Темы

Как пришла свобода в Могилев

Как пришла свобода в Могилев

Накануне боев за город Могилев генерал И.Т. Гришин решил: в ночь с 26 на 27 июня закончить форсирование Днепра и главными силами его 49-й армии продолжать преследование отступающего противника. Освобождение Могилева поручил войскам 62-го и 70-го стрелковых корпусов во взаимодействии с войсками 121-го стрелкового корпуса 50-й армии (командир генерал-лейтенант Д.И.Смирнов).

Впереди наступавших войск армии пошла подвижная группа во главе с командиром 23-й гвардейской танковой бригады гвардии полковником Ершовым.

Утром 27 июня она переправилась через Днепр и начала обход Могилева с юга и запада. К 14 часам с боями прошла 25 километров и достигла шоссе Могилев-Минск в районе деревни Казимировка. Для перекрытия шоссе как главного пути отступления немцев комбриг бригады оставил небольшую группу. Основные силы продолжали наступление в направлении деревни Тишовка. К исходу дня группа достигла шоссейной дороги на Бобруйск и железной дороги на Осиповичи. На рубеже Казимировка-Тишовка-Горки она заняла оборону фронтом на восток. Пути отступления немцев на юго-запад и запад были перекрыты. Первые попытки немцев прорвать окружение были быстро пресечены. В одной из таких стычек с немцами был ранен полковник Ершов, но он остался в строю и продолжил командование. К 17 часам его группа освободила Княжицы.

В это время в тылу 95-й стрелковой дивизии (далее – сд) появилась колонна германских войск под охраной 13 штурмовых орудий «Фердинанд». Двухчасовой бой закончился тем, что немцы отступили в Могилев. После них на поле осталось более 700 трупов, 9 подбитых «Фердинандов», 80 автомашин.

Утром 27 июня войска 199-й сд переправились через Днепр и начали наступление на Могилев с севера-востока, освободили деревню Полыковичи. К 11 часам пересекли железную дорогу Орша-Могилев и продолжили наступление в направлении на Тишовку с целью соединения с подвижной группой полковника Ершова и вскоре завершили окружение могилевской группировки врага.

К исходу дня 27 июня войска 49-й армии начали наступление на Могилев. Кольцо окружения с каждым часом сжималось.

Уличные бои в городе первыми начали войска 199-й сд, наступавшей с севера. К исходу того же дня, 27 июня, уличные бои начали войска 290-й сд, наступавшей с юга.

Успешно вели наступательные бои соединения 33-й армии. Они с ходу форсировали Днепр, 27 июня овладели городом Шклов и продвинулись в глубину обороны противника на 10-15 километров. Главные силы 50-й армии в течение ночи с 26 на 27 июня наступали в направлении города Быхова. Передовые части 238-й сд к 13 часам 27 июня заняли Луполово и начали боевые действия на южной окраине Могилева. В тот же день части 139-й сд соединились с войсками 23-й танковой бригады в районе деревни Тишовка. Так к 19 часам 27 июня была полностью окружена могилевская группировка войск вермахта.

К этому времени в окружении в Могилеве и его ближайшем пригороде остались: 12-я пехот-ная дивизия, охранный полк, не-сколько отдельных частей и под-разделений, тыловые учреждения 4-й армии вермахта.

После завершения окружения немецкому командованию группировки был предъявлен ульти-матум: прекратить боевые дей-ствия и сдаваться в плен. Немцы ультиматум не приняли. Город пришлось брать штурмом. В связи с этим во всех дивизиях были созданы штурмовые группы. Каждой придавались танковые, артиллерийские, саперные под-разделения. С вечера 27 июня до 18 часов 28 июня в Могилеве шли ожесточенные уличные бои.

К 11 часам 28 июня к центру города вышла штурмовая груп-па, основу которой составляли стрелки 855-го стрелкового пол-ка. После 16 часов оказывала сопротивление только одна группа войск противника общей численностью около 400 солдат и офицеров вермахта в районе ж.д. вокзала. В 18 часов фашисты прекратили стрельбу, начали вывешивать белые полотнища. Их сдача в плен означала прекращение бессмысленного кровопролития.

