Темы

Люди, которые внесли вклад в развитие Могилева

Люди, которые внесли вклад  в развитие Могилева

Виктор Шориков:
«Город – это дух, атмосфера и люди»
Пешеходная Ленинская с кафе вместо квартир на первых этажах, возрожденная ратуша, создание зоны отдыха на Дубровенке, мост через улицу Лазаренко, «новый» подземный переход… Список можно продолжать еще долго.
Про деятельность этого человека знают, пожалуй, все могилевчане. Более того, часто можно услышать, что, когда Шориков был председателем горисполкома, в городе кипела жизнь…

Родом из детства
Наш герой появился на свет 4 января 1950 года в городке Малорита Брестской области.
Его отец, родом из Подмосковья, освобождал Беларусь от немецких оккупантов, был среди организаторов борьбы с бандформированиями, а в мирное время участвовал в строительстве консервного завода (сейчас это известный завод по производству детского питания), который потом и возглавил. Там же и женился, став отцом троих детей – двух сыновей, вторым из которых был Виктор, и дочери.Дети первого послевоенного поколения, конечно же, заставляли родителей нервничать. Как и у многих в то время, у них главным воспитателем была улица. А в лесах и окрестностях оставалось еще много опасных игрушек, и детские игры зачастую проходили с риском для жизни.

Главным семейным хобби была любовь к сбору грибов. Глаза моего собеседника загораются азартом, навеянным воспоминаниями: «Это была такая тихая охота. Еще солнце не взошло, в лесу темно, а мы уже стоим наготове и ждем, готовые броситься за боровиками». А еще он достаточно серьезно увлекался спортом – играл в футбол и хоккей. Забегая вперед, скажем и про увлечение последних 20 лет – горные лыжи. Да и вообще активный образ жизни – это про него.

Учеба давалась мальчику легко, были даже мысли о медали. Но как-то не сложилось… В год, когда заканчивал школу, проводился эксперимент, связанный с переходом на десятилетнее обучение с одиннадцатилетнего. И из-за того, что выпуски были двойными, везде были огромные конкурсы. Хотел поступать в кораблестроительный институт в Ленинграде, но в итоге оказался в Могилеве, в знаменитой «Машинке», где конкурс был 6 человек на место, и несколько семестров даже был отличником. В процессе учебы пытался перевестись в Ленинград, но снова не сложилось. Так кораблестроение, возможно, потеряло хорошего инженера и организатора, но зато его приобрела могилевская промышленность.Вместо распределения Виктор по собственному желанию ушел в армию – оправдывать звание лейтенанта, полученное на военной кафедре. Два года отслужил в Прикарпатском военном округе – был командиром батареи противотанковых управляемых реактивных установок. А когда вернулся, устроился на «Техноприбор», который находился тогда на завершающей стадии строительства, инженером по новой технике, с первой заработной платой 85 рублей.

Отличник приборостроения
В начале 80-х завод был одним из ведущих в экономике области. И применявшиеся там технологии были на самом высоком уровне.
В 30 лет Виктор Шориков стал начальником цеха, в котором производили уникальное оборудование для нужд приборостроительной и радиоэлектронной промышленности. Первыми в Союзе они начали создавать технологически управляемых роботов. Выпускали и бытовую технику, в частности, знаменитые и очень востребованные насосы «Ручеек». За тот период он получил около 10 патентов. А в 85-м его наградили значком «Отличник приборостроения», который давал право на досрочное получение жилья. С жильем тогда было очень сложно. С семьей, в которой было уже двое детей, приходилось скитаться по частным квартирам. К тому же делить площадь с хозяевами… Или жить в общежитии. Своя квартира появилась у него только после 36… Возможно, поэтому, став председателем горисполкома, он такое серьезное внимание уделял строительству жилья.

Ножницы, которые режут
К середине 80-х завод «Красный металлист» находился в очень плачевном положении. Столовые приборы, которые там выпускались, не имели рынков сбыта. Чтобы как-то занять людей, металлообрабатывающее предприятие начало шить шторы – совершенно непрофильную продукцию. Выправлять тяжелую ситуацию позвали уже зарекомендовавшего себя талантливым инженером и организатором Виктора Шорикова. И он, собрав команду единомышленников, пошел спасать положение.
Они избавились от непрофильной продукции и первыми в Советском Союзе построили цех ножниц, получив на это средства сразу из двух министерств – республиканского и союзного. Закупили в Германии технологию и оборудование, и стали производить ножницы, которые режут, а не мнут. В таких ножницах нуждались все, особенно парикмахерские. В лучших из них были «Золинген», которые тогда обходились в 25 рублей на черном рынке. Своя же продукция стоила 1,87, причем качество ее было не хуже. За полтора года вышли на рентабельную работу. Было очень сложно. Но они смогли.

