Темы

Людмила Черткова – учитель двух эпох  

Людмила Черткова – учитель двух эпох   

День учителя – праздник, который объединяет тысячи могилевчан. Это праздник тех, кто только начинает учить наших детей писать, читать и считать, а также тех, кто уже давно ступил на педагогическую стезю, и тех, кто посвятил жизнь учительству.

О профессии и призвании мы поговорили с ветераном педагогического цеха Людмилой Чертковой, которая отдала учительскому делу без малого 40 лет своей жизни. Работала учителем в начальных классах и заместителем директора по учебно-воспитательной работе в СШ №№ 20 и 25, преподавала белорусский язык и литературу.

Людмила Куприяновна с порога встречает мягкой улыбкой и по-учительски настойчивым предложением тотчас же садиться пить кофе с конфетами. Не откажешься. Настоящего учителя в ней выдают поставленная речь с грамотными интонациями, интеллигентность, тактичность и ненаигранное стремление наладить контакт с собеседником. Полтора часа беседы за чашкой кофе прошли незаметно.

– Людмила Куприяновна, вы такая яркая и энергичная, неужели не скучно на пенсии?

– Нет, интересуюсь жизнью коллег, много встречаюсь, люблю путешествовать. Встречаемся с подругами очень часто – на дни рождения, День учителя, идем в кафе, делимся новостями. Да, живу одна. Мужа не стало 4 года назад. Но сын с дочкой со мной постоянно на связи, ну, и, конечно, внуки. Их у меня пятеро, не дают скучать. Самому маленькому, Арсению, 4 годика. Он родился в мой день рождения. Люблю, когда родные ко мне приходят, сама в гости хожу. Это такая отдушина, так греет душу. Стараюсь быть хорошей бабушкой.

– Вы посвятили всю свою трудовую жизнь школе. Что стало причиной выбора профессии? был ли момент, когда вы сказали сами себе «Хочу быть учителем и точка!»?

– Даже не помню, с какого момента, но в других профессиях я себя не представляла. С самого детства хотела быть учительницей. Почему учителем именно начальных классов? Я была просто влюблена в свою первую учительницу Инессу Константиновну Кобренкову. Очень молодая, красивая, как дети любят, очень умная. И я хотела быть как она. Перед выпуском из школы она дала мне напутствие, благословила, сказала, «Людочка, иди, у тебя все получится», и я пошла. Отучилась на педфаке Могилевского пединститута и старалась по жизни подражать своему образцу. Ну, и еще один важный момент – мой папа ведь тоже был учителем. А сейчас у меня целая учительская династия. В профессию пришли также дочка и внучка.

– Помните свой первый урок, то волнение?

– Конечно, помню! Сентябрь 1970 года. Назначили меня классным руководителем в 4-й класс. Волнение было необыкновенное. К тому же на урок пришел директор школы Евгений Фомич Максименко, заслуженный учитель БССР. И вот после урока сухо сказал мне «до свидания» и ушел. Я бежала за ним по коридору следом, спрашивала, что скажет по уроку. Он говорит, мол, будешь учителем. Не сказал, что есть, а только будешь (смеется).

– Какие были самые сложные времена в школе?

– 90-е годы. Зарплату давали вовремя, но не всем учителям хватало, чтобы обеспечивать семью. Очень сложно было людям выживать. Меня поразил один случай, когда перед Новым годом одна из коллег сказала, что на праздник у нее одна мандаринка. Муж, дочка и она разделили это незамысловатое угощение. Похожая ситуация была у многих. Мне повезло – неплохо зарабатывал муж и в целом на жизнь хватало.

– Людмила Куприяновна, вы 39 лет в профессии. Кто как не вы может сравнивать советскую систему образования с современной белорусской школой?

– Советское образование очень высоко котировалось в мире, было одним из самых сильных. Учителя были фанатами своей работы, патриотами, мы жили в послевоенной обстановке, у всех в семьях были фронтовики. Мы знали из первых уст, какой ценой достался мир. Если бы сказали, что за Родину надо лечь на амбразуру, то мы как один легли бы.

Учитель был очень авторитетным, уважаемым в обществе. Родители с нами советовались по многим вопросам, не только связанным с учебой их детей. Мы постоянно ходили по домам учеников, интересовались, чем они живут вне школы. Это была отличительная наша черта. Но мы учили традиционно. Что у нас было? Мел и доска. Да, давали хорошее образование. Учитель в то время был самым главным источником знаний.

Теперь учителя учат находить знания, стараются формировать у школьников критическое мышление. Это ключевое отличие. Появились новые технические средства обучения. Система образования постоянно развивается. Это правильно, так должно быть, это эволюция. Единственно, хотелось бы, чтобы статус учителей был повыше, как и их зарплаты. Все-таки именно от педагогов во многом зависит будущее страны. Как бы ни пафосно это звучало. Считаю, это одна из самых важных профессий.

– В советской школе существовал крен в сторону точных наук. Гуманитарные были немного на втором плане…

– Да, вы правы. И в этом был наш недостаток. Мы упустили белорусский язык, упустили иностранные языки. Английский, немецкий, французский начинали изучать поздно, с 5 класса, и мало кто, выходя со школы, свободно владел иностранным. К счастью, сейчас этот крен выправлен. Я также очень рада, что сейчас начали работать в патриотическом направлении. Патриотизм граждан, в том числе юных – одна из основ государства.

– Предлагаю уменьшить масштабность темы и поговорить о бытовых условиях для школьников тогда и сейчас.

 – Я училась в могилевской средней школе №1 – у нас было и отопление, и электроосвещение. Но это город, а во многих деревнях было совсем иначе. Об этом рассказывали мои однокурсницы в пединституте. Это сейчас по сельской местности курсируют школьные автобусы, а в 50-60-е годы куда там! Многим приходилось ежедневно преодолевать километры на пути к знаниям. Хорошо, когда погода теплая, а представьте – зимой, в мороз, по колено в снегу или в дождь и слякоть топать по лужам?! Домашние задания, мне рассказывали, делали при свете керосинки. Керосин был, а электричества нет. Но так закалялись люди. Сейчас, конечно, у детей все условия для учебы.

А как их вкусно кормят в школьных столовых! А вот в мою бытность хорошо, если буфет был с нехитрым ассортиментом. Правда, коржики и слоеные язычки очень вкусные выпекали.

– Как думаете, насколько изменились сами учащиеся? Совсем другое время, другие возможности, проникновение в нашу жизнь современных технологий… И вопрос вдогонку – на ваш взгляд, нужно ли запрещать гаджеты в школах?

– Что касается первой части вопроса, то, думаю, сегодня не хватает общественной работы. Вспомните, как раньше было – собирали макулатуру, металлолом, дети ходили в походы, ездили помогать колхозам, были волонтеры, которые навещали ветеранов войны и труда, шествовали над ними. Сегодня это есть, но, мне кажется, недостаточно.

А вообще, нынешнее поколение очень хорошее. Возьмите нашу молодежь. Модно стало не пить, не курить, модно здоровый образ жизни вести. Это очень радует.

А что касается телефонов в школе, то, насколько я знаю, ребенок приходит в школу и сдает телефон на время уроков. Считаю, это правильно. Отрывать надо ребенка от этих гаджетов, находить альтернативу, заинтересовывать. Я по своим внукам вижу. Они приходят ко мне и сразу в телефон. Большими усилиями удается оторвать, приходится придумывать занятия, игры. Интернет – великое достижение, но для разностороннего развития необходимо живое общение.

– Что думаете по поводу 10-балльной системы оценок? Когда ее вводили 20 лет назад, у реформы было много сторонников и противников. К какому лагерю вы себя относили?

– Как и большинство учителей, я трудно вживалась в эту систему. Мы очень настороженно относились к ней и достаточно долго она приживалась. А теперь вижу, что она помогает учителю более точно оценивать знания ребенка. 10 баллов – не 5, поэтому она более справедлива. Считаю, что все было сделано правильно.

– Через ваши руки прошло множество школьников, много выпускников. Есть те, с которыми вы встречаетесь, кем гордитесь?

– Мои ученики уже очень солидные люди. Вот у меня есть Елена Каско, возглавляет кардиологическую службу областной детской больницы. Иногда видимся, обмениваемся новостями. Недавно сын приехал из Санкт-Петербурга, передавал большой привет и слова благодарности от моего ученика Игоря Януковича, который сейчас возглавляет какую-то российскую компанию. Бывает, на улице встречаю своих учеников. Они, конечно, очень изменились, не всегда можно узнать. Подходят, говорят: «Людмила Куприяновна, здравствуйте!» Я присматриваюсь – родной человек! Обнимаемся. Это очень приятно, когда тебя помнят, когда тебе благодарны.

– Накануне профессионального праздника что пожелаете своим коллегам, которые сегодня работают в профессии?

– Во-первых, пусть и звучит банально, пожелаю здоровья. Во-вторых, – творческого вдохновения. А еще – веры, надежды и любви. Веры в высокое предназначение своего труда. Надежды, что труд будет оценен достойно. Любви учеников и близких.

Беседовал Юрий Прокопенко

Фото автора

Последние новости

Новости компаний

Смартфон HONOR X9b с выгодой до 40% в МТС

4 ноября 2024
Читать новость
Важные

Лукашенко согласовал назначение новых руководителей в “Белнефтехим” и на “Беларуськалий”

4 ноября 2024
Читать новость
Происшествия

Мастер одного из предприятий города “нарешал” вопросы на уголовку

4 ноября 2024
Читать новость
Важные

Сегодня состоится заседание Центризбиркома о регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь

4 ноября 2024
Читать новость
Общество

Перевозка пассажиров: работаем без нарушений

4 ноября 2024
Читать новость
Общество

Прямые телефонные линии пройдут в Могилевском горисполкоме и в администрациях районов 4 ноября

4 ноября 2024
Читать новость

Рекомендуем