Уместно сказать, что немцы в течение ночи с 27 на 28 июня не только вели уличные бои. Шесть раз они пытались прорвать окру-жение. Особенно дерзкой и яро-стной была попытка на рассвете 28 июня вдоль шоссе Могилев- Минск. После непродолжитель-ной артиллерийской подготовки они бросили в атаку 20 танков и штурмовых орудий, а за ними два полка пехоты.

Контратаку немцев отразили войска 199-й сд. Боевыми дей-ствиями руководил комдив гене-рал-майор М.П. Кононенко.

После ожесточенного трехчасового боя на шоссе и по обочине осталось 5 танков и 6 штурмовых орудий, 250 автомашин, 400 трупов солдат и офицеров. В плен было взято 150 военнослужащих вермахта.

Общие потери личного состава противника в боях за Могилев: 6000 убитыми, 3400 пленными.

Потери боевой техники вер-махта: 70 танков и штурмовых орудий. После капитуляции было принято 15 танков, 1200 автомашин, 2180 лошадей, более 40 разных складов с вещевым имуществом, горюче-смазочными материалами, медикаментами и др.
А сейчас сравним. Летом 1941 года Могилев героически оборонялся 23 дня. В конце июня 1944-го хватило двух суток, чтобы окружить город и ликвидировать группировку общей численностью 114 тысяч личного состава. Непосредственно на взятие го-рода штурмом потребовалось менее суток – с 23 часов 27 июня до 18 часов 28 июня.

28 июня 1944 года Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин объявил благодарность личному составу 2-го Белорусского фронта за воинскую доблесть и умелые боевые действия при форсировании реки Днепр и освобождении города Могилева.

Соединения и части, отличив-шиеся в боях, были затем на-граждены орденами. Им были присвоены почетные наименова-ния «Верхнеднепровских» (27) и «Могилевских» (15).

В тот же день Москва салютовала воинам двадцатью артилле-рийскими залпами из 224 орудий. За проявленную высшую во-инскую доблесть десяткам солдат, офицеров и генералов было присвоено звание Героя Советс-кого Союза.
… До войны в Могилеве жило 100 тысяч человек. После осво-бождения, 28 июня 1944 года, осталось не более 13 тысяч че-ловек. Из 6653 жилых зданий уцелели 2433.

* * *

Накануне стратегической наступательной операции «Багратион» 121-й стрелковый корпус (командир генерал-лейтенант Д.И. Смирнов) был придан 49-й армии. В его состав входили три стрелковые дивизии: 139-я (командир генерал-майор И.К. Кириллов), 238-я (командир генерал-майор И.Д. Красноштанов) и 330-я (полковник В.А. Гусев).

Утром 23 июня 1943 года войска корпуса вышли в районы сосредоточения – на северо-востоке Чаусского района, западнее деревни Кротки, в лесу между деревнями Дедня и Чигриновка, на расстоянии 3-5 км восточнее реки Проня. При этом особое внимание обращалось на маскировку и скрытность.

Когда стало очевидно, что начавшие наступление главные силы 49-й армии в назначенный срок не вышли на берег Баси и создалась угроза контрнаступления чаусской группировки противника на левый фланг 49-й армии, командующий 2-м Белорусским фронтом генерал-полковник Г.Ф. Захаров 23 июня 1944 года приказал: «Для развития успеха с утра 24 июня 1944 года ввести в бой 121-й стрелковый корпус… в полосе наступления 49-й армии». Этот приказ был началом боев 121-го стрелкового корпуса за освобождение Могилевщины и города Могилева.

В течение ночи на 24 июня все дивизии корпуса вышли на пра-вый берег Прони. В 15 часов 24 июня вступили в бой. К исходу этого дня вышли к Басе и с ходу форсировали ее. При этом 330-я стрелковая дивизия вела бой за город Чаусы.