Успех был огромным. На самолетах к ним прилетали директора крупнейших заводов Союза, чтобы завязаться в кооперацию. Начала стабилизироваться экономика предприятия, появились деньги. И первое, что стали делать, – решать жилищную проблему. Строили малосемейки. Всего построили около 300 квартир. За 6 лет директорства Шорикова жилье получили все заводчане, которые в нем нуждались, а потом, как смеется Виктор Иванович, «размножились и еще раз получили».
И последнее переходящее Красное знамя Октябрьского райкома партии они забрали навсегда. Партия развалилась, а знамя осталось…

Возвращение
В 91-м году распался Союз, а вместе с ним разорвались и очень мощные кооперационные связи. На «Техноприборе» в одночасье пропали все заказы, связанные с оборонной и радиотехнической промышленностью. Начались бунты, забастовки. И если предприятия, работавшие на местный рынок, еще как-то могли выживать, то «Техноприбор», связанный с оборонной промышленностью, стал падать в пропасть. И Валентин Андреевич Шебеко, который тогда возглавлял «Техноприбор», попросил своего ученика вернуться на завод и заменить его на директорской должности.

В то время на «Техноприборе» работало около 4 тысяч человек. Новая команда сделала ставку на станкостроение и выпуск деревообрабатывающего оборудования. Сотрудничали с Бельгией, с африканским континентом. Очень серьезным был экспорт. Они были первыми, кто заменил в лифтах релейные станции на процессорные, и начали поставлять их на лифтостроительные заводы Могилева и Москвы. Стали производить и светодиодные светофоры, в желтом круге которых показывалось время. Это тоже был их патент. Около 12 лет Виктор Шориков следил за тем, чтобы завод держался на уровне. Тогда же его удостоили звания заслуженного работника промышленности. А потом круг профессиональных интересов пришлось расширить…

Городской голова

Расставаться с «Техноприбором» он не хотел. Поэтому тогдашнему председателю облисполкома Борису Батуре пришлось приложить определенные усилия, чтобы уговорить успешного промышленника перейти на руководящую должность в городскую администрацию. Для него тогда вообще был непонятен смысл чиновничьей работы. Да, был в комсомоле, в партии, даже издавал «Комсомольский прожектор». Но при этом никогда не был политиком. Это был совершенно другой мир и совершенно другие отношения. В машиностроении ему все было понятно, благо способствовало и образование инженера-механика. Главными в его представлении были те, кто производит продукцию, строит дома, создает машины, печет хлеб… Чиновники же ко всему этому не имеют никакого отношения, считал он. И тут ему предлагают стать этим самым чиновником. Конечно, внутреннее сопротивление было велико.
В итоге согласился. Но методы управления, которые были в реальном секторе, перенес на город. И это, признается, было большой ошибкой. Потому что город – это живой организм. И после работы человек возвращается в свою среду обитания. Поэтому главная задача чиновников – сделать эту среду комфортной. А что такое комфорт? Это дворовая территория, подъезды, школы, детские сады, здравоохранение, экология и очень много разных нюансов, которые не подведешь под общий знаменатель. Скажем, увеличить продолжительность жизни – совсем не то, что произвести качественную деталь, тут все гораздо сложнее. И директор завода эту проблему не решит. Для этого нужен грамотный чиновник высокого ранга, который может грамотно перераспределить и направить бюджетные средства.

За 11 с лишним лет, в течение которых Могилевом руководил Виктор Шориков, город основательно преобразился. Открылась пешеходная улица Ленинская (третья в бывшем Союзе после Каунаса и Москвы), на первых этажах которой появились красиво освещенные кафе и небольшие магазинчики. Возродилась ратуша, вызвавшая ликование могилевчан. Появилось популярное место отдыха на Дубровенке. Возвелись мосты на Лазаренко и от Ленинской до Крупской. Все спортивные сооружения, освобожденные от торговых точек, начали работать по назначению. Построены Дворец гимнастики и «Олимпиец», отремонтирован стадион «Спартак», открыт новый ЗАГС. Восстановлен драмтеатр и сделана стильная пристройка к кукольному. Город избавился от загрязнявшего воздух ЗИВа. Заработало «Одно окно»…

