Темы

Могилевскую святыню нашли в Орле

Могилевскую святыню нашли в Орле

История неохотно раскрывает свои тайны. Порой она подбрасывает загадки, ответы на которые становятся новой загадкой. Найдя могилу младенца Александра Пушкина, историк Галина Беляева окунулась в изучение темы надгробий могилевских кладбищ, отыскала архив Великого князя Николая Романова и нашла плиту из взорванного могилевского собора… в Орле.

Пазл из событий

– В 2013 году мы с учениками узнали, что на одном из могилевских кладбищ похоронен младенец Александр Пушкин, – начинает издалека рассказ заместитель директора СШ №34 Галина Беляева. – Было очень интересно, что это за человек и какое он имеет отношение к русскому классику.

Юный тезка к поэту никакого отношения не имел, однако исследовательская работа так захватила школьников и педагога, что за полгода они обошли Воскресенское, Еврейское, Карабановское, Машековское, Польское, Успенское кладбища переписали, сфотографировали и внесли в список почти 300 могил. Однако их время терзали сомнения: неужели до них подобную работу никто не проводил? И после долгих поисков Галина Николаевна узнала, что больше 100 лет назад подобные исследования уже велись.

В начале XX века известный ученый и историк Великий князь Николай Михайлович Романов (дядя царя Николая II) дал священникам распоряжение переписать надгробия дворян, духовенства, общественных деятелей со всех кладбищ, монастырей, церквей Российской империи. Данные собрали, а вот опубликовать успели лишь одну книгу «Русского провинциального некрополя». Началась Первая мировая война, потом революции, и том с данными из белорусских епархий не издали. Однако Галине Беляевой через шесть лет поисков удалось найти эти записи в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.

– Все материалы по белорусским епархиям переписала, дополнила собранными мной сведениями, издала книгу «Неопубликованный Русский провинциальный некрополь Николая Михайловича Романова». Тогда же узнала о надгробиях в могилевской Спасо-Преображенской церкви. Одно из них принадлежало захоронению архиепископа Могилевского и Мстиславского Евсевия (Орлинского), – «закручивает» детективный сюжет историк.

Историческое отступление

Впервые деревянная Спасо-Преображенская церковь упоминается в 1478 году. При ней располагались строения с монастырскими кельями. Горела и восстанавливалась святыня несколько раз, в 1748 году на ее месте построили каменную церковь. Но снова пожар. В результате по приглашению архиепископа Георгия Конисского виленский архитектор Иоганн Криштоф Глаубиц возвел собор в стиле барокко. Собор составлял крестово-купольный храм с традиционным для культуры барокко двухбашенным главным фасадом. Интерьер храма был богато украшен росписью, в исполнении него принимали участие мастера Мирон Пигаревич и Петр Слижик. В 1762-1785 годах рядом с культовым зданием возвели Архиерейский дворец, семинарию и консисторию. В 1918-м монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны здания церкви пострадали, а в 50-е годы прошлого века их снесли.

– Сегодня на этом месте располагается управление Следственного комитета, – поясняет Галина Беляева. – Не осталось никаких следов, только описания могил почивших и похороненных в храме священнослужителей, которые получила в архиве .В документах нашла интересный рапорт, где была информация о том, что в Спасо-Преображенской церкви были похоронены могилевские архиепископы Георгий Конисский и Евсевий и епископ Виталий Гречулевич, – продолжает она.

Могилевский архиепископ Евсевий родом из Тульской губернии. В 1850-1856 годах он возглавлял Самарскую епархию, в 1856-1860-х – Иркутскую. На последнем месте только за год его служения православие приняли 720 бурятов из 10 тысяч. А чтобы местные могли понимать слово Божие, он советовал тамошнему духовенству проповедовать на национальных языках, ввел в программу изучения Иркутской духовной семинарии монгольский язык и очень хотел, чтобы священники изучали медицину.

В Могилевскую епархию священнослужитель попал в 1860 году. Как архиепископ Могилевский и Мстиславский, учитывал нужды своей разнородной паствы, люди уважали его за доброту и отеческое отношение.

– Это был очень сложный для губернии период. Шла негласная борьба между тремя конфессиями – православием, католицизмом и униатством, – рассказывает историк. – Вместе с тем отец Евсевий сделал много для просвещения населения. Считается, что у истоков российской педагогики стоял Константин Ушинский. Но еще за несколько десятилетий до него первые работы по воспитанию детей написал отец Евсевий, или, как его называли по-светски, Ефим Поликарпович Орлинский. Его также знают как основателя Иверского женского монастыря в Самаре и мужского Спасо-Преображенского в городе Бузулуке (сегодня – Оренбургская область России).

