. Отвечает участковый инспектор

25 апреля 2025
Читать новость
Лучшее - наше!

Качественный профиль белорусского производства

25 апреля 2025
Читать новость
Новости компаний

Профессионалы. Формула успеха семьи Лапиных

25 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем