Комната кривых зеркал

Стремление девушек быть модными, красивыми, покорять подиумы, участвовать в конкурсах красоты и нравиться мужчинам подвигает их на долгое голодание. Но за модной недосягаемой планкой с надписью «худоба» нет ничего, кроме темноты, апатии, страданий и депрессий. Жервами анорексии, или, как ее еще называют, «гламурная болезнь», в Могилеве уже стали две девушки.
Все они мучили себя изнурительными диетами, тяжелейшими физическими нагрузками и другими истязаниями организма ради единственной цели — похудения. С каждым годом молодежи от 15 до 25 лет, больных анорексией, становится все больше. Родители часто не знают, что делать, куда обращаться и как вести себя, сталкиваясь с проблемой анорексии у своих чад лицом к лицу. Но так как практически все аспекты своего внутреннего состояния больные прячут глубоко в себе, то узнать истинную причину и «основной фундамент» проблемы становится невероятно сложно.
С нами согласилась поговорить одна могилевчанка, которая несколько лет назад также страдала от анорексии. Девушка сумела одержать верх над этим серьезным психическим недугом. Сейчас она учится на 3 курсе института и продолжает вести нормальный образ жизни. Свое истинное имя и фамилию она попросила не называть. Назовем ее условно Маргаритой.
— Маргарита, что вас заставило искать сомнительное счастье?
— Наверное, я не смогу выделить точную причину. Это скорее совокупность многих, сошедших в одну точку, факторов. Начну, пожалуй, с того, что я всегда была идеалисткой. Для меня было болезненно важно быть во всем первой и самое главное — в учебе. Конечно, странно думать, что зубрилка-отличница когда-нибудь может заболеть подобной болезнью. Разумеется, тут сыграла свою роль не только учеба. Неотъемлемую часть в жизни «поломанных людей» играют именно чувства, взаимоотношения и оценка других людей. Поэтому, когда я стала понимать, что в личной жизни что-то не складывается, что с друзьями проблемы, да и оценка окружающих не так высока, как хотелось бы, сразу начала задумываться, что что-то во мне самой не так. Значит, нужно сделать себя идеальной. Вот так и начинается эта погоня за сомнительным «счастьем».
— И с чего начиналось ваше похудение?
— Все началось не со специальной диеты о правильном питании, я просто постепенно стала сокращать количество пищи. В принципе, это было очень выгодно, потому что родители ничего не замечали: ела я все то же, что и они, вот только с каждым днем все меньше и меньше, а порой, при возможности, и вовсе пропускала приемы пищи. Что касалось обеда в институте, так это вообще не обсуждалось, я просто настолько погружалась в учебу, что не было времени даже подумать о еде. Сначала родителей я обманывала легко, они ничего не замечали подозрительного в моем поведении, так как на глаза старалась им не попадаться (или была на учебе, или запиралась в комнате). Единственное, что, конечно, стало выдавать, так это похудение и постоянное подавленное состояние. Постепенно я стала есть настолько мало, что для меня ничего не стоило продержаться несколько дней на воде. Помню, мой рекорд был 4 суток. Это я себя так проверяла на «слабо».
— Менялось ли что-то со временем в вашем поведении? Начали ли что-то замечать родители?
— Страсть к похудению превратилась в навязчивую идею. Со временем я выучила буквально наизусть всю таблицу калорийности продуктов, ела только по определенным часам и то мизерное количество. Родители, да и все окружающие уже начали что-то замечать. Все пытались меня накормить, убедить, что я не права, что я больна, но я этого слышать не могла. Постепенно для меня все превращались во врагов, поскольку еда для меня была чем-то запретным и абсолютно неприемлемым. Родители не знали что делать, поскольку убедить человека без его желания практически невозможно. Мама меня водила по психологам и психотерапевтам, но, послушав меня, врачи отказывались работать над таким случаем. Для меня это было на руку, поскольку больной я себя не считала. Я думала, что всегда можно остановиться, это все в моей власти. Но как-то не получалось. При росте 175 см мой минимальный вес составлял 38 кг, при том, что в подростковом возрасте я весила 60-62 кг.
— Часто ли вы голодали по два — три дня, и какие еще крайние меры применяли?
