Маленький фрагмент большой европейской политики

Около 800 транспортных средств ожидают въезда на территорию Евросоюза. Самым загруженным маршрутом продолжает оставаться погранпропуск Мядининкай. Это наш Каменный Лог. Здесь въезда на сопредельную территорию ожидают 270 грузовиков. Постоянный затор – из-за проволочек литовских контрольных служб, которые оформляют в час 4 из 20 возможных машин.
Выхода нет?
Аналогичная ситуация и в районе Бенякони – литовский Шальчининкай. За выходные скопление фур, ожидающих въезда на сопредельную территорию, составило 230 машин. Через этот пункт пропуска в Литву проследовало только 45% грузовиков. Со стороны Польши в районе пропуска Брест-Тересполь ожидают въезда в страны ЕС 150 легковых автомобилей на белорусских номерах.
Контрольные службы сопредельного государства за сутки пропустили лишь 41% транспорта от нормы. Саботаж со стороны соседей – всего лишь маленький фрагмент ставшей для нас уже привычной большой европейской политики.
До марта 2020 года ездить в Польшу можно было через три автодорожных пассажирских пункта пропуска в Брестской области: Брест-Тересполь, Домачево-Славатыче, Песчатка-Половцы. Грузовые машины проходили контрольную службу в районе пункта пропуска Брузги-Кузница Белостоцкая, Берестовица-Бобровники, Козловичи-Кукурыки.
Под предлогом пандемии COVID-19 весной 2020 года польская сторона в одностороннем порядке закрыла свои пункты пропуска Славатыче (Домачево) и Половцы (Песчатка). В 2021 году – Кузницу Белостоцкую (с белорусской стороны Брузги), в 2023 году – Бобровники. Живыми остались лишь два пункта пропуска, но и здесь были введены ограничения.
В 2023 году польская сторона ввела полный запрет на перемещение через белорусско-польскую границу всех видов белорусских и российских грузовых автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов.
Не отставали и наши прибалтийские соседи. В августе 2023 года литовская сторона закрыла для движения два из шести литовских пунктов пропуска, сопредельные с белорусскими Лоша и Видзы. В марте 2024 года еще двух – Лаворишкес и Райгардас – с нашей стороны это Котловка и Привалка.
Дальше – больше. В марте 2024 года литовские власти «объявили войну» велосипедистам, запретив велосипедное движение в пунктах пропуска Мядининкай – Каменный Лог и Шальчининкай – Бенякони. К слову, это был самый быстрый способ пересечения границы для обычных граждан.
В августе 2024 года прибалты ввели запрет на въезд легковых автомобилей с белорусскими номерами. Исключение было сделано только для белорусов, имеющих действующую литовскую визу или временный либо постоянный вид на жительство в Литве.
На сайте Государственного пограничного комитета Республики Беларусь можно в онлайн-режиме отслеживать ситуацию, сложившуюся в районе латвийских погранпереходов. На веб-странице «Пункт пропуска Урбаны» можно прочитать: «Не функционирует по инициативе сопредельной стороны».
Игра в свои же ворота
В чем смысл такой «дружественной» политики? С одной стороны, правительство Польши, Литвы, Латвии, Эстонии отрабатывают европейскую повестку. Своими действиями они сигнализируют Брюсселю: вы не зря приняли нас в ЕС. Мы – щит, защищающий западные границы ЕС от «внешней угрозы», мы наносим ущерб Беларуси и России всеми средствами, стараемся, как можем. Ну а поскольку диапазон средств невелик, то хотя бы так: затормозить на две-три недели фуру, чтобы водитель и владелец компании понервничали, заплатили штраф за опоздание, понесли убытки в результате испортившейся перевозимой продукции.
Только это игра в свои же ворота. Польским предпринимателям надоели политические аферы своего правительства. Не так давно бизнесмены из объединения «Предпринимательский Восток» объявили о намерении подать коллективный иск против своего государства из-за закрытия пунктов пропуска на границе с Беларусью. Возмущение вызвал тот факт, что местные власти, закрыв пограничные переходы, не предоставили людям альтернативных возможностей для заработка.
