Разговор на языке музыки, или Как выразить невыразимое
Кто-то из великих сказал: тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает. Это вполне можно отнести к могилевским ребятам, удостоенным званий стипендиатов и дипломантов специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Заочно познакомились с ними во время церемонии награждения юных талантов в горисполкоме. После чего отправились на очную встречу с дарованиями.
Девочка, которая поет
Итак, разрешите представить. Лауреат республиканского творческого радиоконкурса «Маладыя таленты Беларусі» Ульяна Тищенко. Петь девочка начала еще в детском саду. А затем пришла в 41-ю школу и вот уже семь лет занимается вокалом.
– Когда она пришла, я сразу поняла, что девочка – поющая. Тогда в ее диапазоне было 5-6 ноток, которыми она хорошо владела. Но благодаря своему трудолюбию и огромному желанию научиться петь, а также грамотно подобранному репертуару, Ульяна очень быстро расширила свой диапазон и приобрела определенные вокальные навыки, – говорит педагог Ульяны, руководитель вокально-хоровой студии «Созвездие» Инга Решко.
Ульяна участвовала в отборе на «Славянский базар» и вошла в десятку лучших вокалистов, отобранных в финал, в фестивале «Золотая пчелка» и во многих других международных конкурсах. Что касается радиоконкурса «Маладыя таленты Беларусі», то здесь была жесткая конкуренция. Дарования со всей Беларуси демонстрировали свои таланты. Но до финала доходят только трое. Ульяна была в их числе. Таким образом, она стала стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.
Девочка исполняет песни на русском, белорусском, английском, итальянском языках. Главное, говорит она, понимать, о чем ты поешь. Это очень важно, вторит ей наставник. От понимания смысла песни зависит характер ее исполнения, эмоции, даже подбор сценического костюма.
– Сцена – мой второй дом. Я очень люблю общаться со зрителями с помощью песни, – делится юная вокалистка.
– Ульяна приковывает к себе внимание. Она настолько эмоционально исполняет песни, что невозможно оторваться – хочется смотреть на нее, слушать и ждать, что же будет дальше, – продолжает Инга Решко. – Когда мы разговариваем, то можем выражать свои эмоции долго. В песне есть определенное количество слов, которыми нужно донести всю суть, подтекст песни до зрителя. И у Ульяши это получается. Представьте, 12-летний ребенок как будто проживает на сцене то, о чем поется в песне. И когда не только у меня, но и у зрителей на глаза наворачиваются слезы, это говорит о многом.
Ульяна очень человечная, добрая, порядочная, всегда придет на помощь. Она – талантливый человек, но при этом не кичится своим даром. Мне бы хотелось, чтобы все дети были такими. Ко всем в нашей студии я отношусь одинаково, передавая каждому свои знания и умения. Но если кто-то берет их на 30%, то Ульяша – на двести из ста возможных. Для меня она родной человечек, как дочь. Ее мама знает об этом, но не ревнует.
Педагог говорит, что юная артистка не только хорошо поет – у нее замечательные актерские способности. И если девочка решит поступать туда, где есть постановка мюзиклов, то из нее получится хорошая актриса.
Срывался голос мой высокий
Поговорили мы и о главном музыкальном инструменте девочки – голосе. Как удается сохранить чудное сопрано, ведь в этом возрасте происходит процесс ломки голоса?
– Чтобы голос был хорошим, надо следить за его гигиеной, беречь связки. Надо пить теплое молоко с маслом и медом, – делится рецептом Ульяна.
– У кого-то мутация голоса происходит в 10-12 лет. Но если с голосом работать, то есть постоянно петь, этот процесс проходит гораздо мягче. Ребенок взрослеет, но мы не слышим самой ломки, нет болезненного состояния на связках. Когда появляются симптомы именно мутации, а не простуды, мы немножко смягчаем нагрузку, работаем в щадящем режиме.
Кстати, к голосу Ульяны педагог относится очень трепетно, ведь на него влияет очень много факторов.
– Если девочка приходит грустная, беседуем, выясняем, что случилось. Выговорились – и начинаем работать. Надо, чтобы было хорошее настроение и огромное желание петь, – отмечает Инга Решко.
Ульяна Тищенко свою жизнь планирует связать с музыкой. Хочет спеть вместе с Аленой Ланской. Это еще впереди. А пока девочка, которая поет, исполняет песни только вживую. И это вызывает недоумение у некоторых функционеров от концертной деятельности, мол, как на сцену и без плюсовой фонограммы, а вдруг что? На это дуэт Инги и Ульяны отвечает: «У нас не бывает «вдруг», мы поем в любых условиях».
Творческие числитель и знаменатель
А через дорогу находится настоящее место «дислокации» талантов – «Могилевская городская гимназия № 1». Здесь располагается «штаб» вокального ансамбля «Арника».
– Идея создать ансамбль возникла в 2016 году, – говорит руководитель вокального ансамбля «Арника» Марина Акимова. – Я сама начинала свой творческий путь как участница ансамбля и всегда мечтала создать собственный. Моя мечта осуществилась. Мы начинали с 10 участников. На сегодняшний день коллектив расширился до трех возрастных групп и стал главным в моей работе. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы дети на моих занятиях были счастливы и получали удовольствие от процесса репетиций. Ведь когда занимаешься любимым делом, тогда и результат радует.
Про своих учеников Марина Акимова может говорить бесконечно. Все участники ансамбля серьезно занимаются музыкой: каждый из них уже не один год играет на музыкальном инструменте. Ребята из «Арники» стали лауреатами IX Республиканского творческого радиоконкурса «Маладыя таленты Беларусі» и были удостоены звания дипломантов специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Марина Акимова представила своеобразные визитки дипломантов.
Иван Каравицкий – единственный парень в старшей группе ансамбля. Для меня он – креатив и прорыв. Полуфиналист телевизионного проекта «Талент краiны 2019», а также лауреат международных и республиканских конкурсов (Казань, Россия, Польша, Беларусь).
Александра Карпенко – настоящее открытие. Очень талантливая и творческая ученица, обладательница абсолютного слуха. Помимо игры на фортепиано, увлекается игрой на укулеле (миниатюрная гавайская гитара). Александра также отличница учебы. Саша утверждает, что музыка от учебы не отвлекает, а наоборот, только помогает.
Анастасия Степанова – очень музыкальная и артистичная ученица. Ей не нужно говорить, как необходимо исполнить песню, она просто чувствует – и все.
Дарья Лановенко – нежность и целеустремленность. Аккуратно и уверенно идет к достижению высоких целей, без остановок и передышек, стремительно набирая темп. Недавно состоялась презентация песни «Крыўды» и клипа на нее. Эта композиция создана специально для Дарьи. В перспективе она мечтает сама написать песню.
А в качестве эпилога хочу привести слова Марины Акимовой, которые лаконично, но глубоко отражают смысл ее с ребятами деятельности.
– Победы, награды, титулы – это приятно, но самое важное, когда любимое дело вдохновляет на достижение даже самых невероятных целей.
Сергей Карпеков
Фото автора, из архивов Инги Решко, Марины Акимовой