В ночь на 27 июня 238-я и 139-я стрелковые дивизии главными силами овладели могилевским пригородом Луполово и начали на подручных средствах переправу через Днепр. Плыли на бочках, воротах, плотах, рыбацких лодках, просто вплавь.

К 12 часам переправились на правый берег, но продолжить наступление не смогли: попали под сильный артиллерийско-минометный и пулеметный огонь противника.
Срочно были приняты меры по поддержке наступления войск корпуса, подтянуты артиллерия и танки. Они поддержали части 139-й и 238-й стрелковых дивизий огнем и закрепили их успех.

К 17 часам части этих дивизий и противотанковая артиллерия заняли исходное положение для штурма. Первая атака началась успешно, войска заняли от-дельные дома на окраине горо-да. Однако их продвижение к центру было остановлено встречным огнем артиллерии и стрелкового оружия противника.

В 21 час, после сильной артиллерийской подготовки, все три дивизии корпуса (139-я, 238-я и 330-я) пошли на штурм Могилева. На следующий день, 28 июня, комдивы Кириллов, Красноштанов и Гусев доложили комкору Смирнову, что город очищен от немцев, захвачен в плен штаб 12-й пехотной дивизии и 2 генерала.
По приказу комкора Смирнова к нему на командный пункт было доставлено около двадцати пленных офицеров и два генерала: командир 12-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Бамлер и комендант Могилевского укрепленного района генерал-майор Эрдмансдорф. Оба попали в плен со своими штабами.

* * *

Впоследствии ряд военачальников, руководивших соединениями и частями, освобождавшими наш город, был удостоен звания почетного гражданина Могилева. Это генералы Д.И. Смирнов, И.К. Кириллов, А.Ф. Наумов, И.Д. Красноштанов, М.Д. Максимцов, М.Г. Хомуло, А.В. Гущин, полковники А. К. Разумов и А.Ф.Везиров.
Алексей КОЖЕМЯКО

«Всех их я взял в плен»
В воспоминаниях о боях за освобождение Беларуси генерал-лейтенант Д.И. Смирнов писал:

«… я увидел, как по направлению к командному пункту движется в пешем строю группа военнопленных. Ее сопровождает небольшого роста, подтянутый, улыбающийся, с автоматом на груди солдат… 18-ти лет, рядовой 837-го стрелкового полка 238-й стрелковой дивизии Федор Ионов.

При подходе колонны Ионов доложил: «Товарищ генерал! Вот всех их я взял в плен». В группе оказались два генерала и около двадцати офицеров штаба дивизии.

Ионов рассказал следующее: «Я хорошо знал, как нужно наступать в поле, там все видно и все понятно. Но вот когда мы ворвались в город, прямо скажу, растерялся. Со всех сторон стреляют: то из окна, то из переулка, то с чердака. Побежал в первый попавшийся подвал. Вбегаю и вижу – попал прямо немцам в лапы. Что мне было терять?! И тогда подумал: тебе, Ионов, теперь конец, и гитлеровцам должен быть конец. Выхватил из-за пояса гранату и бросил. А куда, сам не знаю. Гитлеровцы все остались живы, но взрыв сделал свое дело. «Хенде хох!», – командую; я в школе учил немецкий язык. Ну, они и подняли руки. Немцы не успели опомниться, как подошли наши солдаты, обезоружили их всех».

Рядовой Федор Васильевич Ионов за это был награжден орденом Красного Знамени. После войны он жил в деревне Карповка Пестреченского района Татарской АССР.

Последние новости

Новости компаний

Личный вклад – секрет успеха в реализации задач Года благоустройства

22 января 2025
Читать новость
Важные

МТС: 70% мобильного трафика «прокачивается» в сети 4G

22 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Откровенный разговор «Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь»

22 января 2025
Читать новость
Общество

Блогеры во Дворце Независимости!

22 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Мы голосуем за будущее наших детей!

22 января 2025
Читать новость
Лучшее - наше!

Молодые специалисты предприятий Могилева на встрече с Александром Студневым

22 января 2025
Читать новость

Рекомендуем