ТЭЦ-2: между прошлым и будущим
В сентябре полвека исполнилось ТЭЦ-2. Это знаковое событие для всего Могилева, поскольку значение теплоэлектроцентрали для горожан трудно переоценить. Трубы ТЭЦ видны практически из любой точки города. Однако филиал МТЭЦ-2 РУП «Могилевэнерго» – это не только трубы, цеха, котлы, турбины, градирни… Это люди.
Те, про которых в известной песне поется: «Тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня!» И это не преувеличение.
Сегодня мы постараемся рассказать про некоторых из них. Про тех, которые творили историю ТЭЦ-2 и сами стали ее историей. Причем не только ее прошлым, но настоящим и будущим. Таких людей принято называть «династия». На ТЭЦ могли бы сказать – «наша семья», «наш род».
Род Тарасевичей
Владимир Алексеевич:
– Мой отец прошел всю войну – танкистом, ранен был, закончил ее в Кенигсберге. Был директором школы. Грамотный человек, многое понимал. Когда старший брат Лев закончил школу и пришло время выбирать, куда двигаться дальше, батя предложил: «Давай, сын, энергетику штурмовать!» И брат пошел в Белорусский политехнический институт.
Когда я закончил 10 классов и такой же вопрос – что делать дальше? – коснулся меня, отец сказал: «Давай по стопам брата!» Я пошел в Гомельское училище электротехники. В 1972 году я его закончил, и нас направили по распределению в Горки, в энергоцех монтажного управления. А оттуда – на строительство Ульяновской ТЭЦ, ее как раз создавали для ВАЗа. Это было в марте, а в ноябре меня призвали в армию. Служил в ракетных войсках в Казахстане. Но еще до армии было понятно, что энергетику мне бросать не стоит. Поэтому я, как и брат, поступил в политехнический институт, но не на электрофак, а на тепловые энергетические станции и в 1980-м его закончил. Во время учебы в институте женился, в 1979-м родился старший сын Андрей. Поэтому мы искали по распределению такое место, чтобы было жилье. Так и попали в Могилев на ТЭЦ-2. Пришел, как это обычно было, инженером. Потом в котлотурбинном цеху был сначала машинистом-обходчиком, затем щитовым, старшим машинистом. А в 1982 году сдал экзамен на должность начальника смены котлотурбинного цеха. В 1984 году начальник производственно-технического отдела Иван Иванович Змушко предложил перейти в ПТО заместителем начальника, и я согласился. А когда в 1987 году он уехал на Бобруйскую ТЭЦ главным инженером, меня назначили начальником производственно-технического отдела. Одна из главных задач, которую нам пришлось решать, – перевод котлов с мазута на газ. Да много чего пришлось делать… Затем из начальника ПТО стал заместителем главного инженера. С этой должности и ушел на пенсию. Сейчас возглавляю совет ветеранов Могилевской ТЭЦ-2.
Когда мой старший сын закончил 8 классов, сказал: «Я пойду в техникум». А мой отец и говорит: «Иди тогда, внук, в энергетику!»
Андрей:
– В энергетику я попал по совету отца, однозначно. Сразу закончил техникум по специальности электроснабжение, пришел на ТЭЦ электрослесарем в электроцех. Потом поступил в наш технологический институт, даже закончил первый курс. Но окончательно понял, что свяжу жизнь с энергетикой. Поэтому перевелся в БНТУ на ту же специальность – электроснабжение. Закончил, работал мастером. А когда недавно на ТЭЦ была серьезная ротация кадров, меня назначили заместителем начальника цеха.
Дмитрий:
– Я закончил 11 классов и поступил в наш технологический институт на специальность «машины и аппараты». Закончил, поработал по распределению и… тоже решил пойти в энергетику. Работал на котельной РК-2 на Минском шоссе, сначала машинистом, затем начальником смены. А когда котельную закрыли, пришел на ТЭЦ – мастером в цех централизованного ремонта. Четвертый год тружусь. А вообще в энергосистеме уже 12-й год.
Владимир Алексеевич:
– Жена старшего сына Ирина работала в детском саду. Ее отец – энергетик, всю жизнь проработал в энергоцеху на «Химволокно». Вот и Ирина решила связать судьбу с энергетикой. Ее приняли в санитарную лабораторию лаборантом.
