Профильный класс: дверь в будущую профессию
Министерство образования анонсировало расширение сети профильных классов. Существенным образом увеличится количество классов профессиональной направленности и военно-патриотических. Если раньше в профильных классах можно было изучать на повышенном уровне физику, математику, иностранный язык, то сейчас спектр предметов очень широк, поэтому выбор у наших детей будет.
Широкий профиль
В начале 2000-х профилизация начиналась уже с 8 класса школы. Я училась в химико-биологическом классе могилевской гимназии № 2. Многие мои одноклассники стали врачами, кто-то выбрал профессию учителя химии и биологии, ведь профильные предметы преподавали лучшие педагоги, а факультативы проходили в МГУ им. А.А. Кулешова.
В могилевских школах профильных классов на третьей ступени общего среднего образования с каждым годом открывается все больше, причем речь идет не только о количестве, но и о разновидностях.
В средней школе № 46 есть класс правовой направленности, созданный под эгидой управления Следственного комитета по Могилевской области, в СШ № 2 по инициативе прокуратуры Могилевской области создан профильный класс «Юный прокурор». Инженерные классы совместно с БРУ и «Могилевоблгазом» планируют открыть на базе СШ № 18 и гимназии № 1, а в гимназии № 2 может появиться медицинский класс под патронажем Витебского медицинского университета.
С 2023/2024 учебного года по всей стране заработали инженерные классы. Специфику будущей профессии десятиклассники познают не только в теории, но и на практике. Для них по два часа в неделю проводят факультатив «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию».
Главной площадкой для обучения будущих инженеров стал Белорусско-Российский университет, с которым договоры о сотрудничестве заключили шесть школ города, где сформированы группы инженерной направленности с углубленным изучением математики и физики. Для этих ребят факультативные занятия проходят непосредственно в БРУ. В их распоряжении 16 учебных лабораторий с современным оборудованием!
Такой опыт, когда под крылом университета находятся сразу шесть школ, – прорывной в стране.
Машина времени для школьника
Мы попали на урок для будущих инженеров из средней школы № 21, на котором ребята изучали геодезический прибор теодолит и проектировали дорожный знак. Как пояснила старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги» Елена Шарыкина, в вузе эти темы изучаются на первом и даже на четвертом курсах, то есть сегодня у школьников есть возможность заглянуть в свое университетское будущее!
– Для того чтобы попробовать себя в профессии, важна профилизация, – считает Елена Шарыкина. – Некоторые абитуриенты не видят разницы между специальностями, не понимают, чем они буду заниматься на рабочем месте. А сейчас за два года ребята могут примерить на себя разные профессии. И они пользуются этой возможностью: задают множество вопросов, рассматривают приборы и даже спустя два часа занятия не хотят уходить из аудитории!
Одна из самых активных – Полина Куприянова.
– Мне нравятся математика и физика, а для обучения в вузе рассматриваю технические специальности. – поясняет она выбор профилизации. – Очень порадовала новость о том, что при успешном окончании профильного класса на ряд специальностей можно поступить без экзаменов!
С большим удовольствием на занятия в Белорусско-Российский университет ездит из средней школы № 40 и Никита Смоляков.
– Год назад нам в школе рассказали о возможности учиться в инженерном классе. Я записался и не жалею. Уже за этот год мы попробовали себя в 3D-моделировании, машиностроении, на факультете дорожного строительства. Удивил робот-сварщик! А так как в будущем рассматриваю Белорусско-Российский университет в качестве вуза, в котором хочу учиться, то льготы при поступлении очень радуют.
Большой отклик создание инженерных классов получило и среди школьных учителей. Могилевский государственный областной институт развития образования совместно с отделом по профориентационной и информационной работе БРУ даже организовал курсы повышения квалификации для педагогов, работающих в профильных классах инженерной направленности.
Планы на кадры
Процесс обучения для школьников в инженерных классах разбит на блоки.
– Первый – информационный. Школьники изучают многообразие инженерной деятельности. Второй – профориентационный. Дети знакомятся с конкретными профессиями, – отмечает начальник отдела по профориентационной работе Белорусско-Российского университета Виктория Юркова.
На третьем этапе они посещают предприятия, университетские научные лаборатории. По окончании курса даже сдают мини-дипломную работу.
– К моменту поступления абитуриент подходит уже с четким пониманием, какую специальность, почему и для чего он хочет освоить, – добавляет Виктория Юркова. – Благодаря проводимой работе мы видим ребят, которые, возможно, в будущем придут к нам учиться; они знакомятся с преподавателями, университетом.
Как показывает практика, растят для себя кадры не только университеты, но и будущие работодатели. В рамках факультативных занятий ребят приглашали на экскурсии в институт «Могилевгражданпроект», «Технолит», «Могилевтрансмаш», «Могилевлифтмаш» и другие предприятия города, на которых их ждут уже дипломированными специалистами.
Синица в руке
Кстати, выпускникам инженерных классов поступить в технический университет станет еще проще!
По окончании факультатива «В мире техники и технологий» школьники получат соответствующую запись в аттестате. И если там по спецпредметам (математике и физике) оценки будут не ниже 8, а по другим – 7 и выше, то выпускники смогут поступить на ряд технических специальностей без вступительных испытаний!
Десятиклассники поступают в инженерные классы и группы на конкурсной основе. Главное требование – средний балл должен быть не ниже 7. Такой же минимум определен для отметок по учебным предметам, которые старшеклассники будут изучать на повышенном уровне.
* * *
Кто-то уже в 10 классе делает выбор в пользу будущей профессии, а некоторые и в 30 лет не знают, «кем станут, когда вырастут». Я, например, проучившись в химико-биологическом классе, четко поняла, что это не моя специализация, и пошла в другом направлении. Согласитесь, лучше быть увлеченным журналистом, чем плохим врачом! и что было бы, если бы у меня не было возможности прикоснуться к будущей профессии? А профильные классы как раз и помогают понять, какая она – профессия в реальности, попробовать себя в ней и сделать осознанный выбор специальности при поступлении в вуз.
Екатерина ЛЬДОВА