В фундаменте воплощения всех этих идей были смелость и креативность мышления руководителя города. Плюс визиты в разные города и страны, где перенимался интересный опыт. В то время очень сильными были побратимские связи с другими регионами. И очень тесные, дружеские отношения с другими областными центрами – Гродно, Витебском, Гомелем. «Мы не соревновались, а дружили, – уточняет Виктор Иванович. – И во многих делах мы были первыми. Нас потом начали копировать…»
Он говорит, что город – это не только живой организм, но и своеобразный холст. Как на нем нарисуешь, так и будет. И если есть возможность реализовать что-то хорошее, и ты представляешь, как это сделать, то, безусловно, оставишь о себе долгую память…
Бывший мэр и сегодня продолжает гореть идеями. Например, говорит о том, что в Москве старое трамвайное депо превратили в большой рынок-магазин. То же можно сделать и с Минским рынком, расположив его на пустующих площадях «Строммашины». В старых цехах такой лофтовский вариант смотрелся бы очень стильно… В то же время и рынок останется в центре, и людям, живущим рядом с ним, станет комфортно.

Короля играет свита
Каким бы талантливым ни был руководитель, он не может знать абсолютно всего. А значит, ему нужны помощники, эксперты, советники – люди, которым можно делегировать полномочия. Говоря современным языком, – команда, от работы которой в конечном итоге зависит и имидж самого градоначальника.
«Если ты правильно подобрал ближайших помощников, если ты им доверяешь, процесс будет идти. Когда берут верх эмоции, а таких моментов хватало, важно, чтобы рядом были надежные люди. Особенно, когда ты руководитель такого ранга, как директор завода или глава города. Своим заместителям и помощникам я доверял. Команда была – супер!», – делится мой собеседник. Она же стала отличной кузницей кадров: из нее вышли в том числе и два мэра – Владимир Цумарев и Александр Студнев, который сегодня держит руку на пульсе города.

Синдром отличника

Он разбирается и в строительстве, и в сантехнике, и если что-то делает, то на совесть. А если сделал «не так», ночь спать не будет, а утром встанет и переделает. Чтобы было идеально. Это, конечно, мешает. Но еще больше мешало бы, если бы не сделал.
Синдром отличника – и в том, что даже на пенсии он продолжил быть деятельным, работая главным инженером на заводе «ВМГ-Индустри», который (вот он, позитивный бумеранг) был построен благодаря завязанным в свое время побратимским связям с Клайпедой.

Фундамент жизни

На вопрос о том, что должно лежать в основе поступков и жизни, Виктор Шориков отвечает: «Справедливость, ответственность и трепетное отношение к дружбе. А еще – умение признавать свои ошибки». Так выглядят его персональные четыре кита.
Он видит счастье в умении радоваться малому: хорошему спектаклю, новому знанию ребенка, солнечной погоде, внимательному отношению врачей. И продолжает кататься на горных лыжах, ездит на велосипеде, гуляет в Печерске… У него три внучки и внук. Сын и дочь живут в Могилеве. И общение с ними действует благотворно. «Есть ты, твоя судьба, твоя семья. Это заложено генетически. Поэтому самые правильные вложения – это вложения в детей, в будущее поколение».

Виктор Иванович хорошо выглядит, бодр, энергичен, заинтересован. Впрочем, как и всегда. А на мой вопрос, любит ли он Могилев, цитирует Янку Купалу: «Мой родны кут, як ты мне мілы…» и говорит, что даже самые прекрасные города, в которых ему приходилось бывать, все равно не грели душу. Потому что город – это не только строения, которые в нем есть, но и дух, и атмосфера, и люди… Люди, которых знаешь ты, и которые знают тебя. А это бесценно.
Александра ПРОНЬКИНА
Фото Анны СТАШКЕВИЧ

Последние новости

Важные

Лукашенко: Беларуси и Пакистану необходимо монетизировать высокий уровень политических отношений

26 ноября 2024
Читать новость
Культура

Концерт духовной музыки 27 ноября

26 ноября 2024
Читать новость
Важные

Могилевский мясокомбинат: вкус, который покоряет мир

26 ноября 2024
Читать новость
Спорт

«Авиатор» vs «Могилев»: 15 шайб за 2 игры

26 ноября 2024
Читать новость
Официально

Репетиция ЦЭ для учащихся 11-х классов школ Беларуси состоится 8 февраля

26 ноября 2024
Читать новость
Важные

В БГУТ можно поступить без вступительных испытаний

26 ноября 2024
Читать новость