Вся семья в этой отрасли! Суммарный стаж на ТЭЦ – больше 70 лет. А в энергетике и того больше: у меня – 36 лет, у Андрея – уже 21, у Димы – 15, у Ирины – 10.
Конечно, время на месте не стоит. Станция будет обновляться, персонал меняться. Но что бы ни было, а город нужно обогреть. Поэтому ТЭЦ будет существовать и работать, пока живет город.
Что останется после меня
Род Мазуревичей
Александр Борисович:
– Пришел на ТЭЦ после армии, в 1973 году. Я тогда на Юбилейном жил. Через Днепр смотришь: что-то там такое растет. Заинтересовался, приехал на «пятерке», в цех зашел, посмотрел и… остался. Люди тогда были нужны. Взяли меня в котельный цех на должность машиниста котлов. Отец тогда надо мной подтрунивал: «Кочегар!» Я не обижался – кочегар, так кочегар. Никогда не стыдился выбранной профессии и никогда не жалел, что ее выбрал, хотя можно было найти и более денежную.
Я, по тогдашней «моде», закончил 8 классов. Знаний не хватало, поэтому пошел вначале в вечернюю школу – в районе «Строммашины», а потом поступил в Борисовский политехнический техникум на энергетическое отделение. На ТЭЦ семь лет отработал машинистом. Потом был машинистом щита, старшим машинистом. Затем стал начальником смены, заместителем начальника цеха, правда, уже в другом подразделении, и до пенсии проработал. Сегодня на станции трудятся два сына и старшая невестка.
Максим:
– Я работал мастером на «Могилевдреве». Но пришли такие годы, когда предприятия распадались, закрывались. Наступили тяжелые времена и у нас. Однажды отец предложил пойти работать к ним на ТЭЦ. Я подумал и пошел. И вот уже 17 лет работаю в котлотурбинном цеху в турбинном отделении машинистом щита. На ТЭЦ работает и моя супруга.
Елена:
– Я уже девять лет работаю в химцеху аппаратчиком химводоочистки. А начинала с уборщицы…
Антон:
– У меня с самого детства перед глазами был пример отца. Так что я специальность выбирал уже целенаправленно. После 9-ти классов пошел в техникум, стал электриком. Затем поступил в машиностроительный институт. После окончания попал по распределению в Могилевские электрические сети, работал на подстанции на Чаусском шоссе. Но за три года работы там подустал от однообразия. Поговорил с отцом, что хотел бы перейти на ТЭЦ. И когда появилась возможность, прошел собеседование. меня приняли. В 2008 году получил второе высшее образование и теплоэнергетическую специальность. Сегодня работаю начальником смены котельного отделения котлотурбинного цеха.
Александр Борисович:
– Старший внук тоже решил стать энергетиком. После окончания лицея поступил в гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого на энергетический факультет, учится на третьем курсе, получает повышенную стипендию. Выбранная дорога ему нравится.
За 50 лет существования ТЭЦ, конечно, многое изменилось. С 1996 года мы стали работать на газу вместо мазута. Условия труда улучшились. В цеху даже светлее стало. Во всем городе экология улучшилась. Но при необходимости можем и мазутом топить. Главное, чтобы котлы не останавливались. И они не будут останавливаться ни в коем случае! А значит, и ТЭЦ будет работать, и тепло у людей всегда будет.
Я всегда говорил детям и говорю внукам, что профессия энергетика во все времена будет востребована. А если ты чего-то не знаешь или не понимаешь, нужно учиться, повышать профессиональный уровень. Учиться никогда не поздно. Тем более, сейчас для начальника смены высшее образование – обязательно. И машинисту щита надо уметь «мышкой» управлять. Его уже кочегаром не назовешь…
Получается, что я стал основателем династии: до меня же из нашей семьи в энергетике никто не работал.
Успех работы филиала определяется работающими на нем специалистами. Чем в этом смысле хороша династия: опыт, навыки, профессиональная гордость передаются от поколения к поколению. Представители династий, как правило, легко адаптируются в коллективе. Они приходят на станцию осознанно. Так что, думаю, династии надо приветствовать и выращивать. Наша администрация это понимает и помогает. Поэтому семейный подряд, по-советски говоря, в нашем филиале не затухает. А стаж работы нашей семьи на ТЭЦ-2 – более 80 лет.
Юрий Романов