— Ничего кардинального не делала. Разве что пила постоянно мочегонные и слабительные. Но я знала девушек, с которыми познакомилась на форумах, пропагандирующих такое нездоровое похудение, которые шли на крайние меры. Доходило даже до того, что они пили различные чистящие средства и бытовую химию, отчего их в буквальном смысле выворачивало наружу, зато они теряли более килограмма веса. Вообще, хочу заметить, что настроения на этих форумах переходят все грани разумного. Это поистине похоже на секту, основная идея которой — приближение веса к нулю. Я не шучу! Это очень опасные места для неокрепшей подростковой психики.
— Были ли какие-либо проблемы со здоровьем?
— Разумеется, были. Потеря веса так просто не проходит. Первое, и самое главное, это то, что из-за отсутствия глюкозы, не было никакого настроения, пока я окончательно и очень глубоко не погрузилась в депрессию, а оттуда — полная апатия, нежелание никого видеть, да и, собственно, жить. Что касается физического самочувствия, так это постоянные головные боли, причем просто невыносимые, общая слабость, быстрая утомляемость. Помню, я спать могла сутки напролет, потому что во время сна тратится меньше энергии, а, следовательно, потребность в пище становится соответственно ниже. Также у меня уменьшилась в размере щитовидка, поэтому не вырабатывалось достаточное количество гормонов, прекратились месячные, опустились почки из-за недостатка жировой прослойки, частота сердечных сокращений порой уменьшалась до 35-37 ударов в минуту, я постоянно мерзла, начались проблемы с памятью. Чем дальше — тем больше все новых и новых болячек. В общем-то, прогнозы были далеко неутешительные.
— Как вам удалось вовремя остановиться и вернуться к полноценной жизни?
— Это сделала не только я сама, разумеется, помогли врачи. Всеми правдами и неправдами меня положили в больницу. Сначала хотели отправить в специальный медицинский центр Новинки в Минске, но потом положили в Могилевскую психиатрическую больницу. Врачи там замечательные, по крайней мере, они взялись за лечение, да и уход потрясающий. Большое значение имело общение с другими людьми, оно, как ничто другое, очень помогает вернуться к жизни. Конечно, должное нужно отдать родителям, поскольку они постоянно приходили, приносили все необходимое, старались всячески отвлечь. Знаете, наверное, одна из основных причин, которая заставила меня взять себя в руки, — это родители. Потому что смотреть, как они волнуются, переживают, делают все возможное, чтобы помочь, невыносимо. Да и просто видеть их глаза, знать, что это единственные люди, которые действительно тебя любят — это и было решающим толчком к выздоровлению.
Большая часть работы зависит только от нас самих. Самое главное — это признать, что вы больны, больше не можете контролировать ситуацию и постараться принять помощь. Нужно в какой-то степени «переломить» свое мироощущение и взять совершенно другой курс. Я внутри постоянно убеждала себя, что нет ничего страшного в еде, что еда — средство жизнеобеспечения. Начинала с малого, постепенно увеличивала порции, и через физическую боль, отвращение, чувство рвоты я все же смогла приучить свой организм питаться нормально. Выйдя из стационара, я стала занимать себя чем-то другим: книжки, общение, учеба, родители. Я бралась за любое дело, лишь бы еда больше не была центром моей жизни! Конечно, процесс выздоровления был долгий и очень непростой, со срывами и периодами ремиссии, с постоянным наблюдением врачей и таблетками. Но вот, в течение последних лет я стараюсь поддерживать себя и свой вес в пределах дозволенных норм. Естественно, как и у любых людей, бывают сложные времена, но я справляюсь и полностью контролирую ситуацию.
— Что бы вы могли посоветовать молоденьким девочкам, мечтающим об идеальной фигуре и о всех прелестях светской жизни?
— Только со временем осознаешь, что все эти модные идеи не стоят таких мучений и жертв. Мы и так хороши в том, что у нас есть. Я понимаю, что у всех подростков в переходном возрасте появляются проблемы с самооценкой, но не стоит забывать, что таких, как мы, больше нет и никогда не будет. Вы все прекрасны, потому что индивидуальны. Это и делает вас прекрасными и удивительными личностями. Ни худоба, ни стройность не смогут решить ваших проблем и сделать счастливыми. Поверьте мне, человеку, прошедшему через это и сумевшему выбраться. Не обманывайте себя, что после того, как вы похудеете — жизнь резко изменится. Счастье не в стройности, счастье в том, как вы реализуете себя с тем, что вы имеете, и в том, что у вас есть!
Екатерина Фаенко