Бизнесмены подсчитали, что дружба с Беларусью приносила региону ежегодный доход в 200 млн долларов, а каждый белорусский турист за поездку оставлял в Польше в среднем 167 долларов.
После закрытия погранпереходов было свернуто сотрудничество с белорусскими предприятиями, прекратился приток туристов. Отсутствие путешественников привело к закрытию магазинов, построенных как раз для приграничной торговли. Семь крупных супермаркетов, специально построенных в Белостоке, сегодня уже никому не нужны. Хозяева торговых точек не в состоянии оплатить аренду, погасить кредиты, взятые на ведение бизнеса. Они вынуждены увольнять своих сотрудников. Превращение восточных областей Польши в большую милитаризованную зону отпугнуло инвесторов – сегодня никто не хочет вкладывать деньги в эти регионы.
Пока одни польские бизнесмены проводят акции протеста и обращаются к своим властям с предложением о восстановлении приграничного движения, другие самостоятельно ищут способы решить свои экономические проблемы. Как результат, в 2024 году в Польше возбуждено 51 дело против компаний, которые не соблюдали санкции ЕС и национальные санкции в торговле с Россией и Беларусью. Чтобы отвадить бизнесменов от незаконной деятельности, на них наложили огромные штрафы в размере 20,8 млн злотых (более 5 млн долларов). Чтобы остальным неповадно было.
С другой стороны – не нравится нашим соседям передвижение через границу и собственных граждан, стремящихся прикупить на белорусской стороне более дешевые товары. Не вяжется реальная ситуация в Беларуси с картинкой, выдаваемой западными идеологами о почти раздавленной санкциями Беларуси.
Раздражает правительства соседних стран и медицинский туризм. Пересекающие границу прибалты признаются, что лечиться и проходить реабилитацию предпочитают в Беларуси: «дешевле и качественнее!»
Еще один фрагмент – 9 Мая. Как известно, бывшие прибалтийские республики запретили у себя празднование Дня Победы. Советскую пятиконечную красную звезду, серп и молот они приравняли к нацистской символике – за их использование в общественных местах ввели наказание. И если одни все еще борются с советским прошлым, то другие, потерявшие в той войне многих, отмечают День Победы, гордятся доблестью и отвагой тех, кто жертвовал собой ради Великой Победы. Благодаря белорусскому безвизу русские прибалты получили возможность отпраздновать святую для них дату на территории соседей. Во время празднования в Минске в огромной колонне людей, несших портреты своих воевавших дедов и прадедов, была замечена группа приезжих с флагом Латвийской ССР.
Белорусский ответ
На все «закрытия» границы мы ответили красиво – в 2022 году был введен безвизовый порядок въезда в Беларусь для граждан Польши, Литвы, Латвии (а также имеющих статус неграждан Латвии).
За это время в нашей стране побывало более миллиона жителей Европы. Из Польши – почти 107 тысяч, Латвии – около 332 тысячи человек (это почти каждый шестой гражданин), из Литвы – 599 тысяч (каждый пятый).
В 2024 году безвиз был введен уже для 38 стран Европы. Положительный отклик и благодарность со стороны гостей мотивировали нас на новый шаг: безвизовый режим продлен до конца 2025 года.
А пока соседи закрывают погранпереходы, наши пограничные и таможенные службы времени зря не теряют. В 2024 году с нашей стороны была введена электронная очередь на границе. Теперь нет нужды стоять в длинных очередях, ночевать в машине. Зарегистрировавшись, водитель может отъехать по своим делам, отдохнуть в кафе, посетить достопримечательности. Очередь «прозрачна». Дождавшись СМС-сообщения, путешественник пройдет проверку в указанное время.
Воспользовавшись ситуацией, белорусская сторона провела масштабную реконструкцию: 14 февраля на белорусско-польской границе состоялось торжественное открытие международного автомобильного пункта пропуска Берестовица. К окончанию 2025 года запланировано открытие ПП Видзы. Мы готовы к работе в полном объеме. слово за нашими соседями!
Галина Беляева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам.