Могилевскую святыню нашли в Орле
История неохотно раскрывает свои тайны. Порой она подбрасывает загадки, ответы на которые становятся новой загадкой. Найдя могилу младенца Александра Пушкина, историк Галина Беляева окунулась в изучение темы надгробий могилевских кладбищ, отыскала архив Великого князя Николая Романова и нашла плиту из взорванного могилевского собора… в Орле.
Пазл из событий
– В 2013 году мы с учениками узнали, что на одном из могилевских кладбищ похоронен младенец Александр Пушкин, – начинает издалека рассказ заместитель директора СШ №34 Галина Беляева. – Было очень интересно, что это за человек и какое он имеет отношение к русскому классику.
Юный тезка к поэту никакого отношения не имел, однако исследовательская работа так захватила школьников и педагога, что за полгода они обошли Воскресенское, Еврейское, Карабановское, Машековское, Польское, Успенское кладбища переписали, сфотографировали и внесли в список почти 300 могил. Однако их время терзали сомнения: неужели до них подобную работу никто не проводил? И после долгих поисков Галина Николаевна узнала, что больше 100 лет назад подобные исследования уже велись.
В начале XX века известный ученый и историк Великий князь Николай Михайлович Романов (дядя царя Николая II) дал священникам распоряжение переписать надгробия дворян, духовенства, общественных деятелей со всех кладбищ, монастырей, церквей Российской империи. Данные собрали, а вот опубликовать успели лишь одну книгу «Русского провинциального некрополя». Началась Первая мировая война, потом революции, и том с данными из белорусских епархий не издали. Однако Галине Беляевой через шесть лет поисков удалось найти эти записи в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.
– Все материалы по белорусским епархиям переписала, дополнила собранными мной сведениями, издала книгу «Неопубликованный Русский провинциальный некрополь Николая Михайловича Романова». Тогда же узнала о надгробиях в могилевской Спасо-Преображенской церкви. Одно из них принадлежало захоронению архиепископа Могилевского и Мстиславского Евсевия (Орлинского), – «закручивает» детективный сюжет историк.
Историческое отступление
Впервые деревянная Спасо-Преображенская церковь упоминается в 1478 году. При ней располагались строения с монастырскими кельями. Горела и восстанавливалась святыня несколько раз, в 1748 году на ее месте построили каменную церковь. Но снова пожар. В результате по приглашению архиепископа Георгия Конисского виленский архитектор Иоганн Криштоф Глаубиц возвел собор в стиле барокко. Собор составлял крестово-купольный храм с традиционным для культуры барокко двухбашенным главным фасадом. Интерьер храма был богато украшен росписью, в исполнении него принимали участие мастера Мирон Пигаревич и Петр Слижик. В 1762-1785 годах рядом с культовым зданием возвели Архиерейский дворец, семинарию и консисторию. В 1918-м монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны здания церкви пострадали, а в 50-е годы прошлого века их снесли.
– Сегодня на этом месте располагается управление Следственного комитета, – поясняет Галина Беляева. – Не осталось никаких следов, только описания могил почивших и похороненных в храме священнослужителей, которые получила в архиве .В документах нашла интересный рапорт, где была информация о том, что в Спасо-Преображенской церкви были похоронены могилевские архиепископы Георгий Конисский и Евсевий и епископ Виталий Гречулевич, – продолжает она.
Могилевский архиепископ Евсевий родом из Тульской губернии. В 1850-1856 годах он возглавлял Самарскую епархию, в 1856-1860-х – Иркутскую. На последнем месте только за год его служения православие приняли 720 бурятов из 10 тысяч. А чтобы местные могли понимать слово Божие, он советовал тамошнему духовенству проповедовать на национальных языках, ввел в программу изучения Иркутской духовной семинарии монгольский язык и очень хотел, чтобы священники изучали медицину.
В Могилевскую епархию священнослужитель попал в 1860 году. Как архиепископ Могилевский и Мстиславский, учитывал нужды своей разнородной паствы, люди уважали его за доброту и отеческое отношение.
– Это был очень сложный для губернии период. Шла негласная борьба между тремя конфессиями – православием, католицизмом и униатством, – рассказывает историк. – Вместе с тем отец Евсевий сделал много для просвещения населения. Считается, что у истоков российской педагогики стоял Константин Ушинский. Но еще за несколько десятилетий до него первые работы по воспитанию детей написал отец Евсевий, или, как его называли по-светски, Ефим Поликарпович Орлинский. Его также знают как основателя Иверского женского монастыря в Самаре и мужского Спасо-Преображенского в городе Бузулуке (сегодня – Оренбургская область России).
