Машиностроитель с большой буквы
В эту пятницу, 12 июня, звон хрусталя оповестит о 90-летнем юбилее могилевчанина Николая Кононовича Балюты, чье имя у старшего поколения на слуху: так ведь 20 лет возглавлял в нашем городе на Днепре гигант машиностроения – автозавод им.Кирова и еще 5 лет – «Могилевтрансмаш».
Правда, когда в 1959-м специалист-автомобилестроитель Н.К. Балюта Советом народного хозяйства БССР назначили директором в Могилев, предприятие, куда его «бросили на укрепление», называлось заводом подъемно-транспортного оборудования. И «Трансмаш» в 1981-м, когда Николая Кононовича назначили директором строящегося завода, был «Могилевсельмашем». Время вносит свои коррективы в судьбы и предприятий, и людей. Сегодня наш герой – пенсионер республиканского значения, за самоотверженный труд награжденный орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета, в числе десятка медалей имеет и «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-1945», награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР, имеет министерские знаки отличия. А вместе с тем главный знак отличия этого масштабного, без преувеличения будет сказано, человека в принципиальном, деятельном подходе к жизни. Работу на производстве сочетал с участием в общественной жизни завода и города. На протяжении многих лет, а трудовой стаж Николая Кононовича превышает 60 лет, избирался депутатом районного Совета в течение четырех созывов, областного Совета – двух созывов, Верховного Совета БССР восьмого созыва, где выполнял без отрыва от основной деятельности обязанности председателя комиссии по транспорту и связи Верховного Совета БССР. За создание и освоение производства самосвальных автопоездов для работы в подземных условиях Николай Кононович удостоен звания лауреата Государственной премии Беларуси.
Наверное, потому, что помню этого энергичного, деятельного человека из своего детства, пишется о нем так легко. Поясню. С его младшим сыном – Сашей мы одногодки. Уже во время подготовки этого материала узнала, что, к сожалению, ушел из жизни в 50… Из одного двора – дома рядом, мы часто компанией гуляли вместе в сыщиков-разбойников. Саша чернявый, круглощекий, старший брат Сергей – рыжеволосый. Удивительно приятной была мама мальчиков – Маргарита Николаевна. Работала она в отделе по труду и зарплате «Строммашины», а у окон своей многоэтажки – «дома ученых», его и сегодня так называют, высаживала ромашки, анютины глазки. Мы – девочки – с удовольствием бегали с ведерочком за водой, помогали с поливкой, еще какие-то поручения выполняли. Случалось, в это время подъезжала служебная «Волга», из которой выходил наш герой – Николай Кононович, в строгом костюме, белой рубашке, галстуке, с папочкой под мышкой, направлялся к подъезду, а тетя Рита – Маргарита Николаевна – прерывалась со своими цветочными заботами и спешила домой, мол, может, удастся покормить мужа, разогреть ему обед… (К сожалению, в 1997-м ушла из жизни). Папа Саши часто бывал в командировках, в том числе и заграничных. Это сегодня жвачкой никого не удивить, а в 70-х двадцатого столетия для детворы жвачка, джинсы, полиэтиленовый пакет с яркими надписями были вожделением!
От Саши перепадало жвачек и мне, и моим подружкам. Я догадывалась, что папа Саши какой-то важный начальник.
Это наше детство было беззаботным: хочешь в кино – благо «Октябрь» рядом! Мороженое, конфеты… На асфальте рисовали классики, прыгали через резиночку… Пока домой не загонят!
В юности нашего юбиляра – Николая Кононовича Балюты, многое было иначе уже потому, что 9 классов окончил как раз в 1941-м, и это говорит само за себя. Родом их семья из села Царицын Кут Васильевского района Запорожской области. Отец трудился бригадиром-монтажником в тресте «Запорожстрой». С началом войны постановлением правительства предприятие эвакуировали в город Чеваркуль Челябинской области, где строили военный завод 701. Тут и начиналась трудовая биография тогда еще несовершеннолетнего Николая.
Шел 1942-й год… Трудился парнишка светокопировщиком, десятником-строителем, нормировщиком ремонтно-строительного цеха №14 наравне со взрослыми. Уже после войны заканчивал 10-й класс вечерней школы. В 1946 году Николай Балюта поступил в Запорожский автомеханический институт, после окончания которого и был направлен в Беларусь, на Минский автомобильный завод. Молодой специалист вырос до начальника цеха сборки и испытания автомобилей. В эти годы встретилась и любовь всей его жизни, женился, родился старший Сергей. Кстати, оба сына Николая Кононовича, забегая вперед, скажу, не только отлично учились в школе, но и с успехом закончили впоследствии Московский институт международных отношений, недосягаемый для многих по тем временам МГИМО! Гены!