Всему свое время

Пока историк готовила к изданию книгу «Неопубликованный русский провинциальный некрополь Николая Михайловича Романова», на нее вышли краеведы и сообщили, что в Орле на кладбище находится плита Могилевского архиепископа.

– Это была невероятная информация, – заново переживает те чувства Галина Беляева. – Пазлы потихоньку стали собираться в общую картину.

Есть несколько версий, как плита попала в Орел (от него до Могилева около 460 километров). Местные краеведы предполагают: ее могли использовать в качестве строительного материала. Нашли плиту среди бытового мусора на окраине Орла, рядом железнодорожная станция. Судя по документам, в то время, когда сносили Спасо-Преображенскую церковь, в этом районе Орла мостили улицу.

– Практика использовать строительный мусор на новом объекте существовала давно, – рассуждает собеседница. – Есть и другая: верующие люди, возможно, родственники вывезли плиту из Могилева.

Галина Беляева занялась организацией экспедиции в Орел, но сложившаяся на то время эпидемиологическая ситуация затормозила работу. Очередной поворот дело получило в этом году. В апреле с историком связались представители Могилевской епархии Белорусской православной церкви.

– Они получили письмо из Орловского краеведческого музея за подписью старшего научного сотрудника Анны Шатеевой, – продолжает исследователь. – Протоиерей церкви Иоанна Предтечи отец Владимир (Сергеев) и пономарь Сергей Зайцев сообщали: плита лежит на местном кладбище и духовенство хочет передать ее в Могилев. Меня поддержали председатель Могилевского горисполкома Александр Студнев, депутатский корпус во главе с Максимом Гуриным. Консультировались со специалистами Министерства культуры, как действовать. Помог нам начальник управления по охране исторического наследия Орловской области Иван Алтухов. Плита, к счастью, не попала в список местных культурных ценностей, поэтому проблем с ее вывозом не возникло.

В России представители белорусской делегации Галина Беляева, сотрудник Могилевской епархии Александр Емельянов и могилевчанка Елена Вепринцева встретились с Тихоном, митрополитом Орловским и Болховским.

Особенно рады белорусам были в краеведческом музее. Анна Шатеева потом в своем аккаунте написала: «Приезжали гости из Беларуси. Я под таким впечатлением! Это совершенно другие люди, чистые, позитивные. Люди из Белой Руси. Они приехали с такой радостью и миром, который обнимает. Я чуть-чуть помогла, написала в Беларусь письмо, чтобы плита архиепископа Евсевия попала на родину, а люди приехали с благодарностью… Хочется после таких встреч быть светлыми, радостными и всех любить».

Нити судеб

– Орел и Могилев на самом деле многое связывает, – собирает нити судеб Галина Беляева. – В феврале 1918 года ставка русской армии в Могилеве переехала в Орел. В 1941 году при защите Кричева геройски погиб уроженец Орловщины Николай Сиротинин. Жителям приятно было узнать, что память о них земляка почитается в Беларуси. И вот теперь в Орле нашлась частичка могилевской истории.

Плиту с могилы архиепископа Евсевия привезли в Могилев и планируют передать в музей истории Могилева, как в наиболее близкое к бывшему Спасо-Преображенскому храму место.

– Мне теперь не дает покоя информация, что рядом с захоронением отца Евсевия располагалась могила святого Георгия Конисского. В музее мне рассказали, что при реставрации тамошнего моста через Оку в фундаменте одной из опор нашли обломки надгробий, – не собирается останавливаться в поиске Галина Беляева. – Орловская сторона организовала съемки на местном телеканале, чтобы мы могли поделиться впечатлениями и обратиться просьбой помочь дальше размотать клубок истории. Плита архиепископа Евсевия пролежала на кладбище примерно 30 лет. К сожалению, имена тех людей, которые передали Орловской епархии плиту, неизвестны. И очень хотелось бы, чтобы они откликнулись. Кто знает, может, удастся найти надгробие Георгия Конисского, его мощи и, тем самым, перевернуть еще одну страницу могилевской истории…

Екатерина ЛЬДОВА

Фото автора

Последние новости

Культура

Фестиваль творчества инвалидов соберет в Могилеве участников из Беларуси и России

5 ноября 2024
Читать новость
Спорт

«Могилев» vs «Локомотив»: 1:1 в мини-серии

5 ноября 2024
Читать новость
Общество

В осенний период в Могилеве высадят более 9 тыс. деревьев и кустарников

5 ноября 2024
Читать новость
Важные

“Расслабляться ни в коем случае не надо”. Лукашенко об избирательной кампании в Беларуси

5 ноября 2024
Читать новость
Общество

Профессия судебного эксперта престижна и уважаема – присоединяйся к команде!

5 ноября 2024
Читать новость
Важные

В Могилеве образованы две территориальные комиссии по выборам Президента

5 ноября 2024
Читать новость

Рекомендуем