Всему свое время
Пока историк готовила к изданию книгу «Неопубликованный русский провинциальный некрополь Николая Михайловича Романова», на нее вышли краеведы и сообщили, что в Орле на кладбище находится плита Могилевского архиепископа.
– Это была невероятная информация, – заново переживает те чувства Галина Беляева. – Пазлы потихоньку стали собираться в общую картину.
Есть несколько версий, как плита попала в Орел (от него до Могилева около 460 километров). Местные краеведы предполагают: ее могли использовать в качестве строительного материала. Нашли плиту среди бытового мусора на окраине Орла, рядом железнодорожная станция. Судя по документам, в то время, когда сносили Спасо-Преображенскую церковь, в этом районе Орла мостили улицу.
– Практика использовать строительный мусор на новом объекте существовала давно, – рассуждает собеседница. – Есть и другая: верующие люди, возможно, родственники вывезли плиту из Могилева.
Галина Беляева занялась организацией экспедиции в Орел, но сложившаяся на то время эпидемиологическая ситуация затормозила работу. Очередной поворот дело получило в этом году. В апреле с историком связались представители Могилевской епархии Белорусской православной церкви.
– Они получили письмо из Орловского краеведческого музея за подписью старшего научного сотрудника Анны Шатеевой, – продолжает исследователь. – Протоиерей церкви Иоанна Предтечи отец Владимир (Сергеев) и пономарь Сергей Зайцев сообщали: плита лежит на местном кладбище и духовенство хочет передать ее в Могилев. Меня поддержали председатель Могилевского горисполкома Александр Студнев, депутатский корпус во главе с Максимом Гуриным. Консультировались со специалистами Министерства культуры, как действовать. Помог нам начальник управления по охране исторического наследия Орловской области Иван Алтухов. Плита, к счастью, не попала в список местных культурных ценностей, поэтому проблем с ее вывозом не возникло.
В России представители белорусской делегации Галина Беляева, сотрудник Могилевской епархии Александр Емельянов и могилевчанка Елена Вепринцева встретились с Тихоном, митрополитом Орловским и Болховским.
Особенно рады белорусам были в краеведческом музее. Анна Шатеева потом в своем аккаунте написала: «Приезжали гости из Беларуси. Я под таким впечатлением! Это совершенно другие люди, чистые, позитивные. Люди из Белой Руси. Они приехали с такой радостью и миром, который обнимает. Я чуть-чуть помогла, написала в Беларусь письмо, чтобы плита архиепископа Евсевия попала на родину, а люди приехали с благодарностью… Хочется после таких встреч быть светлыми, радостными и всех любить».
Нити судеб
– Орел и Могилев на самом деле многое связывает, – собирает нити судеб Галина Беляева. – В феврале 1918 года ставка русской армии в Могилеве переехала в Орел. В 1941 году при защите Кричева геройски погиб уроженец Орловщины Николай Сиротинин. Жителям приятно было узнать, что память о них земляка почитается в Беларуси. И вот теперь в Орле нашлась частичка могилевской истории.
Плиту с могилы архиепископа Евсевия привезли в Могилев и планируют передать в музей истории Могилева, как в наиболее близкое к бывшему Спасо-Преображенскому храму место.
– Мне теперь не дает покоя информация, что рядом с захоронением отца Евсевия располагалась могила святого Георгия Конисского. В музее мне рассказали, что при реставрации тамошнего моста через Оку в фундаменте одной из опор нашли обломки надгробий, – не собирается останавливаться в поиске Галина Беляева. – Орловская сторона организовала съемки на местном телеканале, чтобы мы могли поделиться впечатлениями и обратиться просьбой помочь дальше размотать клубок истории. Плита архиепископа Евсевия пролежала на кладбище примерно 30 лет. К сожалению, имена тех людей, которые передали Орловской епархии плиту, неизвестны. И очень хотелось бы, чтобы они откликнулись. Кто знает, может, удастся найти надгробие Георгия Конисского, его мощи и, тем самым, перевернуть еще одну страницу могилевской истории…
Екатерина ЛЬДОВА
Фото автора