Что касается главы семейства – Николая Кононовича Балюты, и в инженерах-технологах, старших технологах главного конвейера Минского автомобильного, замначальника цеха, уже будучи начальником цеха сборки и испытания автомобилей, как свидетельствует «история», «фонтанировал» идеями, задумками. При его непосредственном участии разрабатывались многие технологические процессы сборки на главном конвейере автомобилей МАЗ-205, МАЗ-200… Под его руководством в цехе сборки и испытания создавался кабинет по подготовке и обучению специалистов (мастеров, бригадиров, испытателей). Высококвалифицированными не рождаются, ими становятся, когда обучающая составляющая на высоте. А умение и опыт позволяли ежемесячно выполнять задания и планы, вливаясь в успех предприятия, страны.
Как уже упоминала выше, назначение в наш периферийный Могилев из столицы не испугало. На Могилевском автомобильном заводе в его бытность создается конструкторский отдел по автомобилям, тягачам, строительно-дорожным машинам, что позволило предприятию совершенствоваться, двигаться вперед. Здесь и специализация, и реконструкция, дальнейшее строительство подтягивались в заданном русле. В течение короткого времени разработаны, успешно проведены государственные испытания, поставлены на серийное производство одноосный тягач МоАЗ-546 с полуприцепным скрепером Д-357П, автомобиль-самосвал г/п 20 т, самосвальный автопоезд МОАЗ 6401-9585 грузоподъемностью 20 т для горнорудной промышленности с нейтрализацией выхлопных газов. Это был Советский Союз с бурным промышленным развитием! На международной выставке «Агромашэкспо-73» в Будапеште их скрепер был удостоен золотой медали! Впервые в Союзе (у нас в Могилеве!) была разработана и техдокументация, налажен выпуск самосвалов, автопоездов для подземных работ по многим характеристикам, не уступающим заокеанским образцам! За разработки государство отметило группу работников завода Государственной премией в области науки и техники. Все эти успехи Могилевского автомобильного завода, руководил которым Николай Кононович Балюта, знаковы еще и потому, что это время больших строек: Байкало-Амурская магистраль, Камский автомобильный комплекс, завод «Атоммаш» и другие, где активно задействовалась техника Могилевского автомобильного. Она же широко использовалась в шахтах горно-металлургических комбинатов Казахской ССР, Каракалпакской АССР и др. Сотрудничество с десятками предприятий Магнитогорска, Новоострошска Оренбургской области, Запорожья, краматорского, ижевского, ждановской «Азовстали» – все это «география» того времени! В 20 стран мира экспорт продукции! На Кубе, например, их автоскреперы использовали на строительстве дорог, в Ираке – оросительных систем, Венгрии – строительстве гражданских аэродромов. Сотрудничество с Белорусским тракторным, автомобильным заводами тех лет, как видим, еще и мостик в сегодняшний день предприятия. Кутаисским, уральским автомобильными заводами, саранским «Центролитом», Калужским заводом автомобильного электрооборудования, Ярославским моторным заводом и другими предприятиями – приумножение возможностей и результатов…
Николай Кононович Балюта и после ухода на заслуженный отдых не остался «на берегу», не один год возглавлял совет ветеранов войны и труда «Могилевтехномаша», тесно общался с автозаводцами, передавая свой богатый опыт и знания молодому поколению. Везде, где работал этот человек, оставил плоды труда, что обеспечило уважение. Это достойный пример для подражания специалистам нашего времени, которые равняются на «аксакала».
Ну, а что в личной жизни могилевчанина, юбиляра, пенсионера республиканского значения Н.К.Балюты? Много друзей, много телефонных звонков, поздравительных открыток, визитов бывших коллег и добрых знакомых. Ждет на свой большой праздник Николай Кононович из Москвы сына Сергея с невесткой Галиной. (Кстати, невестка Галина – девочка из нашего двора, в девичестве Галя Лошнец, старшая сестра моей подружки Татьяны). Очень хочет, чтобы приехали внуки Паша, Рита, Лиза – дети Сергея и Гали, Лина и Валентин – дети Александра. Кстати, Лиза – балерина государственного академического Мариинского театра в Питере, а Паша подарил дедушке правнука Андрейку, которому сейчас 8 месяцев.
Это ли не радость, не лучший стимул для бодрости, здоровья, это ли не лучшая «таблетка», без которых, увы, в этом почтенном возрасте уже сложно обходиться.
Здоровья, дорогой наш человек, Николай Кононович! Отметить 100-летие в добром здравии, дружной семьей, в кругу друзей, коллег – наше пожелание.
Людмила АНОШКИНА